Работа дефектолога в детском саду

Добро пожаловать в тематический раздел о дефектологии. Здесь собраны сотни полезных в работе материалов из области специальной педагогики (логопедии, сурдопедагогики,тифлопедагогики, олигофренопедагогики) и специальной психологии. На страницах данного раздела коллеги делятся своим живым опытом работы с детьми с различными нарушениями зрения, слуха; аутистами; с задержкой психического развития; ограниченными возможностями. Как помочь ребёнку преодолеть отставание в развитии, какие коррективы нужно внести в образовательный и воспитательный процесс непростых детей – во всём этом легче разобраться вместе, используя положительные решения, уже опробованные в работе.

На стыке педагогики и медицины, реальная практика специалистов-дефектологов – на МААМ.

Показаны публикации 1-10 из 345 .
Все разделы | Дефектология. Материалы для дефектологов

Взаимодействие воспитателя и дефектолога на тему «Продукты для детей среднего возраста» Продолжать говорить с детьми на тему «Продукты питания», что такое продукты? (То, что можно есть. Задать детям вопросы: Для чего они созданы? Какие продукты питания вы знаете? Где продаются продукты питания? Просить называть отделы. Почему многие продукты нужно хранить только в.

Конспект занятия учителя-дефектолога по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Путешествие в царство геометрических фигур» Конспект занятия учителя-дефектолога по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе Тема занятия: «Путешествие в царство геометрических фигур» Тип занятия: занятие закрепления знаний, умений и навыков. Цель: Закрепление представлений.

Дефектология. Материалы для дефектологов – Конспект занятия дефектолога и воспитателя «Осень» для детей второй младшей группы

Публикация «Конспект занятия дефектолога и воспитателя «Осень» для детей второй. » Лексическая тема «Осень» Поговорить с детьми об осени. Знать приметы осени: на улице осенью стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, они опадают, стало меньше жуков, бабочек, улетают в теплые края птицы, в садах и огородах убирают овощи и.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Средства занимательной математики в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ДЦП Формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности происходит через сенсорное воспитание, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного.

Конспект индивидуального занятия дефектолога с ребенком 1 года — 1 года 6 месяцев «В гостях у зайки» КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ для детей 1года – 1г. 6 месяцев Тема: «В гостях у зайки» Цель: Формирование предпосылок понимаемой и активной речи. Задачи: Коррекционно-обучающие: – учить понимать и выполнять простые инструкции; – побуждать ребенка к повторению звукоподражаний;.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Овощи — фрукты» Тема занятия «Овощи – фрукты» . Конспект индивидуального занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (старшая группа) Цель: 1.Закрепить и уточнить знания о фруктах и об овощах. Задачи: 1. Обогатить словарь детей по теме «Овощи и фрукты» 2. Развивать умение.

Дефектология. Материалы для дефектологов – Оформление кабинета дефектолога «Новая жизнь старого шкафа»

Статья «Оформление кабинета дефектолога «Новая жизнь старого. » Коллега (дефектолог) попросила вдохнуть новую жизнь в старый шкаф, стоящий в ее кабинете, чтобы он был не только местом для хранения бумаг, но и приносил образовательную пользу. Так возникла идея изобразить на дверцах времена года. Над художественным материалом долго думать не.

Консультация для родителей «Чудо — шарик» или Су — Джок терапия в работе учителя — дефектолога Что же такое Су-Джок-терапия? В переводе с корейского: Су – кисть, Джок – стопа. Метод Су-Джок – это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины. В некоторых странах этот метод входит в государственные.

Эссе «Дефектолог — профессия на века» Материал к Всероссийскому конкурсу «Учитель-дефектолог 2019» «Эссе «Дефектолог – профессия на века! (прошлое, настоящее, будущее профессии)» «Мыслить масштабно!» Идрисова А.Р. Любая профессия, а конкретно ее становление и развитие, имеет свое прошлое, а настоящее и будущее.

Консультация «Учитель-дефектолог… Кто он?» Учитель- дефектолог. Кто он? Зачем ребёнку – инвалиду работать с психологом-дефектологом? Детям с ограниченными возможностями труднее чувствовать себя комфортно, учиться и адаптироваться в обществе из-за своих особенностей. И только работа с психологом-дефектологом помогает.

Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен дефектолог в детском саду. А родителям детей, имеющих отклонения в развитии, пришлось тесно соприкоснуться с наукой дефектологией и познакомиться со специалистами этой области.

Дефектология– это наука, совмещающая в себе медицину, психологию и педагогику, о чем говорит перечень дефектологических специальностей, которых существует несколько. Учитель-сурдопедагог, который обучает детей, имеющих проблемы со слухом – от слабослышащих до полностью глухих. Учитель-олигофренопедагог, который занимается с детьми с проблемами умственного развития. Учитель-тифлопедагог, который работает с детьми, у которых проблемы со зрением. Дошкольный педагог-дефектолог и учитель-логопед – это специалисты широкого профиля, которые работают со всеми видами нарушений речи.

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.

Какие же функции выполняет дефектолог в детском саду. Во-первых, дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.

Читайте также  Петрова светлана вербицкая тюмень

При обследовании дефектолог в детском саду, прежде всего, тщательно изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины. Если ребенок переведен из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой. При проведении обследования основная роль отводится дефектологу, затем к обследованию подключаются психолог, руководитель физкультуры, руководитель музыки.

Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

В-третьих, деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

Выбор дисциплин, которые преподает дефектолог в детском саду, подбираются с учетом особенностей каждого ребенка персонально. Однако существуют и общие обязательные дисциплины:

Развитие сенсорики;

– Гигиена и самообслуживание;

– Обучение игре и игрокоррекция.Эти занятия нужны, так как не все дети умеют играть либо их развитие игровой способности не соответствует возрасту;

Развитие речи с помощью ознакомления с окружающим миром. В ходе этих занятий дети учатся видеть предметы и явления, которые окружают их в жизни. При этом расширяется их кругозор и словарный запас, а также формируется связанная речь;

Обучение грамоте. Существует так называемый добукварный период, который нужно пройти всем детям перед тем, как начать изучать буквы и цифры. В этот период дети учатся различать звуки на слух, последовательность звуков в слове, что способствует освоению ребенком навыков чтения и письма;

Развитие простых математических представлений о количестве, пространстве и времени;

Творческая деятельность: рисование, лепка, конструирование. На этих занятиях ребенок получает представление о пространстве, цветах и формах различных предметов, обучается действовать согласно определенному образцу, координирует движение рук;

Подготовка к школе;

Каждое занятие, которое проводит педагог – дефектолог в детском саду, представляет собой целый комплекс познавательной деятельности, моторики, речи, музыки, а также различных видов гимнастики.

На занятиях дефектолог использует игрушки, картины, книги, магнитофон с аудиозаписями, музыкальные инструменты и много разнообразного дидактического подсобного материала. Дефектолог в детском саду регулярно проводит не только фронтальные (занятия со всей группой), но и подгрупповые и индивидуальные занятия.

Согласно статистике у каждого второго ребенка наблюдаются нарушения речи, многим детям сложно справиться с произношением новых звуков. Поэтому самой востребованной дефектологической специальностью является дефектолог-логопед. О развитии речи своего ребенка, особенно дошкольного возраста, родителям нужно позаботиться заранее. Опытный дефектолог в детском саду поможет решить многие проблемы, связанные с произношением звуков и исправлением речи ребенка.

Занятия дефектолога-логопеда направлены на:

– формирование речи у детей, которые в 2-3 года не разговаривают;

– исправление дефектов речи;

– развитие не только правильной, но и красивой речи;

– профилактику и коррекцию нарушений письменной речи;

– развитие у детей с речевой патологией, оптико-пространственных представлений и функций моторики;

– профилактику и коррекцию: звукопроизношения, общего и фонетико-фонематического недоразвития речи, нарушений письма и чтения.

Конечно, не все дети нуждаются в услугах дефектолога. Однако детям с нарушением интеллекта или с задержкой психического, психомоторного и сенсорного развития, дефектолог в детском саду просто необходим. А родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.

Кроме занятий с ребенком дефектолог в детском саду проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка. Так что, дорогие родители, знайте, что дефектолог может сделать очень много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни. Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребенка!

Консультации и занятия с дефектологом В детском центре "Ступеньки" проводятся консультации и индивидуальные занятия с дефектологом. Дефектолог – это педагог, который поможет вашему малышу познать все или почти все из того, что он должен знать по возрасту, но не успел в силу особенностей своего развития. Дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребенка. Занятия проводятся индивидуально. Стоимость одного занятия продолжительностью 50 минут – 800 рублей. Что нужно знать родителям о таком специалисте, как дефектолог Дефектология – наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения. Дефектолог – понятие достаточно широкое. Дефектологами являются педагоги, специализирующиеся на работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Последнее время термин «дефектолог» стали заменять термином «коррекционный педагог», но суть от этого не изменилась. Дефектолог-сурдопедагог работает с глухими, слабослышащими, позднооглохшими и глухонемыми детьми. Дефектолог-тифлопедагог работает со слепыми, слабовидящими, поздноослепшими детьми. Дефектолог-логопед работает с детьми, имеющими проблемы с речевым развитием. Логопед корригирует и устраняет недостатки речевого развития, а при отсутствии речи стимулирует ее развитие. Также логопед помогает восстановить речь взрослому человеку, перенесшему инсульт или травму. Дефектолог-олигофренопедагог работает с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими задержку психического развития, олигофрению (умственную отсталость), ДЦП, аутизм, а также сложную структуру дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно). Дефектолог-олигофренопедагог оказывает помощь детям и с нормальным интеллектом, имеющим нарушения в физической и психо-эмоциональной сфере, трудности обучения в школе. Все эти специалисты не являются врачами, хотя дефектология находится на стыке медицины и педагогики. На дефектологических факультетах обязательно читают лекции по ряду медицинских предметов. Но все же дефектологи имеют высшее специальное педагогическое образование (дефектологический факультет педагогического ВУЗа). Задача дефектолога заключается в коррекции и компенсации имеющихся у ребенка отклонений в развитии. Прежде всего специалист тщательно изучает степень выраженности дефекта, проводит диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение). В зависимости от специализации дефектолога, он акцентирует внимание на слухе, зрении, речи, двигательных функциях, мыслительных операциях, особенностях эмоционально-волевой сферы и т.п. После диагностики дефектологу необходимо определиться с направлениями коррекционной работы, выбрать нужные методы, приемы, разработать перспективный план коррекционного воздействия. Для ребенка создаются специальные условия обучения, подбираются лечебно-оздоровительные мероприятия, при необходимости рекомендуются консультации у других специалистов (невролог, психиатр, отоларинголог, ортопед, окулист, ортодонт). В своей работе дефектолог активно использует разнообразные методики, игры, упражнения. Как правило, методики и дидактический материал подбирается индивидуально под ребенка, исходя из его проблемы и возможностей. Длительность работы с ребенком определяется степенью выраженности дефекта и динамикой в процессе коррекции. Даже после нескольких занятий иногда бывает сложно сказать, сколько их потребуется всего и уж тем более дать 100% гарантию устранения дефекта. Каждый случай индивидуален, и подчас можно говорить лишь о частичной компенсации дефекта. Дефектолог-олигофренопедагог владеет методиками коррекции и развития детей как с интеллектуальной недостаточностью, так и детей с нормальным интеллектом. Нередки случаи, когда дети дошкольного возраста с нормальным интеллектом имеют задержку речевого развития, моторную неловкость, особенности поведения, неусидчивость, невнимательность, плохую память и т.п. Дефектолог может помочь в решении этих проблем. Педагог подскажет родителям, как развивать интеллектуальные способности ребенка, какая нагрузка необходима малышу, как расширить словарный запас, улучшить произношение, научиться владеть собственной речью и выражать свои мысли. Дефектолог может провести диагностику готовности ребенка к школе, диагностику усвоения программного материала. Крайне необходима помощь педагога-дефектолога учащимся младших классов школы, страдающих дисграфией и дислексией. Если Вам посоветовали занятия с дефектологом не нужно бояться этого слова. Дефектолог видит проблему ребенка и старается максимально скорригировать ее, используя различные методики. Основные направления работы дефектолога-олигофренопедагога: Развитие и коррекция внимания · Произвольное и непроизвольное внимание · Объем внимания · Устойчивость внимания · Распределение внимания · Переключение внимания Развитие и коррекция восприятия · Зрительное восприятие · Слуховое восприятие · Осязательное восприятие · Узнавание и называние предметов (положение в пространстве, величина, цвет, размер, форма и т.п.) Развитие и коррекция памяти · Запоминание, сохранение, воспроизведение информации · Вербальная (словесная) память · Образная, зрительная (представление) память · Моторная (двигательная) память · Эмоциональная память · Кратковременная память · Долговременная память · Оперативная память · Репродуктивная память · Произвольная память · Непроизвольная память Развитие и коррекция мышления · Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление · Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение · Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение Развитие и коррекция речи · Устная и письменная речь · Регулирующая, планирующая, анализирующая функция речи · Фонетическая сторона речи · Грамматическая сторона речи · Лексическая сторона речи · Интонационно-выразительная сторона речи · Словарь (активный и пассивный) · Синтаксическая структура (предложение) · Диалогическая и монологическая речь · Правильность произношения Развитие и коррекция моторики · Крупная и мелкая моторика · Координация движений (произвольность и целенаправленность движений) · Пространственная ориентировка · Удерживание равновесия · Быстрота двигательных реакций Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы · Умение выражать свои чувства · Адекватная оценка своих и чужих действий · Навык самоконтроля · Усидчивость и выдержка
Детский центр Ступеньки © 2002 – 2011
Читайте также  Санпин учреждения доп образования

Дефектолог – это педагог, который поможет вашему малышу познать все то, что он должен знать по возрасту и в силу особенностей своего развития. Дефектолог помогает максимально компенсировать недостатки в развитии ребенка.

В своей работе дефектолог использует разнообразные методики, игры, упражнения. Как правило, дидактический материал подбирается индивидуально под ребенка, исходя из его проблемы и возможностей.

Дефектолог владеет методиками коррекции и развития детей, как с ограниченными возможностями здоровья, так и детей с нормальным интеллектом. Нередки случаи, когда дошкольники с нормальным интеллектом имеют моторную неловкость, особенности поведения, неусидчивость, невнимательность, плохую память и т.п. Дефектолог, конечно же, может помочь в решении этих проблем. Педагог подскажет родителям, как развивать интеллектуальные способности ребенка, какая нагрузка необходима малышу, как расширить словарный запас, научиться владеть собственной речью и выражать свои мысли.

Опытный дефектолог способен быстро находить с ребенком контакт и поддерживать дружескую, домашнюю атмосферу занятий.

В связи с этим работа дефектолога в первую очередь направлена на:

· сенсорное развитие: на занятиях ребенок овладевает представлениями о величине, цвете и форме предметов;

· обучение игре: для таких детей необходимо организовывать специальные игры, помогающие им "продвинуться" в развитии;

· развитие элементарных математических представлений (количественных, пространственных, временных, счетные навыки);

· ознакомление с окружающим миром и развитие речи;

· развитие общей и мелкой моторики;

· развитие познавательной активности и основных психических процессов у детей (восприятие, внимание, память, мышление и др.).

Важно знать! Проводимые занятия с учителем – дефектологом одновременно требуют постоянной и целенаправленной совместной работы педагога и родителей. Поскольку ребенок проводит все свое время в семье, а с дефектологом лишь незначительное количество часов.

Именно поэтому консультирование родителей и обучение их приемам, способствующим нормальному развитию ребенка, является также неотъемлемой частью работы дефектолога, что помогает успешно достичь желаемого результата в более короткие сроки.

Читайте также  Кто может работать без кассы 2018

Дорогие родители, вы должны понимать, что дефектолог может сделать очень много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Учитель-дефектолог ДОУ.

___________________________________

  • Галямова Дина Ринадовна
  • Образование высшее.
  • Диплом Владимирского государственного педагогического университета, по специальности «Дошкольная педагогика и психология», 2000г.,
  • ОАНО ВО Московского психолого-социального университета, по специальности «Логопедия », 2015г.
  • Курсы повышения квалификации пройдены в 2017г.: «Организация сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов в дошкольном образовательном учреждении».
  • Стаж педагогической деятельности 6 лет.
  • Прохождение аттестации в мае, 2017г. на 1-ю кв.категорию.

Дефектолог – это специалист, который занимается обучением, развитием, адаптацией и социализацией детей, имеющих недостатки развития, в условиях группы компенсирующей направленности и в рамках инклюзивного образования. Также дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в освоении основной программы обучения детского сада. Другими словами, дефектолог – это коррекционный педагог. И его основная задача – коррекция и компенсация существующих недостатков развития у ребёнка. Под коррекцией подразумевается исправление или ослабление недостатков психофизического развития. Компенсация – это возмещение существующего недостатка за счет развития других, аналогичных возможностей и навыков у ребёнка.

Работа дефектолога с ребёнком начинается с диагностики особенностей познавательного, речевого и социального развития, определения способности ребёнка к обучению и игре. На основании комплексного обследования, изучения данных медицинского исследования, заключения ПМПК и бесед с родителями выявляются причины и механизмы нарушений, степень их выраженности, определяется структура дефекта и выстраивается прогноз относительно дальнейшего развития ребёнка, определяются приоритетные направления коррекционно-педагогической деятельности. Только на основе тщательного количественно-качественного анализа результатов обследования педагогический коллектив выбирает методы работы и ее содержание.

Основным содержанием коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога является:

— развитие/коррекция познавательной мотивации деятельности, формирование способности к саморегуляции и эффективной самооценке собственной деятельности;

— преодоление недостатков компонентов познавательной и коммуникативной деятельности, развитие (коррекция ) простых модально-специфических функций и высших психических процессов.

Задачи коррекционно-развивающего блока планируются с учетом специфики психического развития детей с ОВЗ, возраста детей и результатов диагностического изучения эмоционально – волевого и когнитивного развития воспитанников.

Коррекционная работа учителя-дефектолога с детьми ведётся в нескольких направлениях:

  • • ознакомление с окружающим миром, в рамках которого у ребёнка формируется максимально полное восприятие окружающей его действительности. Такие занятия расширяют детский кругозор, учат быть внимательным и нести ответственность за свои действия;
  • • формирование математических представлений. Дети учатся различать форму и величину предметов, их цвет, количество и другие характеристики. У детей формируются представления о времени и пространстве. Они сравнивают и классифицируют разнообразные предметы и события, устанавливая те или иные закономерности, причинно-следственные связи;
  • • сенсомоторное развитие. Базовым элементом таких занятий являются различные игры, направленные на совершенствование мелкой моторики пальцев рук, общей моторики. Дети рисуют, лепят, конструируют, педагог использует разнообразные пособия, игры и упражнения для кистей и пальцев рук;
  • • обучение игре. Часто дети с нарушениями в психическом развитии не владеют навыками игры, в том числе командной. На каждом занятии дефектолог организует разнообразные игры, объясняя детям их правила и принципы. Ведь игра в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности, источник гармоничного развития личности. Обучение игре способствует познанию детьми окружающего мира и мира человеческих отношений;
  • • развитие речи посредством ознакомления с окружающим миром. В ходе этих занятий не только расширяется кругозор, но и активизируется словарный запас, формируется связная речь;
  • • обучение грамоте. На этих занятиях дети учатся различать неречевые и речевые звуки на слух, определять последовательность звуков в слове, понимать разницу между звуком и буквой, приобретают умения, способствующие освоению навыков чтения и письма и профилактике дислексии и дисграфии.

В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные (как итоговые), которые проводятся согласно расписанию.

Подгрупповые занятия, на которых ребёнок получает знания общего характера, длятся от 15-20 до 25 минут в зависимости от возраста детей. Подгруппы (4 -6 человек) формируются с учётом возрастных категорий и особенностей индивидуального развития детей. Более пристальное внимание коррекции, развитию и совершенствованию психических функций, умений и навыков, актуальных для конкретного ребёнка, дефектолог уделяет в процессе индивидуальных занятий. Здесь же закрепляются знания, полученные в ходе группового обучения, стимулируется познавательная активность, отрабатывается пропущенный материал.

Не менее важная часть работы учителя-дефектолога – консультирование родителей (законных представителей) ребёнка. В рамках информационной и педагогической помощи специалист знакомит родителей с особенностями системы коррекционно-педагогической деятельности, раскрывает необходимость уточнения, развития и закрепления достижений и навыков в домашних условиях, обучает конкретным приёмам работы с детьми, представляет сравнительные результаты диагностического обследования и динамического наблюдения за развитием ребёнка, координирует совместные действия педагогов и семьи.

Дорогие родители! Помните, что без вашего активного участия и поддержки занятия дефектолога и других специалистов с вашим ребёнком будут недостаточно эффективны. Помочь ребёнку достичь определённых успехов в развитии, обучении и, главное, в жизни мы можем только вместе. И это – ежедневный кропотливый труд. Терпения и удачи вам! А благодарностью за ваш труд, заботу и любовь будет счастливая улыбка вашего ребёнка!

На этой страничке мы предлагаем вашему вниманию статьи и консультации, которые помогут родителям и педагогам найти ответы на интересующие вопросы, сделать жизнь детей интересной и познавательной.

Родителям:

Педагогам:

«Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с ЗПР» консультация для педагогов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector