Указ президента о запрете курения

С 24 января 2019 года в Беларуси ужесточилось антитабачное законодательство — президент подписал Декрет №2 об изменении Декрета №28 от 2002 года.

Где теперь запрещено курение?

Объединенный список мест, где курение и вейпинг (электронные сигареты) были запрещены уже давно, и новых, введенных с 2019 года:

  1. Подъезды, лестничные площадки, лифты и другие вспомогательные помещениях многоквартирных домов и общежитий:
  1. Штраф за нарушение правил пользования жилыми помещениями составляет до 30 базовых величин (поставление Совмина №399 от 2013 года).
  • Автомобили, перевозящие детей до 14 лет:
    1. Штраф можно получить даже при курении в собственном авто, если в нем есть ребенок.
    2. Детские площадки.
    3. Рабочие места в помещениях (например, кабинеты).
    4. Территории и помещения спортивно-оздоровительных лагерей.
    5. Учреждения образования (школы, ССУЗы, ВУЗы и другие).
    6. Подземные переходы.
    7. Остановочные пункты и посадочные площадки общественного транспорта.
    8. Запрещено курение, за исключением специально созданных мест:

      1. Рынки, торговые центры.
      2. Рестораны, кафе, включая летние террасы.
      3. Пляжи.
      4. Другие помещения (полный список в Главе 11 Декрета №2, ссылка на документ в начале статьи).

      Вниманию родителей подростков! Если вашего ребенка младше 16 лет застанут за курением, вы можете получить штраф. При условии, что причиной этому стало невыполнение родителями обязанностей по воспитанию. Размер штрафа — до 10 базовых величин.

      За курение в местах, запрещенных статьей 17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусмотрен штраф размере до 4 базовых величин.

      Закон, запрещающий курение, является положительным решением, принятым на уровне государства. Его выполнения сопряжено с определенными трудностями, и не всегда реализовать его нормы можно в реальной жизни.

      Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

      +7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

      ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

      Это быстро и БЕСПЛАТНО!

      Но в основном, его положения являются приемлемыми для большинства граждан и должны неукоснительно выполняться.

      Первоначальная информация

      Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма…» вступил в действие с 23.02.2013 года.

      Его принятие было почти единогласным. Оснований, которые послужили стимулом к разработке этого закона довольно много.

      Для чего был создан законопроект

      Статистика, которая собирается ежегодно, свидетельствует о том, что практически около 500 тысяч граждан страны умирают от онкозаболеваний и других болезней, вызванных пагубной привычкой – курением или дымоглотанием – вдыханием дыма сигарет.

      Такая ужасающая статистика стала одной из основных причин создания законопроекта, который стал еще одним шагом, призванным улучшить статистику, снизить вредное воздействие на здоровье этого продукта и его последствия, и улучшить качество жизни граждан страны.

      Фото: запрет на курение в общественных местах

      Пропагандировать здоровый образ жизни и воспитывать молодое поколение, не имеющего таких вредных привычек, также помогает реализация данного закона.

      Оздоровление нации путем введения данного норматива – это также и реализация требований Рамочной конвенции, которую приняла Всемирная организация здравоохранения с целью борьбы против табакокурения.

      Одной из ее сторон является Россия, присоединившаяся к этой инициативе с 11 мая 2019 года. Таким образом, новый закон позволяет на международном уровне выполнять обязательства в противодействии курению, снижению количества смертей, причиной которых стал табак.

      «Антитабачный» закон воспринят в стране неоднозначно, так как касается не только курильщиков, но и производителей этого товара.

      В каких именно местах нельзя курить табак

      С введением в действие этого норматива в 2013 запрещено табакокурение в учебных заведениях, медицинских учреждениях, заведениях санаторно-курортного типа, в зданиях, в которых располагаются органы госвласти, муниципальные учреждениях, соцслужбы.

      Также запрет введен во всех видах общественного, пригородного пассажирского транспорта, в подъездах домов. Коснулся он и самолетов, вокзалов, станций метро.

      Фото: антитабачный законопроект

      Естественным считается запрет табакокурения в спортивных и культурно-просветительных заведениях, на предприятиях, в детских, пляжных зонах.

      Вынесен запрещающий вердикт в отношении табакокурения помещениях в кафе, гостиниц, ресторанов, на территории объектов торговли, рынков, на платформах, с которых отправляются пригородные электрички.

      Нормативная база

      Кроме закона №51-ФЗ в России функционирует ряд нормативных актов, связанных с запретом табакокурения:

      • ФЗ №274 от 21.10.13 года, которым внесены изменения в КоАП в части штрафных санкции за нарушение требований закона No15;
      • Распоряжение Правительства №1563-р от 23.09.10года;
      • Приказ Минздрава РФ №214-н от 12.05.14 года, которым утверждены требования к знаку, запрещающему курение и его размещению.
      Читайте также  Как узнать прошла ли оплата налога

      Функционирование з-на №15 о запрете курения в общественных местах

      Запрет может работать, если есть действенные механизмы по его реализации и соблюдению. Подкрепить такую инициативу призваны соответствующие нормы, которые позволят реализовать наказание за несоблюдение законодательства в этом направлении деятельности.

      Закон, который часто называют «антитабачным», предусматривает в статье 23 дисциплинарную, гражданскую и админответственность за нарушение его требований.

      Во время реализации закона №15 мест, в которых привыкли курить граждане страны, практически не станет.

      Употреблять табачные изделия это можно будет исключительно в домашних условиях, на улицах, которые запретом не охвачены.

      Опросы, проведенные несколько лет назад в рамках GATS, показали, что в РФ практически 44 миллиона граждан, или 39% взрослых постоянно курят табак. Многие из них скептически относятся к запрету, считая, что закон работать не будет.

      Какие инстанции следят за соблюдением

      Курильщикам необходимо ознакомиться со списком мест, на которые распространяется закон о запрете курения и стараться его соблюдать.

      Соответственно, нужно еще доказать, что имело место нарушение закона, и сторона, обвиняющая курильщика должна предоставить веские доказательства этого факта.

      Неоспоримым фактом может быть только обстоятельство, при котором человека поймали за руку во время курения.

      Недобросовестных граждан, которые нарушают требования закона о запрете табакокурения обязаны привлекать к административной ответственности следующие инстанции:

      Чтобы доказать факт табакокурения в запрещенном законом месте, необходимо не только предоставить показания свидетелей.

      Неопровержимым доказательством может считаться видео и фотофиксация, но такая техника пока еще не установлена во всех общественных местах, на лестницах, перронах железнодорожного вокзала.

      Поэтому со сбором доказательств для обвинения имеются определенные трудности. Если человек, обвиняемый в курении в неположенном месте, не хочет соглашаться с составленным на него протоколом об админнарушении в соответствии с законом, его можно оспорить в суде.

      Также у него есть право оспорить действия или отсутствие таковых от представителей власти, а также должностных лиц, гос- или муниципальных работников, если человек считает, что его права нарушались.

      Данная норма прописана в ст.254 ч.1 ГПК РФ. К вопросу использования видео и фотофиксации нарушения также нужно подходить очень осторожно, так как это связано с возможным нарушением неприкосновенности частной жизни в соответствии с требованиями Конституции РФ (ст.23).

      Если доказательная база собрана с нарушением требований законодательства, она не может иметь юридического основания. Поэтому судебный орган не примет их к рассмотрению (ст.55 ч.2 ГПК РФ).

      В связи с этим многие игнорируют требования, изложенные в «антитабачном» законе и иных нормативных актах, так как нарушители уверенны в своей безнаказанности, а со стороны граждан, выявляющих такие факты можно услышать только замечания, дальше которых никто ничего не предпринимает, так как это связано с затратами времени, сил и нервов.

      Но если все же нарушитель был пойман с поличным, попался на камеру супермаркета или установленную в подъезде на законных основаниях, ему грозит штраф или хождение по судам.

      Соседи по лестничной площадке также могут уличить курильщика, мешающего табачным дымом и разбросанными по подъезду окурками.

      Для этого достаточно вызвать участкового и зафиксировать факт курения в его присутствии. Он также должен провести опрос соседей и вынести свое решение.

      Противникам табакокурения можно воздействовать на нарушителя следующим образом:

      • предупредить его о запрете курения в этом месте, вручить на память выдержку из закона;
      • повесить объявления с указанием пунктов норматива, которыми введен запрет;
      • при отсутствии реакции на эти действия нужно вызывать участкового, полицейских, передать им письменное заявление. Если полицейские откажут в реагировании на данный случай, можно обратиться с жалобой в орган прокуратуры.

      Размер штрафа

      В связи с тем, что не только рядовые граждане должны следить за соблюдением норм ФЗ 15 о запрете курения, но и юридические и должностные лица, наложение штрафов закон также предусматривает и на них. Административные наказания колеблются в пределах:

      Для граждан От 1 000 до 5 000 рублей
      Для юридических лиц От 50 000 до 160 000 рублей в зависимости от вида нарушения
      Для должностных лиц От 5 000 до 50 000 рублей
      ИП 30 000-50 000 рублей

      Фото: штрафы за нарушения антитабачного закона

      Последние изменения редакции

      В 2019 году вступили в действие новые положения ФЗ No15, Среди них стоит отметить следующие нововведения:

      • обязательная постановка на учет табачных изделий, которые ввозятся из-за рубежа и производятся в России;
      • контроль оборудования для табачной промышленности, которое выпускается в России;
      • контроль подлинности акцизных и спецмарок для табачных изделий;
      • проверки движения табачных изделий в пределах страны.
      Читайте также  Полная гибель автомобиля по осаго

      Закон No15-ФЗ является нужным нормативно-правовым актом, призванным приносить пользу курильщикам и тем, кто вынужден соседствовать с гражданами, имеющими такую вредную привычку.

      Но судя по продажам продукции табачного ряда, потребление которых снизилось незначительно (в 2017 году на 6-8%), говорить о серьезных результатах его внедрения пока не приходится.

      Успех этого закона зависит во многом от сознания каждого гражданина, своевременного реагирования на факты нарушений, оказания помощи правоохранительным органам, и принятия действенных мер по устранению выявленных проблем.

      Положительные результаты будут, но их проявления будет постепенным, по результатам нескольких лет действия этого норматива.

      Кроме того, периодически будут появляться регулирующие его функционирование подзаконные акты, которые позволят отладить все его механизмы и вывести на должный уровень.

      Видео: о запрете курения на улице

      • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
      • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

      Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

      1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
      2. Позвоните на горячую линию:
        • Москва и Область – +7 (499) 110-43-85
        • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-60-09
        • Регионы – 8 (800) 222-69-48

        ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

        Никотиновая зависимость – одна из самых распространенных и сильных зависимостей в мире. Отрицательное влияние курения сигарет не столь очевидно со стороны, потому что курение в восприятии большинства остается не более, чем вредной привычкой. Однако по данным Всемирной организации здравоохранения, курение убивает жизней больше, чем все остальные вредные привычки (включая алкоголизм) вместе взятые.

        Не меньшую опасность представляет собой такое явление, как пассивное курение. Этот факт явился одной из причин принятия так называемого «антитабачного» закона в России — закона, запрещающего в первую очередь курение в общественных местах.

        Общие положения закона

        Федеральный закон N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в обиходе именуется на различный лад: закон о табакокурении, закон о вреде курения, закон о защите от табачного дыма, о борьбе с курением, антитабачный закон и т.д.

        Вам будет интересно: ФЗ о торговле по ссылке:

        ФЗ 15 был принят в Российской Федерации в феврале 2013 года. Это крайне актуальный и резонансный закон, вызвавший в свое время множество споров и обсуждений в обществе.

        В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака — договором, принятым в качестве ответной меры на глобализацию табачной эпидемии, — закон ФЗ 15 регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

        ФЗ 173 в новой редакции смотрите тут:

        Путем принятия настоящего закона, Правительство России решило основательно взяться за проблему курения в стране и решить таким образом сразу несколько задач:

        • Разграничить курящих от некурящих, защитив интересы последних;
        • Позаботиться о состоянии здоровья граждан, не приобщенных к курению.
        • Основные положения ФЗ 59 читайте тут:

        Закон о запрете курения представлен 25 статьями. Главными аспектами, прописанными в акте, являются:

        • Основные понятия, используемые в законе;
        • Охрана здоровья населения от негативного воздействия табачного дыма;
        • Полномочия государственных органов в данной сфере (федеральных, региональных и местного самоуправления);
        • Взаимодействие государства с табачными компаниями;
        • Права и обязанности физических и юридических лиц, а также предпринимателей в сфере охраны здоровья людей от влияния окружающего табачного дыма;
        • Меры предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на граждан и организация мер по сокращению потребления сигарет и табака;
        • Запрет курения в отдельных помещениях и на отдельных территориях;
        • Меры по снижению спроса на табачную продукцию, осуществляемые через ценовую и налоговую политику;
        • Регулирование состава сигарет и обязательство по его раскрытию. Требования к упаковке и маркировке табачных изделий;
        • Информирование населения о вреде курения и об опасности его для окружающих;
        • Запрет рекламирования и спонсорства табака, а также запрет на действия, стимулирующие продажу сигарет (показ в средствах массовой информации, кино, видеоклипах и пр.);
        • Медицинская помощь, оказываемая в целях прекращения потребления табачной продукции. Лечение никотиновой зависимости, устранение последствий курения;
        • Меры по предотвращению незаконной реализации табачной продукции;
        • Ограничения торговли;
        • Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним гражданам, а также вовлечение детей в процесс курения;
        • Государственный надзор за соблюдением положений настоящего закона;
        • Мониторинг и оценка эффективности мероприятий, реализуемых в рамках охраны здоровья населения от курения и окружающего табачного дыма;
        • Ответственность за нарушение закона.
        Читайте также  Обязателен ли штрих код на товаре

        Закон о запрете курения — относительно «молодой» нормативный акт. Однако ввиду актуальности предмета регулирования, он подвергался множественным корректировкам и дополнениям. Последняя редакция антитабачного закона датируется декабрем 2016 года.

        Последние поправки

        В 2017 году, согласно отдельным положениям ФЗ N 471 «О внесении изменений…», вступили в силу поправки, коснувшиеся статьи о предотвращении незаконной торговли табачной продукцией. А точнее — вступили в силу 1 и 2 пункты части первой статьи 18 закона. Теперь во избежание незаконной реализации сигарет и табака, полномочными структурами должны обеспечиваться учет производства изделий, перемещения их через таможенную границу Российской Федерации и Таможенного союза, а также осуществления оптовой и розничной продажи. Кроме того, должно проводиться отслеживание оборота оборудования, задействованного в производстве данной продукции.

        В июле 2018 года в силу вступит часть вторая и четвертая 18 статьи ФЗ 15. Часть первая гласит, что учет производства табачной продукции, ее перемещения через границу Таможенного союза и России, реализации оптовой и розничной продажи сигарет, отслеживание оборота производственного оборудования, а также движения и распределения продукции производится на основании данных налогового и таможенного учета, систем маркировки изделий марками и собственных систем учета производителей. Полномочный в данной сфере государственный орган, а также порядок обмена информацией между профильными контролирующими структурами определяются Правительством РФ.

        Часть четвертая статьи 18 регулирует вопрос о проверке подлинности специальных и акцизных марок. Проводиться контроль должен организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю и уполномоченными органами. Проверка производится визуально либо с применением соответствующих приборов с использованием доступа к ресурсу информации, предоставляемой органом исполнительной власти.

        Если сразу после выхода в свет, закон регламентировал небольшой перечень мест, где за курение полагается штраф, то к 2017 году этот список был расширен по-максимуму. На сегодняшний день согласно 12 статье ФЗ-15 о запрете курения, потреблять табачные изделия запрещено:

        • В общественных местах (местах массового скопления людей);
        • На территории (и, соответственно, в помещениях) учебных и культурных заведений, а также спортивных объектов (школы, университеты, колледжи, дома культуры, концертные залы, театры, дворцы спорта, стадионы и так далее);
        • Возле медицинских учреждений: на территории больниц, поликлиник, санаториев;
        • В общественном транспорте: как местном так и дальнего следования (метро, автобусы, самолеты, поезда, корабли). Законом запрещено курение вблизи остановок и станций метро, а также на территориях аэропортов и автовокзалов (необходимо соблюдать расстояние не менее 15 метров от остановки или от входа на территорию);
        • В любых общественных зданиях, особенно в государственных учреждениях;
        • В магазинах, торговых залах, а также в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг;
        • В многоквартирных домах, общежитиях, гостиницах. Вопреки сложившейся практике, нельзя курить на лестничных клетках и в лифтах — только в квартире и на собственном балконе;
        • На территории детских площадок и общественных пляжей;
        • На автозаправочных станциях, поскольку те считаются территорией высокой степени пожароопасности;
        • Находясь за рулем транспортного средства;
        • В помещениях общественных заведений: ресторанов, кафе, баров;
        • В различных ремонтных конторах, мастерских и ателье.

        Курение разрешается на специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях (в том числе помещениях общего пользования многоквартирных домов), оборудованных системами вентиляции. Чтобы ознакомиться с перечнем требований к выделению таких мест и их оснащению, необходимо обратиться к Приказу Министерства строительства и ЖКХ и Министерству здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2014.

        Контроль за соблюдением положений закона в части запрета на курение в общественных местах, находящихся вне помещений, в первую очередь ложится на сотрудников полиции. Если же нарушение происходит в рамках заведения, штраф по закону могут наложить также Пожарная служба и Роспотребнадзор.

        Кратко о некоторых штрафных санкциях, предусмотренных за нарушение настоящего закона Кодексом РФ об административных правонарушениях:

        • Курение в общественном месте — от 500 до 1500 рублей;
        • Вблизи детской площадки — от 2000 до 3000 рублей;
        • Вовлечение в процесс курения детей обойдется в 1000 — 2000 рублей для постороннего лица и 2000-3000 для родителей;
        • Продажа сигарет несовершеннолетним — от 3000 до 5000 рублей. Организациям при этом может грозить штраф до 150 тыс. рублей.

        Скачать последнюю редакцию ФЗ 15

        Знать основные положения антитабачного закона необходимо всем без исключения гражданам и организациям для ознакомления с собственными правами и обязанностями.

        Ссылка на основную публикацию
        Adblock detector