Ст 164 нк рф в последней редакции

Каковы особенности освобождения от НДС авансов?

Согласно Правилам заполнения декларации по НДС налогоплательщик обязан указывать в ней только авансы, полученные в счет поставки товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом изготовления. С этих сумм налог придется платить.

В то же время, на основании пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ, НДС не исчисляется с авансов, полученных в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), которые:

  • облагаются НДС по ставке 0 процентов (пункт 1 статьи 164 НК РФ);
  • не облагаются НДС (статья 149, пункт 2 статьи 146 НК РФ);
  • реализованы за пределами РФ (статьи 147 и 148 НК РФ, Письмо Минфина от 21.10.2008 № 03-07-08/243);
  • имеют длительный производственный цикл изготовления и включены в специальный правительственный Перечень.

При получении авансов за облагаемые по нулевой ставке или не облагаемые товары налогоплательщики счет-фактуры не составляют. Кроме того, такие суммы не отражаются в декларациях по НДС, а значит и не подлежат обложению налогом.

Какой процент НДС применяется при передаче прав на имущество. Может ли применяется ставка НДС 0%?

Имущественные права при передаче облагаются НДС. Если точнее, в Налоговом кодексе (ст 155) перечислено всего 5 видов имущественных прав, подлежащих обложению НДС и этот перечень закрытый. Это:

  1. право требования;
  2. права на жилые помещения и доли в них;
  3. права на нежилые помещения, такие как гаражи и машино-места;
  4. право на заключение договора;
  5. арендные права.

Но видов имущественных прав намного больше, чем пять. Остаётся открытым вопрос – облагать ли остальные виды имущ. прав этим налогом или нет.

Официальной позиции по этому вопросу в законодательстве нет, так как НК РФ не содержит никаких разъяснений. Большинство юристов сходятся во мнении, что и не перечисленные в указанном перечне имущественные права, например, права на нежилое помещение, не являющееся гаражом, или права на интеллектуальную собственность, также должны облагаться НДС. К тому же перечни освобожденных от НДС операций, и операций, не признаваемых объектом НДС, также являются закрытыми. Те имущественные права, которые в них не входят, налогом облагаются.

А вот по поводу того, какой процент НДС будет применяться, возникают споры.

Все зависит от того, будут ли признаны права на имущество товаром. Для целей налогообложения товаром признаётся любое имущество, которое можно реализовать. Однако имущественные права по п 2 ст 38 НК РФ не признаются имуществом. И исходя из этой позиции некоторые суды не признают имущественные права товаром и считают не применимой к ним ставку НДС ноль процентов.

Если операция по передаче имущественных прав не попадает под параметры определения нулевой или 10-ти % ставки, то НДС рассчитывается по ставке 18%. Передача имущественных прав, перечисленных в ст 155 НК РФ, облагается налогом по расчётному методу, то есть как отношение 18 (ставка процента) к налоговой базе, принятой за 100, и увеличенной на 18 (18 разделить на 118).

Так, например, ВАС РФ в одном из постановлений указал, что результаты интеллектуальной деятельности, также как и права на них, не являются имуществом, а, следовательно, не признаются и товаром. По этой причине суд отказал в применении ставки НДС 0%. И в этом случае к ним применима расчётная ставка НДС 18%.

Есть ли разница между не облагаемыми НДС товарами и товарами, облагаемыми ставкой НДС 0%?

Казалось бы, это одно и тоже. Однако, это совсем не так. Для покупателя, приобретающего товар, действительно не существует никакой разницы. Цена изделия не изменится от того, будет в его стоимость включен нулевой НДС или не будет включен налог вовсе. Но для предпринимателя, реализующего товар, этот вопрос является принципиальным. Вовсе не облагать товар налогом – это льгота для продавца. В таком случае он совсем освобождается от уплаты НДС. Но облагать товар налогом по нулевой ставке – еще более выгодно. В этом случае предприниматель имеет право на налоговые вычеты. Совсем не облагается налогом продукция, реализованная за пределами РФ. А также перечень освобожденных от налогообложения товаров содержит ст 149 НК РФ. Это, например, некоторые медицинские товары, монеты из драг. металлов, являющиеся средствами платежа и др. Нулевой ставкой облагаются перечисленные в ст 164 НК РФ товары. Это:

  • товары, вывезенные в режиме экспорта;
  • товары, находящиеся в режиме свободной таможенной зоны;
  • товары, относящиеся к космической деятельности;
  • драгоценные металлы;
  • товары для дипломатического использования;
  • припасы (топливо и горючее для морских и воздушных судов).

Таким образом, для предпринимателя имеет большое значение, какой вид товаров он реализует: товары, облагаемые НДС по нулевой ставке, или товары, не облагаемые налогом.

Какой процент НДС применим при оказании услуг по внутренним воздушным перевозкам с привлечением третьих лиц?

Налогообложение при реализации услуг по воздушным перевозкам внутри страны осуществляется по ставке 10 % в связи с прямым указанием на это в пп 6 п 2 ст 164 НК РФ. Привлечение третьих лиц в указанном случае не влияет на то, какой процент НДС берется за основу при исчислении налога. Исключением будут лишь услуги, указанные в п 1 той же статьи кодекса. Это услуги по воздушным перевозкам пассажиров внутри страны с условием, что местом приземления или отправления самолёта будет территория республики Крым или города Севастополя. В таком случае к услугам по перевозке применяется НДС ноль процентов.

Имеет ли право на льготу по НДС организация, занимающаяся реализацией лицензионных компьютерных программ по договору с правообладателем?

По ст 149 НК РФ реализация исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, полезные модели и т.п. освобождается от обложения НДС. Также как и продажа прав на использование этих результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору. Но от налогообложения по смыслу нормы освобождается передача исключительных прав на использование компьютерных программ. В рассматриваемом случае организация просто как продавец реализует программное обеспечение, не обладая при этом правами на заключение лицензионных договоров. В такой ситуации основания для применения налоговой льготы отсутствуют. Поэтому НДС продавец должен отчислять в общем порядке по ставке 18%.

Статья 164 (НК РФ). Налоговые ставки

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 N 12-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 164 и пунктов 1 и 4 статьи 165 признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, как закрепляющие обязательность представления налогоплательщиком в налоговые органы документов согласно установленному перечню для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость.

ч. 1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;

2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории;

3) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

4) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

Действие положений подпункта 5 пункта 1 статьи 164 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

5) товаров (работ, услуг) в области космической деятельности.

Читайте также  Нахождение в сизо день за полтора

Положения настоящего подпункта распространяются на космическую технику, космические объекты, объекты космической инфраструктуры, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области космической деятельности, а также на космическую технику, космические объекты, объекты космической инфраструктуры военного и двойного назначения, на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве, в том числе управляемой с поверхности и (или) из атмосферы Земли; работы (услуги) по исследованию космического пространства, по наблюдению за объектами и явлениями в космическом пространстве, в том числе с поверхности и (или) из атмосферы Земли; подготовительные и (или) вспомогательные (сопутствующие) наземные работы (услуги), технологически обусловленные (необходимые) и неразрывно связанные с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и (или) с выполнением работ (оказанием услуг) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве;

6) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

7) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

Реализация товаров , либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяются нормы настоящего подпункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации.Порядок применения настоящего подпункта устанавливается Правительством Российской Федерации;

8) припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. В целях настоящей статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания;

9) выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;

10) построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

До 1 января 2012 года при реализации услуг по передаче племенного скота и птицы во владение и пользование по договорам финансовой аренды .

ч. 2. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:

1) следующих продовольственных товаров:

скота и птицы в живом весе;
мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий – сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы – балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов – ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);
молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);
яйца и яйцепродуктов;
масла растительного;
маргарина;
сахара, включая сахар-сырец;
соли;
зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;
маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);
хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);
крупы;
муки;
макаронных изделий;
рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);
море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб – белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе – ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов);
продуктов детского и диабетического питания;
овощей (включая картофель);

2) следующих товаров для детей:

трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп: верхних трикотажных изделий, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий: перчаток, варежек, головных уборов;
швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных овчины и кролика с кожаными вставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп, верхней одежды (в том числе плательной и костюмной группы), нательного белья, головных уборов, одежды и изделий для новорожденных и детей ясельной группы. Положения настоящего абзаца не распространяются на швейные изделия из натуральной кожи и натурального меха, за исключением натуральных овчины и кролика;обуви (за исключением спортивной): пинеток, гусариковой, дошкольной, школьной; валяной; резиновой: малодетской, детской, школьной;
кроватей детских;
матрацев детских;
колясок;
тетрадей школьных;
игрушек;
пластилина;
пеналов;
счетных палочек;
счет школьных;
дневников школьных;
тетрадей для рисования;
альбомов для рисования;
альбомов для черчения;
папок для тетрадей;
обложек для учебников, дневников, тетрадей;
касс цифр и букв;
подгузников;

3) периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера;

абзацы третий – шестой утратили силу. – Федеральный закон от 28.12.2001 N 179-ФЗ.

В целях настоящего подпункта под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

В целях настоящего подпункта к периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40 процентов объема одного номера периодического печатного издания;

4) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

лекарственных средств, включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований, лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;

изделий медицинского назначения.

Коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

ч. 3. Налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.

ч. 4. При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров , передачи имущественных прав, предусмотренных пунктами 2 – 4 статьи 155 настоящего Кодекса, при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с пунктами 1 – 3 статьи 161 настоящего Кодекса, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 настоящего Кодекса, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 настоящего Кодекса, при реализации автомобилей в соответствии с пунктом 5.1 статьи 154 настоящего Кодекса, при передаче имущественных прав в соответствии с пунктами 2 – 4 статьи 155 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 настоящей статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

ч. 5. Исключен. – Федеральный закон от 29.12.2000 N 166-ФЗ.

ч. 5. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

ч. 6. Утратил силу с 1 января 2007 года. – Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 20 марта 2011 года N КЕ-4-3/4883

Федеральная налоговая служба в связи с запросами налоговых органов и обращений налогоплательщиков просит согласовать позицию ФНС России по вопросам, касающимся применения норм подпунктов 2.1, 2.2, 2.7, 2.8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), либо представить замечания и разъяснения.

1. По вопросу применения норм, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса.

Читайте также  Во сколько лет выдают инн в россии

1.1. В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса реализация услуг по международной перевозке товаров подлежит налогообложению по ставке 0 процентов.

При этом под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река – море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Следовательно, если перевозка осуществляется двумя видами транспорта по соответствующим перевозочным документам, например, железнодорожным транспортом от пункта отправления до морского порта, находящихся на территории Российской Федерации, по железнодорожной накладной, а затем – морским судном до пункта назначения, расположенного за пределами территории Российской Федерации, на основании коносамента, то международной перевозкой в данном случае будет считаться только перевозка морским судном.

Одновременно ФНС России просит дать разъяснение в связи со следующим.

Вопросы, касающиеся исполнения международной смешанной перевозки, регламентируются Конвенцией Организации Объединенных Наций о международных смешанных перевозках грузов, заключенной в Женеве 24.05.80 (далее – Конвенция).

Конвенция определяет международную смешанную перевозку как перевозку грузов по меньшей мере двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране.

При этом оператором смешанной перевозки является любое лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как агент, или от имени грузоотправителя или перевозчиков, участвующих в операциях смешанной перевозки, и принимает на себя ответственность за исполнение договора.

Договор смешанной перевозки означает договор, на основании которого оператор смешанной перевозки за уплату провозных платежей обязуется осуществить или обеспечить осуществление международной смешанной перевозки.

Документ смешанной перевозки – документ, удостоверяющий договор смешанной перевозки, принятие груза оператором смешанной перевозки в свое ведение, а также его обязательство доставить груз в соответствии с условиями этого договора. Указанный документ может быть как оборотным, так и необоротным.

Вместе с тем, Российская Федерация не является участником данной Конвенции. Кроме того, на настоящее время статус Конвенции не определен.

В связи с изложенным, ФНС России просит разъяснить, можно ли отнести международную смешанную перевозку, отвечающую требованиям Конвенции (в том числе, по сфере применения, по оформлению и содержанию документа смешанной перевозки и т.д.), к международной перевозке для целей применения подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса.

1.2. Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса предусмотрено налогообложение по ставке 0 процентов, в том числе, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

В целях указанного подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.

Таким образом, указанные услуги будут облагаться по ставке 0 процентов при одновременном выполнении следующих условий:

договор должен соответствовать требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее – Федеральный закон N 87) к договору транспортной экспедиции;

услуги должны оказываться именно при организации международной перевозки.

Понятие видов услуг, относящихся к вышеуказанным транспортно-экспедиционным услугам, данной нормой Налогового кодекса не определено.

В связи с чем, с учетом положений статьи 11 Налогового кодекса следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.

Таким образом, налогообложение, например, услуг по оформлению товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и т.п. документации и комплекта перевозочных документов; оформлению переадресовки грузов; оформлению коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждениях и утрате груза и тары, поскольку они относятся к услугам по оформлению документов, производится по ставке 0 процентов, если они оказываются на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

Если услуги, предусмотренные абзацем пятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, оказываются не на основании договора транспортной экспедиции и (или) не при организации международной перевозки (например, услуги по декларированию грузов в таможенных органах, которые осуществляет таможенный представитель не на основании договора транспортной экспедиции), то реализация таких услуг подлежит налогообложению на основании пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса по ставке 18 процентов.

В случае, если согласно договору транспортной экспедиции должны оказываться, в том числе услуги, не предусмотренные абзацем пятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, то налогообложение таких услуг производится по ставке 0 процентов только в случае, если их налогообложение по ставке 0 процентов предусмотрено иными нормами пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса. В иных случаях реализация таких услуг, не предусмотренных абзацем пятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, подлежит налогообложению по ставке 18 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса.

Если по договору транспортной экспедиции при организации международной перевозки наряду с услугами, предусмотренными абзацем пятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, оказываются также услуги, подлежащие налогообложению на основании пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса по ставке 18 процентов, то вознаграждение экспедитора в отношении указанных последних услуг будет подлежать налогообложению по ставке 18 процентов.

В общем случае, при приобретении налогоплательщиком работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2.1-2.8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, налогообложение которых производится по ставке 0 процентов, через комиссионера (агента) по договору комиссии (агентскому договору), вознаграждение комиссионера (агента) подлежит налогообложению на основании пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса по ставке 18 процентов. В случае, если в рамках указанного договора отдельные работы (услуги) выполнялись (оказывались) непосредственно самим комиссионером (агентом) и при этом согласно нормам подпунктов 2.1-2.8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса налогообложение таких работ (услуг) предусмотрено по ставке 0 процентов и не поставлено в зависимость от вида договора, на основании которого они выполняются (оказываются), то вознаграждение комиссионера (агента) по таким работам (услугам) подлежит налогообложению по ставке 0 процентов.

Если в рамках договора транспортной экспедиции предусмотрено выполнение услуг, указанных в абзаце пятом подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, и в договоре указано, что перевозка товаров осуществляется от пункта отправления расположенного на территории Российской Федерации до пункта назначения товаров расположенного за пределами Российской Федерации, то в этом случае независимо от количества и вида транспортных средств, которыми будет осуществляться данная перевозка (например, от пункта отправления до морского порта железнодорожным транспортом, от порта до пункта назначения товаров – морским судном), а также от того, на каком этапе перевозки оказываются транспортно-экспедиционные услуги, данные услуги будут считаться оказываемыми при организации международной перевозки. Реализация транспортно-экспедиционных услуг в этом случае будет подлежать налогообложению по ставке 0 процентов на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса.

Одновременно ФНС России просит дать разъяснение в связи со следующим.

Статьей 2 Федерального закона N 87 установлено, что Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Правилам транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23 утвержден Порядок оформления и формы экспедиторских документов, который в соответствии с пунктом 3 данного Порядка обязателен для исполнения экспедиторами и клиентами.

В связи с чем, ФНС России просит разъяснить, будет ли договор транспортной экспедиции признан в целях применения нормы абзаца пятого подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, в случае:

если для оказания транспортно-экспедиционных услуг оформление экспедиторских документов не требуется;

если экспедиторские документы оформлены с нарушением установленного порядка.

2. Подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса установлено, что налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг), поименованных в данном подпункте, выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. При этом предусмотрено, что данная норма не распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основании договоров, сторонами которых являются только организации трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.

Читайте также  Лишают премии на работе что делать

Таким образом, реализация работ, (услуг), предусмотренных подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, выполненных (оказанных) в отношении нефти и нефтепродуктов на основании договоров, заключенных между двумя организациями трубопроводного транспорта, подлежит налогообложению по ставке 18 процентов, в том числе и в случае, когда одна из указанных организаций является собственником экспортируемой нефти.

Для целей применения нормы подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса к организациям трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов относятся российские организации, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

Поскольку положения Налогового кодекса для целей применения подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса не предусматривают критерии отнесения организаций к категории организаций, осуществляющих деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, то на основании статьи 11 Налогового кодекса, по мнению ФНС России, будет правомерным исходить из следующего.

Согласно пункту 2 Положения об определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, утвержденного приказом ФСТ России от 17.08.2005 N 380-э/2 (далее – Положение), транспортировка нефти понимается как процесс перемещения нефти по магистральным трубопроводам, включающий в себя операции по перекачке нефти по магистральному трубопроводу, по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти, а также по перевалке, сливу/наливу, приему/сдаче нефти. При этом при определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам операции по перекачке нефти и выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти рассматриваются как единый и неразрывный технологический процесс.

В связи с этим, по мнению ФНС России, к организациям, осуществляющим деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, относятся организации, осуществляющие в отношении нефти и нефтепродуктов операции, приведенные в Положении.

С учетом вышеизложенного, в случае оказания организацией трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов только услуг по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти, указанные услуги подлежат налогообложению на основании пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса по ставке 18 процентов.

3. Подпунктом 2.7 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса предусмотрено налогообложение по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, владеющими железнодорожным подвижным составом и (или) контейнерами на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга), для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

Указанная норма применяются при условии, что на перевозочных документах проставлены указанные в подпункте 3 пункта 3.7 статьи 165 Налогового кодекса отметки таможенных органов.

Согласно подпункту 3 пункта 3.7 статьи 165 Налогового кодекса для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы, в том числе, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками российских таможенных органов, свидетельствующими о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта либо свидетельствующими о помещении вывозимых за пределы территории Российской Федерации продуктов переработки под процедуру таможенного транзита.

К данной норме предусмотрена оговорка о том, что ее положения применяются с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.5 статьи 165 Налогового кодекса.

Принимая во внимание данную оговорку, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в отношении реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.7 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, в пакете документов наряду с копиями транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками российских таможенных органов, свидетельствующими о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта либо свидетельствующими о помещении вывозимых за пределы территории Российской Федерации продуктов переработки под процедуру таможенного транзита, в налоговый орган должны представляться также копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, с учетом следующих особенностей.

При вывозе товаров морским или речным судном, судном смешанного (река – море) плавания в налоговые органы представляются: копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа места убытия; копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке товара документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации.

4. Подпунктом 2.8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории Российской Федерации из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река – море) плавания или иные виды транспорта.

По мнению ФНС России, реализация работ (услуг) выполняемых (оказываемых) организациями внутреннего водного транспорта при перевозке товаров в пределах территории Российской Федерации из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река – море) плавания или иные виды транспорта подлежит налогообложению по ставке 0 процентов, если данные работы (услуги) выполнены (оказаны) в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта.

Статьей 204 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – Таможенный кодекс) установлено, что днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом в порядке, установленном Таможенным кодексом. Согласно статье 195 Таможенного кодекса, выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений – в информационные системы таможенного органа. Таким образом, товары считаются помещенными под таможенную процедуру экспорта, если таможенными органами принято решение о выпуске этих товаров.

5. Подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса предусмотрено налогообложение по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации. При этом для целей применения данной нормы припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.

Обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации припасов подтверждается документами, предусмотренными пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса. Вместе с тем, перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов при реализации иностранным лицам, являющимся хозяйствующими субъектами Республики Беларусь либо Республики Казахстан, топлива и горюче-смазочных материалов, вывозимых с территории Российской Федерации в качестве припасов, не предусмотрен.

В связи с этим, реализация припасов в указанном случае подлежит налогообложению на основании пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса по ставке 18 процентов.

6. Федеральным законом от 27.11.2010 N 309-ФЗ внесены изменения в главу 21 Налогового кодекса, в том числе, слова "таможенной территории Российской Федерации" заменены словами "территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией".

В связи с этим, ФНС России просит представить разъяснения по вопросу, какие территории следует понимать под "иными территориями, находящимися под юрисдикцией Российской Федерации" для целей применения норм главы 21 Налогового кодекса.

7. С 1 июля 2010 года вступило в силу Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее – Соглашение). Статьей 1 Соглашения установлено, что под экспортом товаров для целей данного Соглашения понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками, с территории одного государства – участника Таможенного союза на территорию другого государства – участника Таможенного союза.

Статьей 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 предусмотрено, что при экспорте товаров с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого государства – члена Таможенного союза налогоплательщиком государства – члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка НДС.

В этой связи, ФНС России просит разъяснить будет ли вывоз реализуемых налогоплательщиками товаров с территории Российской Федерации на территорию г. Байконур являться экспортом товаров, регламентируемым Соглашением и Протоколом.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
3 класса
Е.В.Козлова

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector