Штраф за треугольник безопасности

Многие водители, помимо общения с сотрудниками ГИБДД, получали «письма счастья» за нарушение требований разметки. Но некоторых удивили письма с необычным нарушением. А именно пункта 1.16.2 приложения 2 к правилам. Центры автоматической фиксации нарушений, у которых на вооружении есть прибор «Стрелка-СТ», активно рассылают подобные постановления. Этот прибор распространен в Москве, Московской области, Татарстане и Краснодарском крае.

С одной стороны, в подобных «письмах счастья» не было бы ничего удивительного, если бы речь шла о перестроении в тоннеле или на мостах, где такой маневр запрещен правилами дорожного движения при соответствующей разметке — сплошной линии, которая в приложении 2 к правилам идет под пунктом 1.1. Она также наносится перед перекрестками. В правилах четко говорится, что ее пересекать запрещено. И если водитель ее пересек, то тем самым он нарушил требование разметки, а значит, заслуживает наказания по части первой статьи 12.16 КоАП РФ, которая предусматривает штраф в размере 500 рублей.

Ситуация обыденная и о ней не стоило бы писать, если бы не одно «НО».

Большое количество постановлений вынесено за то, что автомобиль пересек так называемый «направляющий островок». Эта разметка прописана в пунктах 1.16.1, 1.16.2 и 1.16.3 приложения 2 к правилам. Эти островки наносятся в местах разделения или слияния транспортных потоков. Например, основной поток идет прямо, но крайняя правая полоса предназначена для поворота. В этом случае на асфальте наносится такой островок. А чтобы он был приметнее, в нем по диагонали прорисованы толстые белые полосы.

Так вот камеры автоматической фиксации начали выписывать штрафы водителям, которые этот островок пересекают. Штраф тот же, в соответствии с частью 1 статьи 12.16 КоАП — 500 рублей. В постановлении прямо так и написано: «Водитель в нарушение пункта 1.16.2 приложения 2 к ПДД РФ управлял транспортным средством». Но вся беда в том, что пункт 1.16.2, равно как и 1.16.1, а также 1.16.3 приложения 2 к правилам нарушить невозможно. Это просто описание соответствующей разметки.

При этом нигде в правилах не указано, что ее пересекать нельзя.

Ни в этих пунктах, ни в каких других. Про «сплошную линию» и «две сплошных» говорится четко: «Линии 1.1 и 1.3 пересекать запрещено». А про «островки» — ни слова. Конечно, с моральной и этической точки зрения раз эти островки нанесены, то ездить по ним нельзя. Но с формальной точки зрения правила этого не запрещают. А значит, нарушения не было. Следовательно, и штраф платить не за что.

В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения согласились с тем, что запрета на движение по такой разметке нет. В Правилах дорожного движения не по всем пунктам есть четкое разделение и в результате возникают спорные моменты. Конечно, по такому островку нельзя двигаться, на нем нельзя стоять, но это нигде не прописано четко. Поэтому и наказывать за такое нарушение можно, только притянув тот или иной пункт правил. А Верховный суд не раз в своих решениях указывал на то, что в постановлении должно быть четко указано, что именно нарушил водитель.

Притянуть сюда можно статью 9.7 правил: «Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении». С другой стороны, нарушение пункта 9.7 правил — это уже другая статья КоАП с более строгой ответственностью — 1500 рублей.

Читайте также  Залог при продаже квартиры образец

В данной ситуации водитель «строго по полосам» не двигается. Он совершает маневр «перестроение», то есть выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. В приложении 2 к правилам есть запрет на пересечение некоторых элементов горизонтальной разметки. На пересечение «островка» — нет.

Можно ли считать этот островок не проезжей частью? Из правил этого не следует. «Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Есть требование двигаться строго по полосам, и нет запрета для движения по этому островку.

Сергей Смирнов, юрист, редактор журнала «За рулем»:
Правилами дорожного движения установлен запрет на пересечение определенных линий дорожной разметки. Так, к примеру, нельзя пересекать сплошную линию 1.1 (разделяет «встречку») или двойную сплошную 1.3 (разделяет «встречку» на дорогах с четырьмя полосами и больше). Про запрет пересечения линий дорожной разметки 1.16.1-1.16.3 (которые обозначают так называемые «островки безопасности») в Правилах дорожного движения ничего не сказано. В части же первой статьи 12.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях говорится именно о несоблюдении требований, предписанных разметкой. А раз про пересечение островков безопасности в Правилах ничего не сказано, то и наказание за это не может быть предусмотрено. Практика привлечения водителя к ответственности за данное «нарушение» никакого законного обоснования попросту не имеет.

Как совершить перестроение, двигаясь строго по полосам? Правила разрешают это сделать через прерывистую линию разметки. Но не запрещают через островок. Кроме того, в правилах нигде не прописано, что на этом островке нельзя останавливаться или парковаться. Именно по этой причине многие пользуются такой возможностью. Исключение составляют те островки, которые относятся к перекресткам. Можно расценить стоянку на них, как стоянку именно на перекрестке, а не на разметке 1.16.1, 1.16.2 или 1.16.3.

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этой статье речь пойдет о нарушении Правил дорожного движения, при остановке (стоянке) на островках безопасности, направляющих островках, которые водители часто используют совсем не по прямому назначению их применения.

Обратимся к ГОСТ Р 52766-2007 , чтобы разобраться с определениями «Направляющие островки» и «Островки безопасности».

ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.

4.2.4 Направляющие островки

4.2.4.1 Направляющие островки устраивают для разделения транспортных потоков по направлениям на пересечениях автомобильных дорог при суммарной интенсивности движения по пересекающимся или примыкающим дорогам не менее 1000 авт./сут, когда число поворачивающих транспортных средств составляет не менее 10% от суммарного потока на дорогах вне населенных пунктов и не менее 20% в населенных пунктах.

4.2.4.2 Границы направляющих островков обозначают разметкой или путем укладки бордюра, на который наносят вертикальную разметку по ГОСТ Р 51256.

4.2.5 Островки безопасности

4.2.5.1 При интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части на наземных пешеходных переходах устраивают островки безопасности, которые размещают на проезжей части или разделительной полосе, при этом расстояние между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее 7,5 м.

4.2.5.3 Границу островка безопасности обозначают при помощи разметки и/или бордюра.

4.2.5.5 Центр островка на проезжей части должен находиться в створе линии разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Допускается использование направляющего островка в качестве островка безопасности.

4.2.5.6 При размещении островка на проезжей части перед ним с двух сторон наносят сплошную наклонную линию разметки 1.1.

На площади островка наносят разметку 1.16.1, а при наличии бордюра устанавливают дорожные знаки 4.2.1 и наносят разметку 2.7.

Читайте также  Правовое значение трудового стажа

Обратимся к Правилам дорожного движения, посмотрим, что сказано про места запрета остановки (стоянки).

12.4. Остановка запрещается:
на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);
в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов;
на полосе для велосипедистов.

Видим, в пункте 12.4 Правил, нет упоминания о том, что остановка (стоянка) запрещена на островках безопасности или направляющих островках. Но в том же разделе Правил (раздел 12. Остановка и стоянка), в пунктах 12.1 и 12.2 строго определены способы остановки и стоянки.

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

При отсутствии специальных мест для стоянки (парковки), ставить транспортные средства допускается только на правой стороне дороги (в разрешенных Правилами случаях на левой стороне дороги) и параллельно краю проезжей части.

Если посмотреть на изображение (ниже), то мы видим, что границы направляющего островка обозначены горизонтальной разметкой 1.1 (сплошная линия), а сплошную разметку пересекать Правилами запрещено.

Горизонтальная разметка:
1.1 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения
в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен;
обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Здесь, хочу обратить внимание, что некоторые участники дорожного движения считают, что раз в Правилах дорожного движения не упоминается, что разметкой 1.1 обозначаются границы островков безопасности и направляющих островков, то следовательно и не является обязательным к исполнению. Но в тоже время, Правила дорожного движения ссылаются на требования норм ГОСТ.

Приложение 2. Дорожная разметка и ее характеристики (по ГОСТу Р 51256-2011 и ГОСТу Р 52289-2004)

ГОСТ Р 52289-2004

Читайте также  Что надо менять при смене фамилии

6.2.3. Разметку 1.1 применяют в следующих случаях:
3) Для обозначения границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен (островки безопасности, направляющие островки и т.п.).

Поскольку, Правила дорожного движения Российской Федерации, являются нормативным правовым актом, то указанные в них нормы являются обязательными к исполнению.

За остановку (стоянку) на островках безопасности или направляющих островках может наступить ответственность по КоАП РФ.

Статья 12.16.
Часть 1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы.
Наказание: Предупреждение или административный штраф в размере пятисот рублей.

Статья 12.19.
Часть 1. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частями 2 — 6 настоящей статьи.
Наказание: Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Необычные «письма счастья» стали получать автовладельцы. Камеры фотовидеофиксации выписывают штрафы за пересечение линии так называемых направляющих островков.

Водители стали получать постановления о необычном нарушении ПДД, а именно пункта 1.16.2 приложения 2 к Правилам, сообщает «Российская газета». Фиксируют такие нарушения приборы «Стрелка-СТ», которые распространены в Москве, Московской области, Татарстане и Краснодарском крае.

Эти островки наносятся в местах разделения или слияния транспортных потоков. Пересекать их, конечно, нежелательно, так как они и сделаны, собственно, для того, чтобы разделить транспортные потоки, однако штраф за это в Правилах не предусмотрен. Между тем камеры автоматической фиксации начали выписывать штрафы водителям, которые этот островок пересекают. Размер штрафа тот же, что предусмотрен за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги (часть 1 статьи 12.16 КоАП) — 500 рублей.

Любопытно, что в постановлении написано: водитель нарушает … пункт 1.16.2 приложения 2 к ПДД. Но нарушить этот пункт нельзя, потому что он гласит: «1.16.1–1.16.3 — обозначает направляющие островки в местах раздвоения или слияния транспортных потоков». То есть это просто описание разметки, а не предписывающее указание. Таким образом, выписывать штраф в этом случае не за что. С этим согласились и в Госавтоинспекции, сообщает издание, запрета на движение по такой разметке не существует. Может быть, он и был бы нелишним, но нельзя штрафовать за то, наказания за что пока не придумано.

Если уж очень хочется покарать нерадивых водителей за это якобы нарушение, то скорее можно притянуть к нему статью 9.7 Правил: «Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении». Но это уже другая статья КоАП со штрафом в 1500 рублей. К тому же совсем не очевидно, что заезд на островки подпадает именно под эту статью.

  • Недавно бурное обсуждение общественности вызвала инициатива правительства о возможном введении дополнительной стоп-линии для мотоциклистов. Наш эксперт скептически отнесся к этой идее.
  • Чуть ранее рассматривалось предложение о приведении правил проезда перекрестков с круговым движением в соответствие с международными нормами. То есть приоритет хотят по умолчанию отдать тому, кто уже въехал на круг. Пока это предложение прорабатывают в МВД и Минтрансе.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector