Срок возврата таможенных платежей

ВОЗВРАТ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ – НОВЫЙ старый ПОРЯДОК

Неравномерность вступления в силу нового закона о таможенном регулировании и появление ЕЛС усложнили возврат излишне уплаченных таможенных авансов и платежей.

Разбираемся – какие нормы действуют, что куда в каких случаях подавать и как вернуть таможенные платежи в случае частичного отказа в выпуске товаров .

Глобальные изменения таможенного законодательства 2018 года внесли сумбур в вопросы администрирования таможенных платежей, как для самих таможенных органов, так и для участников ВЭД.

С одной стороны, в 2018 году вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, который в п. 4-7 ст. 67 отнес к компетенции национального законодательства государств-членов регулирование порядка и сроков возврата (зачета) сумм:

– ввозных/вывозных таможенных пошлин,

-денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

С другой стороны, обновленное таможенное законодательство РФ, определяющее новый порядок уплаты и возврат авансовых и таможенных платежей (положения статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34 и статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 – 70 Федерального закона "О таможенном регулировании" № 289-ФЗ), было "заморожено" до вступления в силу необходимых поправок на уровне ЕАЭС – соглашений к Протоколам (Приложениям №5 и 8) к Договору о ЕАЭС, устанавливающим порядок зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин их перечисления в доход бюджетов государств-членов ЕАЭС и порядок применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам.

До настоящего времени такие поправки к протоколам не приняты, хотя проекты соответствующих соглашений планировались к передаче на рассмотрение Высшего Евразийского экономического совета в декабре 2018 года.

И поэтому пока вопросы уплаты и возврата таможенных платежей продолжают регулироваться Федеральным законом 2010 года № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", действующим в части:

– ст. 116. Порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов

– ст. 117. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов

– ч. 4 и 5 ст. 120. Уплата процентов

– ст. 121. Уплата авансовых платежей

– ст. 122. Возврат авансовых платежей

– ч. 2 и 3 ст. 128. Порядок и формы уплаты таможенных сборов

– ч. 1 ст 129. Взыскание и возврат таможенных сборов

– ст. 147 – 149 Главы 17. Возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств

Подготовительная работа к вступлению в силу изменений к Договору о ЕАЭС и Закону РФ № 289-ФЗ по вопросам платежей ведется и на уровне ФТС России.

Разрабатываются новые формы документов :

– заявления о возврате авансовых платежей (приказ ФТС России от 10.01.2019 № 7);

– заявления о зачете денежного залога в счет авансовых платежей, оформленного в виде электронного документа (приказ ФТС России от 14.01.2019 № 25);

– заявления о прекращении использования генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, внесенного в форме денежного залога, в виде электронного документа (приказ ФТС России 14.01.2019 № 26);

– заявления о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога (приказ ФТС России от 14.01.2019 № 27);

– заявления лица, внесшего авансовые платежи, об использовании авансовых платежей в связи с получением уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (приказ ФТС России от 16.01.2019 № 33);

– уведомления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (приказ ФТС России от 22.01.2019 № 87);

– акта выверки расходования денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей (приказ ФТС России от 22.01.2019 № 88).

Однако, как было сказано выше, все они вступят в силу вместе с поправками к вышеупомянутым Протоколам (Приложениям №5 и 8) к Договору о ЕАЭС.

Читайте также  Можно ли ездить на авто после дтп

А жизнь и платежи тем не менее текут своим чередом, поэтому возникает закономерный вопрос.. .

КАК ВОЗВРАЩАТЬ ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ ДО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ПОЛОЖЕНИЙ О ПЛАТЕЖАХ ЗАКОНА № 289-ФЗ?

Пока вопросы уплаты и возврата таможенных платежей продолжают регулироваться Федеральным законом 2010 года № 311-ФЗ, таможенные органы и участники ВЭД продолжают руководствоваться принятым на его основании приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520, которым утверждены действующие формы:

Но при этом всеобщий перевод участников ВЭД на систему ЕЛС вносит свою специфику в вопросы возврата платежей. Подробнее о том, как ЕЛС изменил ситуацию с таможенными платежами, вы можете прочитать тут.

С учетом этого в настоящее время существуют два варианта возврата таможенных платежей:

вариант 1

возврат на лицевой счет плательщика в системе ЕЛС

Этот вариант действует по умолчанию .

Предмет : суммы излишне уплаченных/взысканных таможенных платежей, налогов и денежного обеспечения (залога) . При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов. Поскольку постановления по делам об административном правонарушении также являются документами начисления, отражаемым в системе ЕЛС, то и штрафы по таким делам также отражаются по лицевому счету плательщика и при отмене соответствующего постановления, засчитываются в счет авансовых платежей на лицевом счете в ЕЛС.

Основание : поступление в ресурс ЕЛС сведений из КДТ или отражение в нем иных обстоятельств, определенных статьей 67 Таможенного Кодекса ЕАЭС, в соответствии с которыми был выявлен факт излишней уплаты или излишнего взыскания ( оспоренное взыскание или отказ в выпуске ДТ, прекращение обеспечиваемого залогом обязательства или замена обеспечения)

Форма : зачет в счет авансовых платежей. Денежные средства отражаются в качестве авансовых платежей на счете в ЕЛС в разрезе КБК, по которому они были первоначально перечислены

Заявление плательщика : не требуется, зачет осуществляется в информационной системе таможенных органов.

Уполномоченный орган : региональное таможенное управление / Калининградская областная таможня, администрирующие лицевой счет плательщика в ресурсе ЕЛС. В случае, если зачет в счет авансовых платежей излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, не произведен, необходимо обращаться за разъяснением ситуации в таможенный орган, в котором осуществлялось декларирование и который обязан подать информацию о платежах и в информационную систему таможенных органах.

Срок : в течение рабочего дня таможенного органа с момента поступления информации в систему, и отображается на лицевом счете в системе ЕЛС на следующий рабочий день.

вариант 2

ВОЗВРАТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЗ СИСТЕМЫ ЕЛС НА БАНКОВСКИЙ СЧЕТ ПЛАТЕЛЬЩИКА

Предмет : суммы авансовых платежей, учитываемых на лицевом счете плательщика в ЕЛС

Основание : заявление плательщика (в бумажном виде) по форме, утв. приказом ФТС России № 2520 + подтверждающие его статус и перечисление авансовых платежей документы, предусмотренные ст. 122 Закона №311-ФЗ для авансовых платежей.

Уполномоченный орган : рассмотрение заявления о возврате авансовых платежей и принятие решения о возврате авансовых платежей, а также решений о выплате процентов осуществляет региональное таможенное управление / Калининградская областная таможни по месту налогового учета плательщика

Срок принятия решения о возврате и возврата сумм : 1 месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (определяется ст. 147 Закона № 311-ФЗ). При нарушении указанного срока на сумму, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты по действующей в этот период ставке рефинансирования ЦБ РФ за каждый день нарушения срока возврата.

Срок подачи заявления : 3 года со дня последнего распоряжения авансовыми средствами либо со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства.

Получатель : плательщик (его правопреемник), зачисление средств производится в рублях на банковский счет, указанный в заявлении о во зврате.

КАК ВЕРНУТЬ ПЛАТЕЖИ В СЛУЧАЕ ЧАСТИЧНОГО ОТКАЗА В ВЫПУСКЕ ТОВАРОВ?

Вопрос о возврате платежей особенно актуален в ситуации частичного выпуска товаров по ДТ.

С одной стороны, п. 5 ст. 67 ТК ЕАЭС и п. 1 ст. 148 Закона №311-ФЗ явным образом указывают на необходимость возврата сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации, в случае отказа в выпуске товаров по такой ДТ.

С другой стороны, в них ничего не сказано о случае, когда выпущена только часть товаров по декларации, а по другой части принято решение об отказе в выпуске.

Читайте также  Как открыть иис в сбербанке онлайн

Настроенная на такую формулировку закона информационные системы таможенных органов "Лицевые счета – ЕЛС" и "АИСТ-М" не позволяют списать с лицевого счета платежи "частично", то есть только за выпущенный товар, в связи с чем в ЕЛС списывается вся сумма по декларации.

Во "Временном порядке работы с ресурсом ЕЛС" (утв. приказом ФТС России № 1329 от 24.08.2018), указано, что сведения для возврата/зачета платежей в ЕЛС отражаются "на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из КДТ или . иных обстоятельств, определенных статьей 67 Кодекса Союза" (п. 34).

То есть для зачета (восстановления на личном счете в ЕЛС) пошлин, уплаченных по товарам, в выпуске которых отказано, нужны:

– либо КДТ декларанта, даже если он не согласен с отказом в выпуске,

– либо полностью "отказная" ДТ.

Этот недочет регулирования признают и сами таможенные органы, в связи с чем отдельные таможенные управления дают частные разъяснения подобного содержания.

Необходимые для возврата части таможенных платежей изменения в декларацию оформляются КДТ в соответствии с п. 10 вышеупомянутого "Временного порядка " следующим образом :

"В качестве распоряжения на использование денежных средств и их списание с лицевого счета на основании корректировки декларации на товары (далее- КДТ) помимо указания в графе В КДТ ИНН плательщика либо ИНН таможенного представителя (в случае, если таможенные платежи уплачиваются таможенным представителем) рассматривается указание:

в колонке "Изменение" суммы фактически уплачиваемых денежных средств в соответствии с указанной КДТ;

в колонке "Предыдущая сумма" проставляется общая сумма таможенного, иного платежа, указанная в графе В ДТ (если внесение изменений (дополнений) в сведения об уплате (взыскании) таможенных, иных платежей с применением КДТ производится впервые) или в колонке "Сумма" графы В предыдущей КДТ (если внесение изменений (дополнений) в сведения об уплате (взыскании) таможенных, иных платежей производилось ранее);

в колонке "Сумма" указывается сумма, состоящая из уплаченного ранее и уплачиваемого в соответствии с указанной КДТ таможенного, иного платежа за все товары, сведения о которых указаны в ДТ.

В случае, если в соответствии с информацией, указанной в графе 47 КДТ, выявляется факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, данные суммы отражаются в колонке "Изменение" со знаком минус и учитываются при заполнении колонки "Сумма"."

После принятия КДТ таможней оформления, соответствующие данные попадут в информационную систему ЕЛС и на следующий день суммы платежей по товарам, в выпуске которых отказано, будут отражены на лицевом счете плательщика.

Период рассмотрения заявления о возврате, принятия решения и самой процедуры возврата сумм излишнего платежа, согласно таможенному законодательству, не может превышать один месяц со дня подачи заявления и представления необходимых документов таможенному органу. При нарушении установленного срока со стороны последнего на сумму излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, не возвращенную вовремя, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в этот период.

Возврат излишне уплаченных (или взысканных) сумм со стороны таможенного органа производится только в валюте РФ на счет плательщика (или его правопреемника), указанный в тексте заявления последнего. При этом возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных платежей. Однако, по желанию плательщика, возврат может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. При наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов таможенный орган вправе самостоятельно производить ее погашение за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. О произведенном зачете таможенный орган обязан проинформировать плательщика (его правопреемника) в течение трех дней со дня его осуществления.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.05.2017 № 46 (Решение № 46) внесены изменения в Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (Порядок, утвержденный Решением Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 № 289).

Установлено, если обращение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (обращение о КДТ) содержит сведения, необходимые в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС для возврата (зачета) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных и иных платежей, оно рассматривается в качестве заявления на возврат, если в соответствии с законодательством государства-члена возврат (зачет) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей производится по заявлению плательщика. Такое обращение-заявление должно быть рассмотрено таможенным органом в соответствии с законодательством государства-члена в установленный законодательством этого государства-члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня его регистрации в таможенном органе.
Данные нормы вступают в силу с 11 июня 2017 года.

Читайте также  Гарантия на счетчик электроэнергии

Последствия принятия изменений

Цель внесения изменений – упростить декларанту процедуру возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Ранее, в силу разъяснений, приведенных в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18, для возврата излишне уплаченных таможенных платежей одновременно с подачей заявления на возврат или ранее декларанту необходимо было инициировать внесение соответствующих изменений в декларацию на товары. Иными словами, декларанту нужно было составить два документа.

Но несмотря на указанные разъяснения Пленума, таможенные органы в большинстве случаев возвращали заявление без рассмотрения по существу, поскольку, по их мнению, подать обращение о внесении изменений недостаточно для подтверждения факта излишне уплаты (взыскания) таможенных платежей – для этого нужно, чтобы таможенный орган проверил обращение и принял по нему решение. А срок такой проверки ограничен только общим 3-годичным сроком проведения таможенного контроля после выпуска товаров.

Такая практика приводит к существенному затягиванию таможенными органами возврата денежных средств. Процедура превратилась в некую формальность, которая обязательно должна предшествовать обращению декларанта с жалобой в арбитражный суд. Теперь в соответствии с Решением № 46 для возврата излишне уплаченных таможенных платежей достаточно лишь направить в таможенный орган обращение о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, которое должно быть рассмотрено по существу в 30-дневный срок.

О чем подумать, что сделать?

Статья 90 Таможенного кодекса Таможенного союза устанавливает, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства – члена Таможенного союза. Таким образом, полномочия по регулированию данного порядка делегированы Кодексом только национальному законодательству. У Евразийской экономической комиссии таких полномочий нет.

В Российской Федерации порядок возврата сумм излишне уплаченных таможенных платежей установлен ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Согласно ч. 15 указанной статьи излишне уплаченные таможенные платежи могут быть возвращены только на основании заявления плательщика о возврате, заполненного по форме, утвержденной ФТС России.

Действующая в настоящее время форма заявления утверждена Приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520, и в нем не предусмотрено, что в качестве заявления о возврате может использоваться обращение о КДТ. В этой связи до внесения изменений в Приказ ФТС России № 2520 таможенные органы могут по формальным основаниям отказывать в рассмотрении обращения о КДТ в качестве заявления на возврат. Кроме того, перечень документов, прилагаемых к обращению о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, и к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей различается.

В целях устранения еще одного формального основания для отказа рекомендуется к обращению о КДТ прикладывать документы, необходимые для рассмотрения заявления о возврате. На практике, некоторые таможенные органы считают, что в обращении о КДТ может быть указана информация только в отношении одной декларации на товары. Однако как следует из разъяснений ФТС России, в заявлении о возврате излишне уплаченных таможенных платежей может содержаться неограниченное количество деклараций на товары. Это позволяет плательщику в случае отказа в возврате по такому заявлению обжаловать его в рамках одного судебного дела, которое не может быть разъединено на несколько дел, что существенно сокращает судебные расходы.

С учетом отсутствия единообразного применения таможенными органами положений Порядка, организации могут столкнуться с отказом во внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, в связи с тем, что в обращении указано больше одной декларации на товары. Подача же одного обращения о КДТ в отношении одной декларации на товары может привести к риску разделения спора на несколько судебных дел.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector