Требования к водителю экспедитору

В последнее время все чаще можно встретить потребность в такой профессии, как водитель-экспедитор.

Что же это за профессия, и какие обязанности у водителя экспедитора?

Ответ поможет найти инструкция о должностных обязанностях претендента, который имеет намерение получить эту работу.

Навигация по статье

В чем особенности профессии?

На первый взгляд в профессии водителя-экспедитора нет ничего особенного и примечательного, главное, сидеть за рулем грузового автомобиля и следить за соблюдением правильности маршрута. Но это только на первый взгляд все так просто.

На самом же деле, человек, который занимает эту должность, должен обладать определенными навыками, знаниями и способностями для того чтобы не только правильно составить рабочий маршрут, но и организовать своевременную доставку груза.

Нельзя также забывать о том, что водитель-экспедитор должен при погрузке или разгрузке товара обязательно учитывать особенности каждого вида товаров. Ведь это является залогом сохранности его целостности.

Кроме этого, в дороге нет гарантии того, что автомобиль не сломается, а это означает, что сотрудник, прокладывая маршрут, должен знать, где именно находятся пункты по ремонту грузовых авто.

Необходимо обладать также навыками заполнения складских документов: товаротранспортные и складские накладные. От того, насколько правильно и своевременно водитель экспедитор заполнит все необходимые документы, зависит и его заработная плата.

Конечно же, ни в коем случае нельзя забывать о наличии таких навыков, как умение общаться с людьми. Ведь водителю экспедитору по роду своей деятельности приходится общаться с разношерстными людьми: вспыльчивыми, медлительными или нетерпеливыми.

Сотрудник должен уметь найти подход к каждому человеку, организовать общение с ним, таким образом, дабы это ни в коем случае не навредило своевременной доставке грузов в целости и сохранности.

Это означает, что для того чтобы успешно работать водителем экспедитором, необходимо обладать массой знаний и навыков, быть психологом, уметь ориентироваться на местности, знать делопроизводство, а также иметь опыт складской работы.

Какие обязанности и индивидуальная мат. ответственность претендента на этот пост

Данная профессия относится к разряду востребованных. Если внимательно посмотреть на предложения биржи труда или объявлений по поиску вакансий, многие компании помечают потребность в человека на эту должность, как «срочно».

Возникает вопрос: так ли много нужно водителей экспедиторов или к данной профессии выдвигаются некие специфические требования, что приводит к тому, что люди на этой должности не задерживаются?

В основном это связано с тем, что человек должен обладать в первую очередь большой долей ответственности. Именно поэтому перед тем, как принять человека на эту должность, руководители предприятий просят проработать претендента некий испытательный срок. Это необходимо для того чтобы руководитель предприятия убедился в том, что претендент на занимаемую должность сможет справиться со своими профессиональными обязанностями.

Каковы же обязанности водителя-экспедитора грузового автомобиля:

  • Водитель экспедитор не должен бросать грузовое транспортное средство без внимания. Если возникла такая необходимость, машину должен оставлять только на стоянках, где будет обеспечена ее охрана, предварительно поставив его на сигнализацию.
  • Машина должна быть вовремя доставлена под погрузку товара каждый день.
  • Запрещается подвозить в машине по ходу следования посторонних лиц или использовать транспортное средство в личных целях.
  • Экспедитор грузового автомобиля обязан не только внимательно следить, но и принимать непосредственное участие в погрузке, разгрузке и креплении внутри кузова всей партии товара.
  • При погрузке товара в машину следить за тем, чтобы было соблюдено товарное соседство.
  • Контролировать сохранность не только самого товара, но и его упаковки.
  • Вовремя и со всей ответственностью относиться к составлению таких документов, как товаротранспортная накладная, акт недостачи или акт непригодности товара.
  • Всегда быть готовым к выполнению отдельных заданий, которые отдает его непосредственный начальник.

Инструкция обязанностей водителя

Нередко возникают такие ситуации, когда между водителем экспедитором и руководителем предприятия возникают недоразумения по поводу материальной ответственности одной из сторон.

Дабы избежать возникновения таких недоразумений перед оформлением на работу между претендентом и предприятием составляются и подписываются следующие соглашения:

  • Трудовое соглашение. В этом документе четко прописываются данные претендента на должность, график его работы, необходимость составления экспедитором всех текущих документов и пр.
  • Договор об индивидуальной мат. ответственности. Этот документ подразумевает полную ответственность человека не только за грузовое ТС, но и за груз, который он принимает на складе или от поставщиков товаров.

Обязанности водителя экспедитора, инструкция должностная – этот тот документ, с которым обязательно должен ознакомиться претендент на занимаемую должность и поставить свою подпись. Это означает, что сотрудник поставлен в известность о своих обязанностях, полностью с ними согласен и готов к их выполнению.

В чем же особенность должностной инструкции водителя экспедитора? Она разрабатывается и составляется не только с учетом особенностей этой профессии, но и особенностей деятельности предприятия, на котором работает человек.

Основная причина составления такой инструкции заключается в том, чтобы человек был знаком со всеми особенностями будущей работы, которые не оговаривались в трудовом договоре. Можно сказать, что должностная инструкция является дополнением трудового соглашения между предприятием и сотрудником. Особое внимание в ней уделяется материальной ответственности экспедитора, а также его права.

Читайте также  Как правильно писать займ или заем

Водитель экспедитор несет мат. ответственность за:

  • Содержание грузового автомобиля в целости и сохранности, содержание его в надлежащем исправном состоянии.
  • Несет полную материальную ответственность за товар, который загружается на складе или принимается у поставщиков.

Чем детальнее будет прописана мат. ответственность водителя экспедитора, тем меньше вероятность возникновения разного рода недоразумений между экспедитором и руководящими органами организации.

Водитель-экспедитор отвечает за выгрузку товара

Правильность проведения процесса загрузки – выгрузки товаров, как на складе, так и по пути следования грузового автомобиля.

Ответственность может наступить в случае доказанности вины водителя экспедитора, согласно трудового, гражданского или уголовного законодательства.

Неисполнение своих профессиональных обязанностей, прописанных в трудовом соглашении, нанесение значительного ущерба также несет за собой ответственность водителя экспедитора.

Кроме обязанностей, в профессиональной инструкции прописаны также и права экспедитора. Он может требовать от руководящих органов нанимателя соблюдения условий, при которых он сможет выполнять свои проф. обязанности на надлежащем уровне.

Водитель имеет право знакомить руководящие органы работодателя свои предложения, которые касаются выбора маршрута передвижения грузового автомобиля, а также проведения процесса погрузки или выгрузки товара непосредственно на складе предприятия или на складах поставщиков товаров.

В права водителя экспедитора входит также право на своевременное информирование руководства о поломках грузового транспортного средства, а также о необходимости проведения технического осмотра машины или приобретении запасных частей или механизмов, необходимых для того чтобы поддерживать автомобиль в исправном состоянии.

При каких условиях наступает материальная ответственность экспедитора

Существуют общепринятые условия, при которых наступает материальная ответственность водителя экспедитора. Это возможно только в том случае, когда будет проведено детальное расследование произошедшего.

В процессе расследования должны быть установлены причинно – наследственные связи, которые бы способствовали возникновению данного происшествия. Это может быть кража или повреждение целостности товара; поломка грузового автомобиля, произошедшая в результате неправильных, некомпетентных действий или бездействия водителя; своевременности вызова правоохранительных органов или технической помощи и т. п.

Если в результате проведенного профессионального расследования всех этих факторов, провинность экспедитора будет доказана, ему не удастся избежать мат. ответственности. Размер материальной ответственности водителя, а также мера его вины может быть установлена только в судебном порядке.

Хотелось бы обратить внимание на то, что если руководство предприятия с одной стороны и водитель экспедитор – с другой, будут придерживаться соблюдения своих профессиональных инструкций и обязанностей, будут ответственно к ним относиться, вероятность возникновения непредвиденных ситуаций сводится к минимуму.

Профессия относится к разряду востребованных и хорошо оплачиваемых должностей. При этом, не следует забывать о том, что претендент на эту должность несет за собой довольно большую индивидуальную мат. ответственность: за груз и за транспортное средство.

Это требует от экспедитора более чем ответственного отношения к своей работе, соблюдения трудовой дисциплины, а от руководящих органов работодателя — создания всех условий, необходимых для обеспечения условий работы водителя экспедитора. Только при таких условиях получится избежать неприятностей и недоразумений, придерживаться правил составления и ведения трудовой документации и доставить груз в целости и сохранности до предполагаемого места разгрузки или загрузки товара.

Подробнее об обязанностях водителя-экспедитора можно посмотреть на видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

В должностной инструкции конкретизируется объем обязанностей и работ, которые должно выполнять лицо, занимающее определенную должность. Должностная инструкция в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации, или ОКУД, ОК 011-93 (утв. Постановлением Госстандарта от 30.12.1993 № 299) отнесена к документации по организационно-нормативному регулированию деятельности организации. К группе таких документов наряду с должностной инструкцией причислены, в частности, правила внутреннего трудового распорядка, положение о структурном подразделении, штатное расписание.

Обязательна ли должностная инструкция?

ТК РФ не обязывает работодателей составлять должностные инструкции. Ведь в трудовом договоре с работником всегда должна быть раскрыта его трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой ему работы) (ст. 57 ТК РФ). А потому и привлечь работодателя к ответственности за отсутствие должностных инструкций нельзя.

В то же время именно должностная инструкция обычно является документом, в котором трудовая функция работника конкретизируется. Инструкция содержит перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, прав работника и его ответственности (Письмо Роструда от 30.11.2009 № 3520-6-1 ). Более того, в должностной инструкции обычно не только раскрывается трудовая функция работника, но и приводятся квалификационные требования, которые предъявляются к занимаемой должности или выполняемой работе (Письмо Роструда от 24.11.2008 № 6234-ТЗ ).

Читайте также  Студия это жилое помещение или нет

Наличие должностных инструкций упрощает процесс взаимодействия работника и работодателя по вопросам содержания трудовой функции, прав и обязанностей работника и предъявляемых к нему требований. То есть всех тех вопросов, которые часто возникают во взаимоотношениях как с действующими работниками, так и вновь принимаемыми, а также с претендентами на определенную должность.

Роструд считает, что должностная инструкция необходима в интересах как работодателя, так и работника. Ведь наличие должностной инструкции поможет (Письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0 ):

  • объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока;
  • обоснованно отказать в приеме на работу (ведь в инструкции могут содержаться дополнительные требования, связанные с деловыми качествами работника);
  • распределить трудовые функции между работниками;
  • временно перевести работника на другую работу;
  • оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции.

Именно поэтому составление должностных инструкций в организации является целесообразным.

Такая инструкция может являться приложением к трудовому договору или утверждаться как самостоятельный документ.

Как составляется должностная инструкция

Должностная инструкция обычно составляется на основе квалификационных характеристик, которые содержатся в квалификационных справочниках (например, в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37).

Для работников, которые принимаются на работу по профессиям рабочих, для определения их трудовой функции используются единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих по соответствующим отраслям. Разработанные на основе таких справочников инструкции обычно называются производственными. Однако в целях унификации и упрощения внутренней документации в организации инструкции для рабочих профессий часто также именуются должностными.

При составлении должностных инструкций организации также руководствуются профессиональными стандартами.

Поскольку должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, работодатель обязан ознакомить с ней работника под роспись при приеме его на работу (до подписания трудового договора) (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

Должностная инструкция водителя-экспедитора: образец

Приведем пример заполнения должностной инструкции водителя-экспедитора.

к Договору на оказание транспортно-экспедиционных услуг

№ _____________ от «____» ________ 20___ года

г. Москва «___» ___________ 20____ г.

Краткая инструкция водителю-экспедитору.

1. Обязанности водителя-экспедитора при приеме Груза.

1. Водитель-экспедитор должен иметь при себе следующие документы:

б. гражданский паспорт;

д. иные документы, предусмотренные законодательством РФ и настоящим Договором.

2. Выезд в рейс должен осуществляться на технически исправном транспортном средстве.

3. Движение по территории автостоянки Экспедитора должно осуществляться с соблюдением правил дорожного движения и скоростного режима 10 км/ч.

4. При прибытии в Пункт приема Груза к перевозке незамедлительно сообщать о прибытии транспортного
средства диспетчеру в Пункте приема Груза к перевозке.

5. Во время погрузки/разгрузки транспортного средства необходимо находиться в месте погрузки/разгрузки и
производить визуальный контроль процесса погрузки/разгрузки.

6. Контролировать процесс пломбирования своего транспортного средства и сверять номера пломб указанных в
товаротранспортных документах с фактическими номерами пломб.

7. Совместно с Грузоотправителем проверять количество Груза и внешнее состояние упаковки Груза путем
внешнего осмотра.

8. Проверять правильность заполнения соответствующих товаросопроводительных документов на Груз, в том
числе товарно-транспортных накладных, товарных накладных и других документов, включая проверку
проставления отметок Грузоотправителем о времени прибытия на погрузку и времени убытия.

9. Подписать товарно-транспортную накладную (ТТН) в 4 экземплярах, 3 из которых должны быть получены
водителем-экспедитором.

10. По окончании погрузки/разгрузки, оформления товаротранспортных документов водителю-экспедитору
необходимо немедленно покинуть территорию Грузоотправителя.

11. Во время погрузки/разгрузки двигатель транспортного средства должен быть заглушен.

12. Транспортное средство, места пломбирования Груза, запорные устройства должны находиться в исправном состоянии.

13. Запрещается находиться в кабине транспортного средства во время погрузки/разгрузки.

14. Запрещается покидать территорию Грузоотправителя, оставляя транспортное средство на территории
Грузоотправителя.

15. Запрещается проносить и распивать спиртные напитки, употреблять наркотические и психотропные вещества.

16. Запрещается самостоятельно пломбировать свое или чужое транспортное средство.

17. Запрещается вывозить за пределы территории Грузоотправителя продукцию или имущество Грузоотправителя,
не имея на это соответствующих оформленных документов.

2. Обязанности водителя-экспедитора при перевозке Груза.

1. Водитель-экспедитор должен останавливаться на ночлег и/или на отдых/ремонт только на охраняемых
стоянках или стоянках у постов ДПС.

2. Незамедлительно, но не позднее 1 часа с момента любого происшествия (дорожно-транспортного
происшествия, взрыва, грабежа и т. п.) приведшего или могущего привести к порче, утрате или повреждению
Груза проинформировать диспетчера Экспедитора по следующим телефонам: ( ) ______________, либо по иным телефонам, которые будут указаны Экспедитором.

3. Незамедлительно информировать диспетчера Экспедитора по вышеуказанным телефонам также в случаях поломки транспортного средства, необходимости его замены и прочих обстоятельствах в результате, которых Груз может быть доставлен в Пункт назначения с задержкой.

4. Предпринимать все возможные меры по обеспечению сохранности Груза во время перевозки, в том числе
предпринимать все возможные меры по предотвращению негативных последствий происшествий/случаев,
указанных выше, которые повлекли или могут повлечь за собой порчу, утрату, повреждение Груза.

3. Обязанности водителя-экспедитора при передаче Груза Грузополучателю.

1. При прибытии в Пункт назначения незамедлительно сообщать о прибытии транспортного средства диспетчеру
в Пункте назначения.

Читайте также  Что можно взять с собой в самолет

2. Прибыв в Пункт назначения, указанный в товарно-транспортной накладной, водитель-экспедитор предъявляет
провозные документы Грузополучателю и требует от представителя Грузополучателя, получающего Груз,
предъявления доверенности от Грузополучателя на право получения Груза и предъявления паспорта или иного,
удостоверяющего личность документа. Водитель-экспедитор не имеет права подавать транспортное средство
под разгрузку до предъявления ему доверенности и документа, удостоверяющего личность представителя
Грузополучателя. В случае отсутствия указанных документов водитель-экспедитор немедленно уведомляет по
вышеуказанному телефону диспетчера Экспедитора и не осуществляет никаких действий с Грузом до получения указаний от диспетчера Экспедитора.

В доверенности должны быть указаны данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица, которому выдана доверенность, действия, которые оно уполномочено совершить, а именно получение Груза и подписание товаросопроводительных документов от имени Грузополучателя.

Водитель-экспедитор должен сверить данные паспорта (имя, фамилия, отчество, номер паспорта) с данными, указанными в доверенности, наименование Грузополучателя с данными, указанными в товарной накладной, номер товарной накладной с номером, указанным в доверенности. При совпадении всех указанных данных (паспортные данные, номер накладной, наименование получателя) водитель-экспедитор забирает доверенность и по команде сотрудников склада Грузополучателя водитель-экспедитор подает транспортное средство под разгрузку.

В противном случае водитель-экспедитор должен:

а. отказаться производить разгрузку до момента предоставления ему соответствующей доверенности.

б. проинформировать Заказчика о происходящем и действовать согласно устным указаниям Заказчика.

в. если получено указание подавать автомобиль под разгрузку от Заказчика водитель-экспедитор подает автомобиль под разгрузку как обычно.

3. Разгрузка производится только по адресу, указанному в товарно-транспортной накладной. Любое изменение
адреса разгрузки должно быть согласовано с Заказчиком через диспетчера Экспедитора.

4. Водитель-экспедитор совместно с представителем Грузополучателя должен проверять состояние пломбы.

5. Во время погрузки/разгрузки транспортного средства необходимо находиться в месте погрузки/разгрузки и
производить визуальный контроль процесса погрузки/разгрузки.

6. Во время погрузки/разгрузки двигатель транспортного средства должен быть заглушен.

7. Совместно с Грузополучателем проверять количество Груза и внешнее состояние упаковки Груза путем
внешнего осмотра.

8. После приемки Груза представитель Грузополучателя, на которого выдана доверенность, расписывается и
ставит печать Грузополучателя на каждой странице каждого комплекта товарно-транспортной накладной и
товарной накладной. На первой странице товарно-транспортной накладной и на каждой странице товарной
накладной помимо подписи, в графе «по доверенности», указывает свою должность (например, кладовщик или т. п), ФИО, указывает дату получения Груза, время прибытия ТС под разгрузку, время окончания разгрузки.
Водитель-экспедитор обязан проконтролировать правильность заполнения товаросопроводительных
документов Грузополучателем, включая проверку проставления отметок Грузоотправителем о времени
прибытия и времени убытия на разгрузку. Водитель-экспедитор обязан получить два экземпляра товарной
накладной, товарно-транспортной накладной и оригинал доверенности на право получения Груза, заполненные
и подписанные Грузополучателем.

Водитель-экспедитор прикрепляет доверенность к экземпляру товарно-транспортной накладной и товарной накладной, передаваемой Заказчику.

9. В случае отказа Грузополучателя от приемки Груза незамедлительно сообщить об этом диспетчеру Экспедитора по вышеуказанным телефонам и следовать инструкциям диспетчера Экспедитора.

10. Водителю-экспедитору запрещается осуществлять в Пункте назначения действия, указанные в пп. 13-18 раздела 1 настоящей инструкции.

4. Обязанности водителя-экспедитора в случае обнаружения порчи, утраты, повреждения, недостачи и т. п.

В случае обнаружения порчи, утраты, повреждения, недостачи Груза водитель-экспедитор обязан:

а. Незамедлительно, но не позднее 1 часа с момента обнаружения порчи, утраты, повреждения и иных
недостатков Груза, обнаруженных при разгрузке, проинформировать об этом диспетчера Экспедитора по вышеуказанному телефону либо по иным телефонам, которые будут указаны диспетчером Экспедитора.

б. Совместно с Грузополучателем составить и подписать Акт установленной формы в 3-х экземплярах, где
должны быть зафиксированы обнаруженные недостатки. При этом водитель-экспедитор имеет право внести в
Акт свое мнение о причинах и обстоятельствах порчи, утраты, повреждения, недостачи Груза. Один экземпляр
Акта подлежит передаче Заказчику.

в. Факт составления Акта должен быть отражен во всех 3 экземплярах товарно-транспортной накладной путем
внесения записи следующего содержания: «Груз доставлен в поврежденном состоянии. По факту повреждения составлен Акт № от « » ____________20____ г.». Водитель-экспедитор должен удостовериться в наличии этой записи во всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

г. Водитель-экспедитор должен расписаться во всех 3 экземплярах товарно-транспортной накладной у отметки о
составлении Акта.

5. Общие положения.

1. Во всех обстоятельствах, в том числе не упомянутых в настоящей инструкции, действовать в соответствии с законодательством РФ, а также строго следовать указаниями диспетчера Экспедитора или иных лиц, уполномоченных Экспедитором.

2. При совершении водителем-экспедитором всех вышеописанных действий и надлежащего оформления всех
вышеупомянутых документов перевозка считается завершенной и водитель-экспедитор вправе, покинув Пункт
назначения, прибыть на автостоянку Экспедитора.

3. Прибыв на автостоянку Экспедитора, водитель-экспедитор сдает все товаросопроводительные документы и товарно-транспортные накладные диспетчеру Экспедитора, а также предоставляет транспортное средство для контроля пробега и состояния ТС.

Настоящее Приложение к Договору на оказание транспортно-экспедиционных услуг №______________ от «____» ________ 20____ года составлено в двух экземплярах, по одному для каждой из Сторон.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector