Срок ответа на запрос прокуратуры

Верховный суд (ВС) РФ разъяснил, когда прокурорские запросы можно игнорировать. До высшей инстанции с жалобой дошел банк из Хабаровска, который оштрафовали на 60 тысяч рублей за то, что он не откликнулся на призыв надзорного ведомства передать ему информацию. Однако Верховный суд РФ указал, что требования прокуратуры должны быть разумны, в том числе, это касается закладываемого ведомством времени на ответ.

В хабаровском деле прокурор дал банку меньше суток для предоставления значительного объема документов, очевидно, что кредитная организация не могла исполнить такое требование, указал ВС. Между тем, к административной ответственности привлекаются только организации, которые умышленно игнорировали прокуратуру. В связи с этим, суд отменил штраф и прекратил дело.

Суть дела

Как следует из материалов дела, банк попал под суд из-за срыва плана прокуратуры Индустриального района Хабаровска. Ведомство для исполнения своего плана на первое полугодие 2015 года потребовало от ПАО "Восточный экспресс-банк" предоставить документы, которые оно использует в работе с потребителями – физическими лицами – при оказании финансовых услуг. Плюс в пакет документов необходимо было включить приложения приказов об их утверждении (договоры, тарифные планы, условия банковских продуктов и иные аналогичные документы), а также копии договоров, заключенных с физическими лицами в период с декабря 2014 года по май 2015 года с сокрытием данных, составляющих банковскую тайну.

Требования прокуратуры не были выполнены, и в июле 2015 года Индустриальный суд Хабаровска признал "Восточный экспресс банк" виновным по статье 17.7 КоАП РФ, а в апреле прошлого года заместитель председателя Хабаровского краевого суда оставил постановление без изменений. Банк обязали выплатить за административное правонарушение 60 тысяч рублей.

Суды посчитали, что ПАО КБ "Восточный" умышленно не выполнило требования прокурора, вытекающие из его полномочий, определенных в Федеральном законе от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП.

Но "правонарушитель" предпринял попытку оспорить несправедливое решение в Верховном суде РФ и добился успеха.

Прокуратура должна проявлять разум

Судья Верховного суда РФ Меркулов в решении указал, что прокуратура при исполнении своих должностных обязанностей по надзору за соблюдением законов должна проявлять принцип разумности.

"Содержащийся в требовании прокурора срок представления испрашиваемых сведений, информации должен быть разумным, то есть позволять лицу, которому адресовано такое требование, исполнить его", – напомнил судья.

Суд не умаляет важность работы прокуратуры, но напоминает, что органы власти при вынесении распоряжений должны соблюдать принципы ясности и определенности. Того же касается определение сроков на выполнение требований органов, указал Меркулов.

Читайте также  Почему коллекторы звонят и молчат

Суд сослался на постановление Конституционного суда России от 17 февраля 2015 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона N 2202-1.

"Как указал Конституционный суд РФ, федеральный законодатель при возложении на органы публичной власти контрольной функции и наделении их полномочиями действовать властнообязывающим образом должен соблюдать вытекающие из конституционных принципов правового государства требования определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности с системой действующего правового регулирования, (это) распространяется и на правовое регулирование сроков, в течение которых подлежат исполнению требования государственных органов, осуществляющих функции государственного контроля (надзора), а также сроков проведения контрольно-надзорных мероприятий", – напоминается в решении.

Судья отмечает, что к аналогичному выводу Конституционный суд РФ пришел относительно дискреции федерального законодателя в регулировании сроков проведения проверочных мероприятий и правил их исчисления.

Как указано в его постановлении от 16 июля 2004 года N 14-П, срок предопределяется как необходимостью гарантировать исполнение обязанностей, возложенных законом на соответствующих субъектов, так и недопустимостью создания условий для нарушения их конституционных прав и свобод.

"Обязывая некоммерческие организации к безусловному исполнению требований прокурора в установленный срок, ни сам Федеральный закон N 2202-1, ни иные нормативные правовые акты не определяют его длительность и порядок исчисления, в связи с чем правоприменительные органы, включая суды, трактуют положения пункта 1 статьи 6 и статьи 22 как позволяющие самому прокурору устанавливать этот срок каждый раз в индивидуальном порядке. Тем самым в правоприменительной практике за прокурором признается, по существу, неограниченная дискреция в определении сроков реализации возлагаемых на проверяемую некоммерческую организацию и ее должностных лиц обязанностей, включая обязанность представить необходимые документы и материалы, при том что сам факт отступления от этих сроков – независимо от характера и объема предъявленных требований – может повлечь наступление административной ответственности", – говорится в решении.

Между тем, отмечает судья Меркулов, наличие у прокурора возможности произвольно устанавливать временные границы исполнения своих требований и тем самым по собственному усмотрению определять в этой части порядок реализации закрепленных за ним властных полномочий не согласуется с принципом связанности органов прокуратуры законом и правом, вытекающим из Конституции РФ (часть 2 статьи 1, статьи 2 и 10, часть 1 статьи 11, части 1 и 2 статьи 15, статьи 18 и 129).

Такое положение создает условия для нарушения конституционных прав некоммерческих организаций и причастных к их деятельности лиц из-за возложения на них объективно невыполнимых в установленный срок требований прокурора, законность которых – при отсутствии нормативно формализованных критериев определения этого срока – не может быть подвергнута эффективному судебному контролю, подчеркивает ВС РФ.
Он также напомнил, что Генпрокуратура России издала приказ от 28 мая 2015 года N 265, пункт 1.1 которого предусматривает необходимость при определении срока на выполнение своих требований руководствоваться принципом разумности.

Читайте также  Какой должен быть стаж для ипотеки

Согласно этой норме, срок в менее чем один день для предоставления информации устанавливается в исключительных случаях, при чрезвычайных ситуациях – в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Между тем из материалов дела следует, что ПАО КБ "Восточный" получил требование прокурора 4 июня 2015 года, а исполнить его было необходимо к 11 часам 00 минутам 5 июня 2015 года. При этом ведомством испрашивался значительный объем документов.

Доказательств же того, что не вовремя полученные материалы от банка могут привести к какой-либо угрозе в деле нет, отмечает судья.

Соответственно, в бездействии ПАО КБ "Восточный" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу Верховный суд и отменил штраф с прекращением дела.

Прокуратура по факсу направил запрос и требует ответ с юр лица на следующий день, имеет ли прокуратура право затребовать ответ письма на следующий ден

Вопрос относится к городу г. Мурманск

Ответы:

Прокуратура должна дать разумный срок на подготовку ответа. Понятия разумного срока законодательно не закреплено, но как правило это 10 дней.

Здравствуйте! В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" ч. 2 ст. 7 Требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществления других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок. ч. 4 ст. 8 Неисполнение законных требований сотрудника Следственного комитета или уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Так что лучше исполняйте и не препирайтесь. Остальные запросы подождут. На сотрудников как прокуратуры так и следственного комитета не действуют общие сроки на ответы (в течение 30 дней).

Четкие сроки предоставления запрашиваемой информации Законом
«О прокуратуре Российской Федерации» были регламентированы только в 2017 году.

Сроки предоставления информации по запросу прокуратуры до 2017 года

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Конкретные (календарные) сроки исполнения требований не были регламентированы.

При этом Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Устанавливается, что запрашиваемые органом государственного контроля (надзора) документы направляются в данный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.

Читайте также  Образец завещания на вклад в банке

Конституционным судом Российской Федерации (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П) пункт 1 статьи 6 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» признан не соответствующим Конституции Российской Федерации как не регламентирующий конкретные сроки исполнения требований прокурора.

Ранее прокуроры могли сами устанавливать сроки предоставления информации, вплоть до 1 дня. В связи с возникающими спорами и защитой прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей были внесены поправки.

Федеральным законом от 7 марта 2017 г. № 27-ФЗ статью 6 Закона о прокуратуре, регламентирующую обязательность исполнения требований прокурора, дополнили конкретными сроками предоставления информации.

Сроки предоставления информации по запросу прокуратуры после внесения изменений

Статистика, документы, справки, любые другие материалы предоставляются по запросу прокуратуры:

  • в течение 5 рабочих дней с момента поступления запроса;
  • в течение 2 рабочих дней с момента предъявления требования прокурора в ходе проведения проверки;
  • в течение 1 суток (24 часа) с момента поступления требования прокурора при наличии угрозы жизни граждан, имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при чрезвычайных ситуациях.

В первом случае (5 дней) такие сроки устанавливаются для юридических лиц, в отношении которых не проводятся проверочные мероприятия. Как правило, такие запросы поступают для проверки информации, предоставленной прокурору проверяемой им организацией.

В срок 2 дня обязаны предоставлять сведения юридические лица, в отношении которых проводится проверка.

Это минимальные сроки, которые прокуроры вправе установить. Могут установить и больше – 10, 15, 30 дней. Срок в 24 часа жестко регламентирован законом и увеличению не подлежит.

Ответы на запросы предоставляются безвозмездно.

В случае невозможности предоставить в срок запрашиваемой информации, необходимо об этом письменно уведомить прокурора. Отсутствие такого уведомления может быть расценено прокурором как неисполнение его требования и последующее привлечение руководителя (директора) юридического лица к административной ответственности на основании статьи 17.7 КоАП.

Учитывая сроки, предусмотренные Федеральным законом «О защите прав юридических лиц…», прокуроры продлевают такой срок, но не более чем до 10 дней. Могут и больше. Продление срока в 24 часа также не предусмотрено.

Что делать если организация не укладывается срок?

Согласно пункту 2 статьи 26 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Поэтому, в случае если органам прокуратуры требуются сведения, для подготовки которых необходимо значительное количество времени и трудозатрат, следует сообщать о невозможности предоставления запрашиваемой информации, так как ее подготовка существенно повлияет на качество выполнения задач и функций. Коммерческие организации могут понести убытки, которые никем не могут быть возмещены в последующем.

При этом можно предложить должностным лицам органов прокуратуры воспользоваться своим правом беспрепятственно входить на территории и в помещения, иметь доступ к документам и материалам, т.е. прибыть по месту нахождения юридического лица для ознакомления с запрашиваемой информацией и сведениями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector