Как проходит аккредитация колледжа

Общая и экспертная информация по государственной аккредитации

По данным на 2016 год, 40% выпускников 9-х классов поступает в учреждения системы профессионального образования, а только 60% переходит в десятый класс. Все 3200 колледжей и техникумов России по ФГОС обязаны проходить государственную аккредитацию. Для чего она проводится и что это такое?

Виды аккредитации:

  • государственная;
  • общественная.

Государственная аккредитация – подтверждение на федеральном уровне того, что действующие образовательные программы колледжа и техникума законны и качественны.

На что обращают внимание при проведении экспертизы в рамках аккредитации в СПО? Главное – это соответствие итогового качества подготовки студентов с содержанием образовательной программы.

— Сведения о реализации заявленных для государственной аккредитации образовательных программ в обязательном порядке должны содержать полные тексты согласованных с представителями работодателей программ в соответствии с требованиями 273-ФЗ и конкретных ФГОС, в т. ч. УП, включая ИУП (при наличии), КУГ, рабочие программы модулей и дисциплин, методические и оценочные материалы с положительными заключениями работодателей и иные материалы, ежегодно обновляемые в соответствии с ЛНА организации, – прокомментировала на одном из вебинаров «Академии профессионального развития» эксперт в области образовательного права Елена Васильевна Зачесова.

Проведение экспертизы совершается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (специальной комиссией Рособрнадзора). Решение об аккредитации может быть положительным или отрицательным, но в любом случае органом должно выдаваться свидетельство.

Сроки действия этого свидетельства несколько различаются для учреждений, работающих по разным направлениям:

  • 6 лет. Основные образовательные направления (сюда же входит СПО).
  • 12 лет. Общеобразовательные программы.

Если колледж успешно прошел проверку, руководству колледжа отдадут:

  • соответствующее свидетельство;
  • приложения к нему.

Приложения к свидетельству нужны для подтверждения его действительности. Именно в приложениях указываются аккредитованные образовательные программы. По этим программам образовательное учреждение может предоставлять учащимся льготы и выдавать дипломы.

В уже аккредитованных организациях результат экспертизы предоставляется не позднее, чем через 105 дней со дня приёма заявления и документов от колледжа или техникума. Если речь идёт о переоформлении свидетельства о госаккредитации, то оно осуществляется не более чем за 45 дней со дня регистрации заявления от заявителя. Выдача дубликата занимает не более 15 дней.

Обычно, проверяющие требуют документы организации в распечатанном виде. Но закон разрешает их предоставлять и в электронном виде.

— Если в ПОО имеется ЛНА о правилах делопроизводства и документооборота, то согласно нему и следует хранить и предоставлять документы, – считает Елена Зачесова. – Но с другой стороны, как-то следует убедить членов аккредитационной комиссии, что можно ваши электронные документы читать с экрана и ничего не распечатывать. Аргументов масса, но я бы сослалась не на норматив, а на образец для подражания – Распоряжение Правительства РФ от 12.02.2011 N 176-р «Об утверждении плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности». Если уж Правительство против бумажек, то и ваше ПОО – тоже.

Общественная аккредитация подразумевает признание уровня или заслуг образовательной организации какими-либо общественными профорганизациями, союзами, ассоциациями. Заменить общественной аккредитацией государственную нельзя. Но общественная аккредитация влияет на престиж образовательного учреждения.

Приведём пример общественной аккредитации российского вуза. В апреле 2017 года Королевский колледж врачей и хирургов Канады решил провести институциональную аккредитацию одного из наших медицинских университетов. В результате наше образовательное учреждение получило статус аккредитованного на международном уровне высшего учебного заведения и повысило свой авторитет.

По каким причинам можно получить отказ в аккредитации?

Отказ в экспертном заключении по государственной аккредитации колледжа может быть в двух случаях:

  • если образовательная организация предоставила документы с ложной информацией;
  • в результате отрицательного заключения аккредитационной экспертизы.

Каковы последствия провала аккредитации?

Если колледж не получит свидетельство, то он не сможет продолжать обучать студентов. И даже сегодняшние выпускники не смогут забрать свои дипломы.

В медиасреде практически нет историй об учреждениях СПО, не прошедших аккредитацию, зато множество подобных историй о вузах.

Так, в начале июня 2017 года на городском сайте Омска была опубликована новость о том, что Комиссия Рособрнадзора не продлила аккредитацию подразделению одного вуза в Омске. На сайте вуза есть информация, что студентов обучают по 7 направлениям, а в данный момент аккредитация на выдачу диплома осталась лишь у профиля «Управление качеством». Остальные не прошли. Большинство выпускников 2017 года не получат дипломы в этом учебном заведении. Вузу придётся принимать меры. Например, договариваться с другими высшими учебными заведениями, чтобы те выдали их выпускникам дипломы.

Читайте также  Еткс водитель легкового автомобиля

Аналогичная ситуация может произойти и в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Обжалование или что делать, если колледж не прошел аккредитацию?

Представитель учреждения СПО может обжаловать решение, а также действия или бездействие проверяющих.

Обжалование возможно в случаях, если:

  • срок регистрации запроса заявителя о предоставлении госаккредитации был нарушен;
  • был нарушен срок предоставления госаккредитации;
  • у заявителя потребовали документы, которые не предусмотрены нормативно-правовыми актами РФ для предоставления госаккредитации;
  • отказали в приёме документов;
  • отказали по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ;
  • затребовали с заявителя какие-либо платы, которые не предусмотрены законодательством РФ;
  • отказали в исправлении ошибок в выданных документах или нарушили сроки по их исправлению.

Документ для обжалования нужно подавать распечатанным на бумаге.

В жалобе необходимо указать:

  • Название уполномоченного органа, указание должностного лица или гражданского госслужащего, которые предоставляли госуслугу и действия которых обжалуются.
  • ФИО, данные о месте жительства заявителя и контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты).
  • Данные о предмете обжалования.
  • Разъяснения претензий. Если у заявителя есть доказательства (к примеру, документы), их нужно отправить вместе с жалобой.

Если обжалуется отказ в приёме документов, отказ в исправлении опечаток/ошибок или нарушение сроков их исправления, то в течение 5 дней уполномоченный орган должен рассмотреть жалобу. В остальных случаях срок рассмотрения – 15 дней со дня регистрации.

Если в ходе рассмотрения жалобы или по результатам её рассмотрения обнаруживается административное правонарушение или преступление, то должностное уполномоченное лицо должно немедленно направить соответствующие материалы в прокуратуру.

Подготовиться к изменениям в сфере СПО вы сможете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца» . Зарегистрируйтесь прямо сейчас. Будьте на шаг впереди.

Даже если сегодня с документами у выбранного вами вуза всё в порядке, ситуация может измениться. Она меняется ежегодно. Когда вуз только открывается, он проходит процедуру первичного лицензирования и получает право вести образовательную деятельность по тем или иным специальностям. Затем его ждет постлицензионный контроль (не чаще, чем один раз в 2 года). Позднее подходит срок повторного лицензирования (лицензия выдается на пять лет).

Процедура аккредитации также проходит, как правило, раз в 5 лет. Она призвана подтвердить надлежащее качество образования в этом образовательном учреждении и право выдачи дипломов государственного образца. А также по прохождении аккредитации становится понятно, что же это за учебное заведение на самом деле: университет, академия или институт. Правда, став однажды университетом, вуз не гарантирует ни себе, ни студентам, что подтвердит этот статус в дальнейшем.

Лицензию и свидетельство об аккредитации вы можете требовать непосредственно в приемной комиссии. Смотрите на дату выдачи – и подсчитывайте, до какого года действуют оба документа! В электронном виде они должны быть размещены на сайте вуза. В крайнем случае уточните информацию о вузе непосредственно в Рособрнадзоре.

У Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова подобные документы можете не проверять. У главного университета России свой особый статус, к тому же МГУ продвигает идею даже о том, чтобы выдавать собственные дипломы.

По отношению к процедуре аккредитации нет разницы, какой вуз ее проходит – государственный или нет. Качество образования в негосударственных вузах вполне способно удовлетворять аккредитационным требованиям. (Другое дело – прогнозируемое в связи с кризисом изменение платежеспособности тех, кто будет учиться на платной основе где бы то ни было.) К тому же со временем Рособрнадзор собирается разработать механизмы учета негосударственной позиции частных вузов в государственной процедуре аккредитации.

Аккредитация учебной программы

От аккредитации самого учебного заведения следует отличать аккредитацию программ и всего того, что имеет отношение к содержанию и средствам образования (учебники, проверочные тесты). Аккредитация программы – это утверждение ее Министерством науки и образования РФ. Программа получает аккредитацию не раньше, чем проходит первый выпуск студентов. У одного и того же вуза, наряду с аккредитованными образовательными программами, могут быть неаккредитованные – скажем, новые. При выборе вуза (в крайнем случае – при подаче документов) обращайте внимание на то, какие образовательные программы аккредитованы, а какие – нет. Такое может встретиться часто, тем более что большое количество образовательных программ аккредитацию не проходят. И главная причина отказа в аккредитации – неудовлетворительное качество образования. (По сравнению с программами, даже у вузов в целом дела с аккредитацией обстоят лучше. Так, несмотря на то, что на октябрьской аккредитационной комиссии 2 университета из 6 не подтвердили свой статус, всё же за последние 4 года практически не было вузов, которые аккредитацию пройти не смогли вовсе.) По неаккредитованным программам диплом государственного образца выдать не могут.

Читайте также  Обязанности пионервожатой в школе

Что делать, если вы заплатили за обучение, и вам не нравится, как вас учат, – а до государственных проверок в вашей альма-матер еще далеко? Студенты-платники, которых не устраивает качество образования, теоретически могут обращаться с претензиями в территориальные органы управления образованием. Впрочем, сначала лучше перечитать свой же договор с вузом. Допустим, студента, не полностью внесшего оплату за обучение, не допустили до сессии. Но в контракте это условие может быть зафиксировано заранее. Старайтесь контролировать сами, хорошо ли вам преподают. Интересно, в каких облаках витал тот уральский заочник, который только по окончании университета обнаружил, что его плохо выучили, и подал в суд. Дело, конечно, завели, рассмотрели (это было в прошлом году) – но исковые требования оставили без удовлетворения.

Что подвергается проверке?

И вот наступает аккредитация – та самая «неожиданная» угроза вузу, в который вы, надеемся, благополучно поступите. Представитель Рособрнадзора организует проверку и приглашает примкнуть к ней специалистов, способных провести анализ качества образования по своей специальности. Перед проверкой преподаватели могут повысить требования к студентам, поскольку тех будут тестировать, чтобы вуз подтвердил свою репутацию, – это значительная часть всех инспекторских действий. Тестируют студентов выборочно, не всех. Проверочные тесты стандартизованы и называются АПИМ (аттестационно-педагогические измерительные материалы). Преподаватель на своих обычных лекциях отклонялся от стандарта? Это его вина.

Проверке подвергаются аккредитационные показатели – не только качество обучения, но и научная деятельность (кстати, эксперты из ГУ-ВШЭ утверждают, что научной работой сегодня занимаются не более 19 % из 330 000 преподавателей вузов). Во время аккредитации эксперты проверяют и лицензионные показатели – оценивают условия образовательной деятельности и подбор кадров.

Особое внимание отныне станут уделять сайтам вузов. Как оказалось, раньше там размещались в том числе и недостоверные сведения – заявляли о наличии лицензии, которая на самом деле приостановлена или отозвана, или предлагали специальности, которых нет в действующей лицензии вуза. Несмотря на то, что здесь идет речь о лицензии, требование говорить о ней правду на сайте – это не лицензионное, а аккредитационное требование. Прозрачность, доступность информации, как и ее достоверность, – всё это тоже аккредитационные требования.

На сайте должен быть представлен перечень всех специальностей и направлений подготовки студентов, указана возможность обучения по всем формам, которые только есть в вузе (по очной, вечерней или заочной), и обозначено наличие военной кафедры. Казалось бы, всё это нет нужды перечислять в аккредитационных требованиях, потому что всё это само собой разумеется. Увы, доверчивые граждане верят не только интернет-блефу, что институт – это якобы университет, но и объявлениям, которые клеил прямо на зданиях церквей недавно пойманный в Москве мошенник. Он представлялся ректором Института духовной культуры святых Кирилла и Мефодия и успел собрать со своих студентов немалые средства.

Если Рособрнадзор видит основания лишить вуз аккредитации, сначала он может сделать предупреждение, с тем чтобы вуз улучшил ситуацию.

На это дается время. Например, Воронежскому госуниверситету отвели полгода на то, чтобы привести в порядок график обучения юристов и экономистов. Справедливо? Да. Однако не всё можно улучшить за полгода. Скажем, финансирование вузов – вне зависимости от мирового кризиса – остается неизменным. И если бы критике подверглось устаревшее лабораторное оборудование, то новое так просто не купишь. А приобрести всю необходимую актуальную научную литературу, возможно, относительно легко только в Москве. Имеет ли вуз право жаловаться на тяжелое материальное положение? Это помогает выяснить камеральная проверка – когда проверяется, как вуз расходует бюджетные средства. В ходе аккредитации такой вид контроля также возможен.

Неисполнение требований ведет к приостановлению лицензии или аккредитации вуза. А если в процессе проверки вуз «остался в живых», но не подтвердил статус университета, он переходит в статус академии или института. Так произошло с Барнаульской педагогической ныне уже академией и с Петербургским архитектурно-строительным теперь просто институтом (когда-то знаменитым ЛИСИ).

Студент вуза, потерявшего аккредитацию, уже не может получить диплом государственного образца (а просто диплом этого вуза – получить вправе). Когда есть желание пройти непременно государственную итоговую аттестацию, это можно сделать в другом, аккредитованном вузе. А если итоговая аттестация еще нескоро, и вы хотите перевестись в аккредитованный вуз, чтобы учиться, то на новом месте вам придется сдать зачеты и экзамены по предметам, составляющим академическую разницу в учебном плане.

Некогда аккредитованный, вуз предоставлял отсрочку от службы в армии? Не продлив аккредитацию, он теряет право давать и отсрочку от армии.

Если вы поступите в филиал, а он не продлит аккредитацию, вы сможете пройти госаттестацию в головном вузе. Другой вопрос, поступать ли в филиал: эти подразделения вузов оказались сейчас в группе риска. Раньше просторные корпуса, замечательная библиотека и роскошный профессорско-преподавательский состав головного вуза в другом городе автоматически позволяли аттестовать по этим критериям и его филиал. Теперь все эти условия должны быть соблюдены в самом филиале, иначе тот просто ликвидируют. Так, последнее предупреждение получил филиал Московского института экономики, менеджмента и права в Воронеже, а многие филиалы вузов так и вовсе уже закрыты.

Читайте также  Как узнать сел ли пассажир в поезд

Через год после лишения статуса университета вуз может снова попытать счастья. Но он вправе и оставаться институтом, если его руководство сочтет факт разжалования справедливым. А когда проверка ставит под угрозу само существование вуза, то дожидаться ее вовсе необязательно. Так, представительства ВЗФЭИ в Калаче и Россоши, вопреки правилам проводившие образовательную деятельность (учить студентов разрешено только головным вузам и филиалам), свернули свою работу сами.

Разработка процедуры аккредитации вузов продолжается. Сие означает, что среди аккредитационных требований скорее всего возникнут новые. А для вас это значит, что при выборе вуза вам придется быть еще внимательнее.

Примерный перечень документов для прохождения процедуры государственной аккредитации

Первый этап. Проверка достоверности сведений общих для всех образовательных программ

а. Заверенная в установленном порядке копия лицензии с приложениями на ведение образовательной деятельности

b. Заверенная в установленном порядке копия свидетельства о государственной аккредитации с приложениями

с. Заверенная в установленном порядке копия устава образовательной организации

d. Заверенная в установленном порядке копия лицензии на осуществление медицинской деятельности для помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников

е. Заверенная в установленном порядке копия заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности

f. Заверенная в установленном порядке копия заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности

g. Справка о наличии у профессиональной образовательной организации (образовательной организации высшего образования; организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения) специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

h. Заверенная в установленном порядке копия договора аренды (свидетельство о собственности) или договор о безвозмездном пользовании (с приложением свидетельства о регистрации прав и экспликации помещений)

2. Заверенная в установленном порядке копия лицензии (лицензионные соглашения) на программное обеспечение (для свободного ПО – GNU General Public License или аналог)

3. Заверенная в установленном порядке копия договоров купли-продажи ИКТ оборудования, акты ввода ИКТ оборудования в эксплуатацию, инвентаризационные ведомости ИКТ-оборудования (в соответствии с Положением о бухгалтерском учете, должны иметься в наличии не менее 1 за последние 3 года)

3.1 Заверенная в установленном порядке копия договоров купли-продажи ИКТ оборудования

3.2 Акты ввода ИКТ оборудования в эксплуатацию

3.3 Инвентаризационные ведомости ИКТ-оборудования (в соответствии с Положением о бухгалтерском учете, должны иметься в наличии не менее 1 за последние 3 года)

4. Заверенная в установленном порядке копия договора на использование сторонних ЭБС (с приложением свидетельства о регистрации в качестве электронного СМИ или свидетельства о регистрации прав на программное обеспечение, свидетельства о регистрации прав на базу данных материалов (контент)) или акт ввода в эксплуатацию собственной электронной библиотеки (с приложением свидетельства о регистрации прав на программное обеспечение; свидетельства о регистрации прав на базу данных материалов (контент))

5. Заверенная в установленном порядке копия расписаний учебных занятий за последний учебный год

6. Заверенная в установленном порядке копия для бюджетных организаций: Отчет об исполнении учреждением плана его Финансово-хозяйственной деятельности, для частных образовательных организаций: Формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

7. Заверенная в установленном порядке копия договоров и актов по НИОКР (при отсутствии соответствующей строки в отчётности)

Характеристики системы управления качеством

8. Заверенная в установленном порядке копия заключения независимой экспертизы системы управления качеством образовательной организации (заключение общественной, профессионально-общественной аккредитации, аудита или иной оценки), при наличии

Второй этап. Проверка достоверности сведений по образовательной программе

Содержание образовательной программы

1. Заверенная в установленном порядке копия лицензии с приложениями на ведение образовательной деятельности

2. Заверенная в установленном порядке копия свидетельства о государственной аккредитации с приложениями

3. Заверенная в установленном порядке копия расписаний учебных занятий за последний учебный год

4. Заверенная в установленном порядке копия образовательной программы (разработанная и утвержденная в полном объеме) включая учебные планы, календарныe графики, фонды оценочных средств, рабочие программы модулей (дисциплин), практик, приказы об утверждении и пересмотре образовательной программы, а также журналы регистрации приказов за соответствующие годы

4.1 Заверенная в установленном порядке копия образовательной программы (разработанная и утвержденная в полном объеме)

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector