Телесные наказания в школах россии

Войти

Самые суровые наказания для нерадивых школяров

Мы привыкли, что бить лоботрясов и шкодников в процессе их обучения непедагогично и незаконно. Между тем в мире до сих пор сохраняются телесные наказания для учащихся.

США: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЛОПАТА
Минувшим летом образовательное управление американского штата Техас разработало законодательный акт, разрешающий применять к школьникам более «убедительные» меры воздействия. Разрешается бить нерадивых учеников палками, щипать и давать им пощечины. Варварство? Но только не в Америке.

По данным министерства образования США, в 2013-2014 годах к 160 тыс. американских школьников в государственных школах были применены телесные наказания. Как правило, это были удары палкой или специальной деревянной лопаткой. На сегодняшний день почти в 27 тыс. школ в 19 штатах США узаконено рукоприкладство учителей.

Подобным образом наказывают за фейерверки, запущенные на территории школы, использование на уроках сотовых телефонов и невыполнение домашних заданий. Известны случаи, когда школьники после подобных экзекуций обращались за помощью к врачу.

В 1977 году, когда по всему миру активно отменялись школьные экзекуции, Верховный суд США признал их конституционными.

СССР: ТОЛЬКО ВНУШЕНИЕ!
В нашей стране телесные наказания для школьников были полностью отменены еще в 1917 году. Советская идеология учила, что порка детей противоречит коммунистическим принципам и является пережитком царского режима.

Сохранился перечень нарушений, которые допускали гимназисты России в середине XIX века, за что и подвергались телесному наказанию.

Штрафной журнал 1851 года выделяет два их вида: розги и карцер. Причем применение того или иного вида наказаний было строго регламентировано.

Розги применялись в случае: присвоения чужих вещей; обмена книг без дозволения старших; лености или слабых успехов в науках; отлучки из классов; курения табака; пьянства; драки в классе и на улице; обмана отца; нескромного поведения в классе; свиста на уроках.

Карцер грозил за менее тяжелые проступки: неаккуратное выполнение обязанностей старшего; леность в учебе во время праздника; грубость или дерзость учителю; изготовление папирос; наличие в кармане табака и трубки; неприличное или дерзкое обращение с учениками младших классов; злоба против товарища; поздние самовольные прогулки и отлучка в город; распитие водки в пансионе; пропуск посещения церкви во время обедни; рисунок неприличной картинки на книге; несоблюдение формы в одежде.

Мера наказания определялась учителем по его личному усмотрению.

В царской России подростков наказывали часто и довольно строго. Тем удивительнее выглядит резкая отмена телесных наказаний в СССР. Их не возобновили даже во время Великой Отечественной войны, когда дисциплина среди учащихся, рвавшихся на фронт, стала одной из главных проблем учителей. Об этом говорит текст приказа Народного комиссариата просвещения РСФСР №205 от 21 марта 1944 года «Об укреплении дисциплины в школе».

«При дерзких выходках ученика, при грубости и других крупных нарушениях дисциплины педагог имеет право выразить свое возмущение повышением голоса, но без крикливости. Нужно всегда говорить с учениками так, чтобы в словах учителя чувствовалось достоинство».

При этом форма возможного наказания учащегося в советской школе на протяжении всего существования СССР и до сегодняшнего дня осталась практически неизменной.

Среди видов наказания в Советском Союзе преобладали: замечание учителя, выговор перед классом, приказание провинившемуся встать, удаление из класса, оставление после уроков, снижение балла по поведению, вызов для внушения на педагогический совет, исключение из школы.

ТУМАКИ ТУМАННОГО АЛЬБИОНА
Возвращаются телесные наказания и в школы Великобритании, где так любят учиться отпрыски богатых россиян. Подобный подход был отменен еще в 1986 году, но министерство образования Великобритании пошло на этот шаг по просьбе заинтересованных сторон. Как родители, так и сами школьники туманного Альбиона всерьез считают, что повысить успеваемость и приструнить задиристых одноклассников смогут только ежовые рукавицы.

По данным социологического опроса, проведенного в 2012 году компанией Times Educational Supplement, за жесткие меры выступают более 49% взрослых британцев, которые сами прошли хорошую школу «порки и палки».

Причина подобных настроений в Великобритании понятна. Она связана с массовым нарушением дисциплины школьниками и их нежеланием учиться.

По официальным данным, до 40% учителей школ Великобритании испытывают на себе оскорбительное отношение со стороны учеников. Примечательно, что в 1980-х годах телесные наказания были отменены только в государственных школах страны. В частных учебных заведениях они оставались до начала XXI века.

ЕВРОПА: РУКИ ПРОЧЬ ОТ ШКОЛЯРА!
Страны Европейского союза телесные наказания школьников давно отменили. Здесь воспитывают по-другому. И неизвестно, что лучше – палкой по пальцам или моральным террором по психике.

В Германии, например, если школьник прогуливал уроки в течение учебного года, то вместо летних каникул его могут отправить в летнюю школу наверстывать упущенное. Неудивительно, что ученики Германии как огня боятся подобного наказания.

Во Франции телесные наказания к школьникам не применяют с 1887 года. Но если ученика младших классов более двух раз не забирают вовремя родители, тому ставят неуд по поведению.

Надо заметить, что страны Восточной и Центральной Европы намного гуманнее по отношению к своим школьникам, чем их западные и южные соседи. Значительно раньше других телесные наказания были отменены в Польше (в 1783 году), тогда как на Западе этот процесс растянулся вплоть до второй половины XX века.

Читайте также  Какая категория прав нужна на багги

НЕПАЛЬСКИЕ ТРАНСВЕСТИТЫ
Своеобразное наказание применяется к школьникам в Пакистане: при опоздании на урок подростка заставляют на протяжении нескольких часов кряду читать Коран.

В Намибии, несмотря на официальный запрет, в некоторых школах набедокурившего школяра по давней традиции на длительное время оставляют под деревом с гнездом ос.

В свое время президент Либерии Чарльз Тейлор лично в воспитательных целях нанес 10 ударов плетью собственной 13-летней дочери.

В Мьянме за болтовню на уроках или регулярные ошибки в выполнении заданий учителя ученик может получить несколько ударов тростью по икрам, ягодицам или кистям. Причем воспитание происходит перед всем классом.

В Непале в школе для мальчиков нерадивого ученика принуждают несколько дней ходить в женской одежде.

В Японии сейчас наказания школьников отменены, но не так давно ученика, который плохо слушал на уроке, могли заставить стоять с чашкой на голове и при этом держать согнутую в колене ногу под прямым углом.

12 Октября 18 в 12:03

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

Изначально телесные наказания в гимназиях царской России были запрещены, потом разрешены, но даже без розог наказывали строго. Особо провинившихся лишали права на образование на веки вечные.

В конце XVIII века в России создавалась обширная система гимназий и народных школ. Предполагалось, что в этих школах будет получать начальное или среднее образование значительное количество населения империи.

Тема наказаний учащихся была оговорена в особом регламенте. В «Руководстве учителям первого и второго класса народных училищ» 1786 года указывалось на полный запрет телесных наказаний. В 1804 году в новом изложении «Руководства» запрет был сохранен.

В начале ХIХ века народные школы создавали по образу и подобию Царскосельского лицея, где телесные наказания были под запретом. Нашкодивших лицеистов пересаживали на задние парты, записывали их имена на особой, черной доске. Особо хулиганистых лишали вкусностей за обедом и ужином, могли даже посадить на хлеб и воду, но не больше, чем на два дня. За особые провинности лицеистов сажали в карцер – максимум на три дня. Там же директор лицея проводил с наказанными душеспасительные беседы.

Розги и линейки

Но в 1820-е годы запрет на телесные наказания в российских народных школах и гимназиях был отменен. Сначала разрешили наказывать учеников трех младших классов, потом под розги попали уже все учащиеся.

Решение о наказании розгами принималось попечителями учебных заведений, причем была разработана шкала наказаний – за каждый конкретный проступок полагалось строго определенное наказание.

Список провинностей был обширен. Лень, отсутствие классных принадлежностей, небрежность в тетрадках, невнимание на уроках, подсказывание, беспокойное сидение, шалость на переменах и на улицах, брань и драка. Также в списки наказуемых провинностей входили несоблюдение формы, ложь, курение табака, неуважение к преподавателям, непосещение уроков и богослужения без уважительной причины. Далеко не за все провинности полагались именно розги, были и другие виды наказаний и для младшеклассников, и для учащихся старших классов.

Известный противник телесных наказаний XIX века, великий русский педагог Николай Пирогов указывал, что в Киевском учебном округе за два года, в 1857–1859 годах, розгами высекли от 13 до 27% всех учащихся. Но очень многое зависело от позиции директора и педагогического совета конкретного учебного заведения. По данным того же Пирогова, в большинстве гимназий Киевского округа под розги попадал лишь один из семи учеников, а в житомирской гимназии пороли фактически каждого второго.

Отменили телесные наказания в гимназиях и школах в 1864 году на волне прогрессивных реформ в царствование Александра Освободителя. Но это вовсе не означало, что перевелись учителя, готовые огреть линейкой по пальцам, дать затрещину или выкрутить проказнику ухо. Кое-где в приходских школах и розги не отменили. До суда дело доходило только в случае чрезвычайного происшествия.

Для гимназистов младших классов

Помните бессмертную цитату из «Безымянной звезды»: «Ученицам младших и особенно старших классов категорически запрещено появляться на вокзале в дневное или вечернее время, но особенно в часы, когда проходит дизель-электропоезд Бухарест – Синаи. »? Визит на вокзал был в том захолустном городишке единственным развлечением.

Так и ученикам российских гимназий и школ запрещалось самовольное посещение театров и прочих развлекательных мероприятий, пребывание на улице позже определенного времени и многое другое.

Константин Паустовский вспоминает, как угнетала его форменная гимназическая фуражка, когда он пошел в первый класс. Жесткий обод фуражки делал уши мальчишек оттопыренными: «Будто нарочно для того, чтобы инспектор Бодянский, взяв приготовишку за ухо, мог сказать страшным своим голосом: – Опять опоздал, мизерабль! Становись в угол и думай о своей горькой судьбе!».

Но поставить в угол было далеко не единственным наказанием. За порядком и дисциплиной в гимназиях следили не педагоги, а специальные надзиратели под руководством инспектора.

Читайте также  Пенсия сварщика по вредности 2018

Как пишет Паустовский, по коридорам гимназии бродили, заглядывая в классы через застекленный верх дверей, надзиратели с кличками Дыня, Шпонька, Нюхательный Табак и единственный надзиратель, которого гимназисты любили и называли по имени и отчеству, – Платон Федорович.

Надзиратели должны были следить за поведением гимназистов и сообщать инспектору о всяческих их проступках. Учитель также мог пожаловаться на нерадивого или хулиганистого ученика. После жалобы следовали наказания: оставление на час или два без обеда – это означало час томительного сидения в пустом классе после окончания уроков, даже готовить уроки не дозволялось, четверка по поведению и, как крайняя мера, вызов родителей к директору. От угрозы вызвать родителей тогдашние гимназисты трепетали.

И особенно для гимназистов старших классов

В старших классах, помимо вышеперечисленных, существовали и другие наказания: карцер, временное исключение из гимназии, исключение с правом дальнейшего обучения в другом заведении и самое страшное – исключение с волчьим билетом, без права поступить потом в какую бы то ни было другую среднюю школу и продолжить образование.

Дмитрий Егорович Жуков. "Провалился", 1895 г
Источник фото: tsarselo.ru

Паустовский рассказывает, что за все время учебы видел лишь одного гимназиста, исключенного с волчьим билетом за то, что дал пощечину учителю немецкого языка, потому что тот при всем классе назвал его болваном. Старшеклассник из небогатой семьи на следующий день явился в гимназию с пистолетом, сначала в классе прицелился в учителя, а когда тот стал прятаться за спинами гимназистов, назвал его трусом, вышел на лестницу и застрелился. Этот трагический инцидент стал причиной немедленного увольнения педагога. На похороны пришла вся гимназия. Из чего можно заключить, что, несмотря на длинный список довольно строгих наказаний, педагогам было не то чтобы запрещено оскорблять и унижать учеников, но это считалось крайне предосудительным.

Кстати, сам Паустовский с однокашниками тоже чуть не получили волчьи билеты за два дня до успешного окончания гимназии.

После успешной сдачи тригонометрии, когда оставался всего один экзамен (латынь), которого они не боялись, выпускники, как уже почти взрослые, устроили гулянку с водкой в одном из кабачков на Галицком базаре, где их выследил Сипатый, из «сыскного». Хозяин предупредил «господ гимназистов» и помог выбраться проходными дворами, но агент полиции от них не отставал:

«Станишевский остановился. Человек в котелке тоже остановился и засунул руку в карман длинного пиджака.
– Что вам нужно? – спросил Станишевский. – Убирайтесь немедленно к черту!

– По кабакам ныряете, – заговорил человек в котелке. – А еще воспитанники императорской гимназии! За посещение кабаков полагается волчий билет. Это вам известно?

– Пойдем! – сказал нам Станишевский. – Скучно слушать дурака.

Мы пошли. Человек в котелке двинулся за нами.

– Я-то не дурак, – сказал он. – Это вы дураки. Я сам учился в гимназии.

– Оно и видно, – заметил Шмуклер.

– Что видно? – истерически закричал человек. – Меня за пьянку из гимназии выкинули с волчьим билетом. А я вам вашу выпивку так и прощу? Нет! Я своего добьюсь. Не будет мне покоя, пока не дадут вам по волчьему билету. Плакали ваши экзамены. Рукава от жилетки вы получите, а не университет!».

Будущему великому мастеру русской прозы, любимому писателю Марлен Дитрих и его товарищам тогда удалось спастись, и аттестаты они получили. А волчий билет – одно из гимназических наказаний – тогда означал гражданскую смерть, полное отсутствие будущего.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Проблема дисциплины в британских школах давно стала настоящей головной болью для учителей и родителей Соединенного Королевства. Согласно последнему соцопросу, значительный процент британцев выступает за возобновление телесных наказаний в учебных заведениях страны. Как ни странно, сами школьники также считают, что утихомирить их не в меру агрессивных одноклассников может только палка.

В британских школах в скором времени могут вновь ввести телесные наказания. По крайней мере, результаты проведенного компанией Times Educational Supplement в 2012 году социологического опроса показывают, что жители Туманного Альбиона не видят иного способа утихомирить своих не в меру распоясавшихся детей. По данным социологов, опросивших более 2000 родителей, 49% взрослых мечтают вернуть те времена, когда в школах активно применялись публичные порки и другие телесные наказания.

Более того, каждый пятый из 530 опрошенных детей заявил, что вполне солидарен с родителями, выступающими за возвращение столь «драконовских»мер наведения порядка. Как оказалось, от хулиганов устали не только учителя, но и сами школьники, которым их агрессивные одноклассники мешают учиться. Введение телесных наказаний в школах Англии вскоре может стать реальностью, так как эту программу активно поддерживает британский министр образования Майкл Гоув, который считает, что «неспокойным»детям давно пора показать «кто в доме хозяин».

По данным чиновника, почти 93% родителей и 68% школьников страны считают, что учителям необходимо развязать руки в плане ужесточения наказаний. Впрочем, не все британские преподаватели солидарны с министром образования. Так, глава Национальной ассоциации женщин-учителей Крис Китс считает, что «в цивилизованном обществе бить детей недопустимо»

Читайте также  До какого числа нужно оплатить ндс

Подростки почувствовали себя хозяевами школ и стали безнаказанно нарушать дисциплину в классах. В 2011 году преподавателям все-таки разрешили физически предотвращать действия подростков, если они угрожают общественному порядку.

«Если какой-то родитель теперь слышит в школе: «Извините, мы не имеем права применять к учащимся физическую силу», то эта школа не права. Просто не права. Правила игры поменялись», — заявил министр.

Также глава образовательного ведомства страны предполагает, что в школе должно работать больше мужчин. И предлагает нанимать для этого военных-отставников, которые будут иметь авторитет у самых пассионарных учеников.

В Британии официально отказываться от рукоприкладства в школах стали только в 1984 году, когда такие способы установления порядка в учебных заведениях были признаны унижающими человеческое достоинство. Причем это касалось только государственных школ. В 1999 году телесные наказания были запрещены в Англии и Уэльсе, в 2000 году — в Шотландии и в 2003 году — в Северной Ирландии.

Частным школам страны было также рекомендовано перестать бить провинившихся подростков. Но там телесные наказания никто не отменял.

Основным орудием наказания во многих государственных и частных школах Англии и Уэльса являлась (и является) гибкая ротанговая трость, которой наносятся удары по рукам или ягодицам. Кое-где вместо трости использовался ремень. В Шотландии и ряде британских школ большой популярностью пользовалась кожаная лента с ручкой — тоуси.

Распространенным инструментом является паддл (рaddle — весло, лопатка) — специальная шлепалка в виде вытянутой пластины с рукоятью из дерева или кожи.

Еще один лидер мировой демократии — США, также не спешили отказываться от практики телесного внушения. Опять же, не следует путать систему частных школ и государственного образования.

Запрет на применение физических мер воздействия принят только в 29 штатах страны, причем только в двух из них — Нью-Джерси и Айова — телесные наказания запрещены законом и в частных школах тоже. При этом в 21- ом штате наказывать в школах не возбраняется. В основном, эти штаты расположены на Юге США.

Однако частные школы, в том числе и престижные, оставили этот инструмент воздействия на учащихся в своем арсенале. Преподавательскому составу негосударственных учебных заведений было лишь рекомендовано перестать бить учеников. Впрочем, отжимания от пола и иная дополнительная физическая нагрузка для особо активных учеников в армейском духе, кажется, вполне успешно пережили период запретов.

Кстати, полностью отменены физические наказания в русских школах были в 1917 году. В начале прошлого века постепенно отказываться от этой практики стали в других европейских странах — Австрии и Бельгии. Также были отменены наказания в принадлежащей России Финляндии.

ВОТ ТУТ можно побольше почитать про историю телесных наказаний в Англии. Вот выдержка :

Воспитанников пороли буквально за все. В 1660 г., когда школьникам в качестве средства профилактики чумы предписали курение, одного итонского мальчика выпороли, «как никогда в жизни», за… некурение. В Итоне с родителей учеников дополнительно к плате за обучение взимали по полгинеи на покупку розог, независимо от того, подвергался ли их отпрыск наказанию или нет.

Следует подчеркнуть, что дело было не только и не столько в личных склонностях воспитателей, которые, как и всюду, были разными, сколько в общих принципах воспитания.

Самый знаменитый «палочник», возглавлявший Итон с 1809 до 1834 г. доктор Джон Кит (John Keate) (1773–1852), который однажды за один только день собственноручно высек розгами 80 (. ) мальчиков, отличался добрым и веселым нравом, воспитанники его уважали. Кит просто старался поднять ослабленную дисциплину, и это ему удалось. Многие наказываемые мальчики воспринимали порку как законную расплату за проигрыш, за то, что не удалось обмануть учителя, и одновременно – как подвиг в глазах одноклассников.

Избегать розог считалось дурным тоном. Мальчики даже хвастались друг перед другом своими рубцами. Особое значение имела публичность наказания. Для старших, 17—18-летних мальчиков унижение было страшнее физической боли. Капитан итонской команды гребцов, высокий и сильный юноша, которому предстояла порка за злоупотребление шампанским, слезно умолял директора, чтобы тот высек его наедине, а не под взглядами толпы любопытных младших мальчиков, для которых он сам был авторитетом и даже властью. Директор категорически отказал, объяснив, что публичность порки – главная часть наказания.

Ритуал публичной порки был отработан до мелочей. Каждый «Дом» в Итоне имел собственный эшафот – деревянную колоду с двумя ступеньками (flogging block). Наказываемый должен был спустить брюки и трусы, подняться на эшафот, стать на колени на нижнюю ступеньку и лечь животом на верхнюю часть колоды. Таким образом, его попа, расщелина между ягодицами, чувствительная внутренняя поверхность бедер и даже гениталии сзади были полностью обнажены и доступны для обозрения, а если осуществляющему порку учителю будет угодно, и для болезненных ударов березовыми прутьями. Это хорошо видно на старинной английской гравюре «Порка в Итоне». В таком положении мальчика удерживали два человека, в обязанности которых входило также держать полы рубашки, пока провинившийся не получит всех назначенных ему ударов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector