Стандарт по делопроизводству 2018

Что случилось?

На сайте Росстандарта появился текст приказа, согласно которому, срок вступления в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016 переносится с 1 июля 2018 года на 1 июля 2018 года. Чиновники уточняют, что такое решение принято после обращения технического комитета по стандартизации «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело».

Почему это важно?

ГОСТ Р 7.0.97-2016, утвержденный Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст, содержит множество поправок в порядок оформления договоров, писем, бланков и прочих организационно-распорядительных документов. Он распространяется не только на письменные (бумажные), но и на электронные форматы.

Хотя национальные стандарты, каким и признан ГОСТ Р 7.0.97-2016, не являются обязательными для всех предприятий, переход на новые правила оформления кадровой документации позволит избежать споров с контролирующими органами. Кроме того, некоторые эксперты уверяют, что в новом стандарте предусмотрены удобные нововведения, поэтому работникам кадровых служб стоит взять их на вооружение.

Что делать кадровику?

Еще раз подчеркнем, что организации и ИП переходят на новый стандарт оформления документов на добровольной основе, если только использование ГОСТа не предусмотрено в федеральных законах и иных нормативных актах. Поэтому кадровикам и делопроизводителям не обязательно в срочном порядке переделывать все используемые в организации документы, чтобы успеть до 1 июля 2018 года. Это придется делать только в том случае, если руководство компании решит перевести компанию на новые правила.

Тем, кто уже подготовился, ничего не мешает: по решению управляющих организацией лиц, нормы ГОСТ Р 7.0.97-2016 можно использовать уже сейчас.

Статьи по теме

С 1 июля 2018 года оформлять документы нужно будет по правилам нового ГОСТа по делопроизводству и документообороту. Стандарт должен был начать действовать летом 2017 года, но введение изменений отложили.

Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.

С 1 июля 2018 года вступает в силу новый ГОСТ по делопроизводству и документообороту, ГОСТ Р 7.0.97-2016. Изменения в сфере оформления документов коснутся всех компаний, независимо от их рода деятельности. Новые правила будут действовать вместо правил ГОСТ Р 6.30-2003.

Статьи по теме в журнале «Трудовые споры»

Согласно ГОСТу 2018 года в делопроизводстве начнут использовать новые реквизиты и откажутся от нескольких прежних

По требованиям предыдущего стандарта использовали 30 различных реквизитов. Большинство реквизитов не поменяется, и общее число остается 30. Но часть их объединили, некоторые убрали и добавили несколько новых.

Читайте также  Как правильно называется налоговая

По новому ГОСТУ при оформлении документов с 1 июля 2018 года будут применять:

  1. «Наименование структурного подразделения – автора документа» (06). Отметку делают в документе, который оформляет данное подразделение, под названием компании. Наименование лучше писать заглавными буквами. Например, если документ оформляет бухгалтер, указывают: «БУХГАЛТЕРИЯ».
  2. «Наименование должности лица – автора документа» (07). Под названием организации указывают создателя документа. Например: «ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР».
  3. «Гриф ограничения доступа к документу» (14). Такую отметку будут ставить, если данный документ могут использовать только некоторые лица. Например, если он относится к коммерческой тайне. Гриф проставляют в верхнем правом углу на первом листе документа, на границе верхнего поля. О том, какие грифы ограничения доступа использует компания, нужно составить отдельный локальный акт.
  4. «Отметка об электронной подписи» (23). Ее нужно поставить в месте, где в бумажной версии поставили бы обычную подпись. В реквизите обязательно должны присутствовать несколько элементов. Это текст «Документ подписан электронной подписью», номер сертификата ключа подписи, ФИО владельца и срок действия сертификата.

42 полезных документа для юриста компании

Из ГОСТа убрали часть реквизитов, с 1 июля 2018 года они не понадобятся организациям при оформлении документов

В новом стандарте ряд реквизитов объединили, а другие исключили. Изменилось соответствие некоторых номеров реквизитам. Например, по прежним правилам применяли 04 – «Код организации», 07 – «Код формы документа». Теперь под номером 04 – «Код формы документа». «Код организации», а также ОГРН (05) и ИНН/КПП (06) объединили со «Справочными данными об организации», номер 08, а не 09, как раньше. Объединили прежние реквизиты 01 и 02: теперь существует единый реквизит «Герб» (01). Сюда отнесли герб РФ, гербы субъектов РФ, геральдические знаки и гербы муниципальных образований.

У реквизита «Виза согласования документа» был номер 24. Теперь этот реквизит называется «Виза», номер присвоили 21. Реквизит «Идентификатор электронной копии документа» (30) использовать больше не будут. Реквизит «Эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания)» (03) разделили на два разных: «Эмблема» (02) и «Товарный знак (знак обслуживания)» (03). Есть и другие изменения.

В отношении документов ГОСТ по делопроизводству вводит в 2018 году новые правила оформления

Помимо списка реквизитов, скорректировали их состав и требования к оформлению:

  1. Реквизит «Адресат» (15). Его состав расширили. Если компания отправляет обычное письмо, в реквизите все равно проставляют адрес электронной почты. А вот если письмо уйдет по факсу или е-mail, не нужно отмечать полный адрес получателя, достаточно номера факса или электронного адреса. В письма должностным лицам можно ставить «г-ну» или «г-же».
  2. Реквизит «Отметка об исполнителе» (25). Здесь нужно прописать полностью фамилию, имя, отчество исполнителя, а также указать номер его телефона. Также сведения об исполнителе можно дополнить названием его должности, указанием подразделения, где он работает, электронным адресом.
  3. Реквизит «Дата документа» (10). Если месяц в документе обозначают словом, а не цифрами, день можно написать без нуля. Например: «5 июня 2018 года», а не «05 июня 2018 года».
Читайте также  Стат талон для регистрации в уфмс

Также согласно ГОСТ с 01.07.2018 в делопроизводстве начнут действовать новые правила по оформлению документов. Для текста предпочтительно использовать:

  • шрифты Times New Roman (размер 13–14), Arial (размер 12–13), Verdana (размер 12–13), Calibri (14);
  • интервал 1-1,5;
  • отступ 1,25 см.

Страницы документов должны быть пронумерованы, если их больше одной. Нумеруют в середине поля на расстоянии не менее 1 см от верхнего края листа. Допускают двустороннюю печать документа. При этом левое поле на лицевой стороне и правое на оборотной должны совпадать по ширине.

Копии трудовых также заверяют по новым правилам

ГОСТ по делопроизводству вводит в 2018 году новые правила для удостоверения копий трудовых книжек:

  1. Отметку о заверении ставят в копии документа под реквизитом «Подпись» или в нижнем крае листа, если документ без подписи.
  2. На копиях для внутреннего пользования ставят «Верно», указывают должность заверяющего и дату заверения. Также заверяющий расписывается и делает расшифровку подписи.
  3. На копиях для внешнего пользования нужно указать место хранения оригинала трудовой. Отметку о заверении следует подкрепить печатью или штампом компании. Штамп изготавливают специально для заверения таких копий: в его тексте указывается то же адрес хранения оригинала, что и в самой копии.
  4. Оттиск печати в копии не должен соприкасаться с подписью. Нужно, чтобы печать «легла» на часть названия должности (не менее 80%). Оттиск нельзя ставить между должностью заверившего и его фамилией.

С 01.07.2018 вступил в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016. Требования к оформлению документации, которые долгое время соблюдались в соответствии с ГОСТом Р 6.30-2003, изменились. На протяжении многих лет появлялись новшества в этой сфере, в том числе связанные с электронным документооборотом. Поэтому ГОСТы по делопроизводству 2019 пришлось менять.

Об обновленном стандарте делопроизводства

Изначально его планировалось ввести в действие 08.12.2016. Однако Приказ Росстандарта № 435-ст от 25.05.2017 отсрочил это на полтора года. Стандарт распространяется на всю организационно-распорядительную документацию как в бумажной, так и в электронной форме. Хотя и является добровольным к исполнению.

Ссылается новый ГОСТ на два уже известных документа: ГОСТ «Делопроизводство и архивное дело» (Р 7.0.8 от 17.10.2013) и "Управление документами" (Р ИСО 15489-1).

Читайте также  Платятся ли алименты с наследства

Кроме непосредственно обновленных правил работы с документацией, он содержит приложения с формами бланков и схемами расположения реквизитов.

Основные новшества

Новый ГОСТ устанавливает ряд требований к делопроизводству, очевидно разнящихся с теми, что были приведены в старом. К наиболее важным относятся:

  1. Правила создания и оформления документации. Здесь рассматривают такие вопросы, как шрифты и гарнитуры, абзацные отступы и интервалы, поля и форматирование.
  2. Инструкция по заверению копий документов. Обязательная надпись расширилась.
  3. Система оформления реквизитов. Изменились привычные, появились новые и исключены некоторые старые.

ГОСТ по делопроизводству и документообороту 2019 отличается нумерацией реквизитов. Рассмотрим все нововведения более детально.

Правила оформления документов

Почти вся работа с документацией ведется на компьютере. Поэтому неудивительно, что правила их стилевого оформления решено зарегламентировать. Теперь допустимо печатать документ с двух сторон листа. Однако следует проставить одинаковые размеры для левого поля лицевой страницы и правого оборотной.

Новый ГОСТ отдает предпочтение четырем шрифтам, при этом для каждого рекомендует свой размер:

  • Times New Roman — 13 или 14;
  • Calibri — 14;
  • Arial — 12 или 13;
  • Verdana — 12 или 13.

Уменьшать их можно в таблицах для экономии места. Интервал разрешено использовать как полуторный, так и одинарный. Рекомендованный абзацный отступ — 1,25 см.

И последнее требование — к длине строки. При книжной ориентации она не может превышать 7,5 см, при альбомной — 12 см.

Как проставлять отметки

Изменились правила заверения копий документов. Первая часть заверяющей надписи осталась прежней. Она состоит из слова «Верно», Ф.И.О., должности и подписи лица, уполномоченного на ее проставление, и даты.

Если копию предстоит передать в другую организацию, необходимо дать ссылку на подлинник. Нужно написать, в какой организации он находится и в каком деле хранится. Последний обязательный реквизит 1 печать компании.

Еще одно важное новшество — отметка об электронной подписи. Во времена принятия предыдущего ГОСТа их еще не использовали. Поэтому стоит запомнить состав такой отметки:

  • надпись «Документ подписан электронной подписью»;
  • номер сертификата ключа;
  • Ф.И.О. его владельца;
  • срок его действия.

Возможно присутствие герба Российской Федерации, эмблемы органа власти или эмблемы организации.

Какие реквизиты поменялись

Отныне бумаги содержат наименование должности лица структурного подразделения автора документа. При необходимости в правом верхнем углу может присутствовать ограничительный гриф. А вот идентификатора электронной копии в них больше нет.

Примечательное обновление: при оформлении графы «Адресат» инициалы теперь должны стоять строго после фамилии. То же самое применимо к отметке об утверждении. Но в подписи их по-прежнему нужно размещать перед фамилией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector