Проводить шествия и пикетирования

Организация одиночного пикета (совет юриста)


Организация пикетирования, проводимого одним участником (одиночного пикетирования)

В данной работе рассмотрены основные положения, необходимые для подготовки, организации и проведения одиночного пикетирования. Данный вид пикетирования имеет свои особенности по сравнению с иными формами публичных мероприятий (неодиночными пикетами, митингами, демонстрациями, шествиями и др.). Основное отличие в том, что данное мероприятие проводится без предварительных согласований с кем бы то ни было (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»[1]).

Отсутствие в законе требований о необходимости согласования места и времени проведения одиночного пикета, по всей видимости, объясняется его малозначительностью как в части количества людей, перед которыми пикетчик сможет выразить своё мнение, так и минимумом помех, которые может создать одиночный пикет для общественных отношений в определённом месте (общественный порядок, необходимость проведения ремонтных и строительных работ и т.д.).

Однако, умелое и грамотное проведение одиночных пикетов или их серии, позволяет наиболее успешно (по сравнению с иными формами публичных мероприятий) решать некоторые задачи (например – привлечение общественного внимания к важным вопросам жизни государства и общества – десоветизация, оправдание фашизма в странах балтийского региона, и т.п.).

Для того, чтобы одиночный пикет достиг запланированных целей, а его участник не был привлечён к ответственности, необходимо знание основных положений закона и некоторых подзаконных актов устанавливающих требования к его проведению.

Статья 2. ФЗ № 54. Основные понятия

1) публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

6) пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Признаки одиночного пикетирования:

1. Участвует один совершеннолетний гражданин РФ – со своим паспортом гражданина РФ.

Если в данном районе осуществляется другое подобное одиночное пикетирование, необходимо чтобы пикетчики находились на достаточном расстоянии друг от друга (вне зоны видимости).

Рядом с пикетчиком не должно стоять людей, выражающих аналогичные мнения или поддерживающих ваши любым способом. Помните о возможных провокациях – к пикетчику подходит человек и начинает его активно и публично – словом или действием – поддерживать. С точки зрения полиции, это уже массовый пикет, для проведения которого необходимо уведомление органов власти;

2. Пикетчик выражает своё мнение (выражаемое мнение не должно нарушать закон);

3. Осуществляется без передвижения;

4. Осуществляется без использования звукоусиливающих технических средств;

5. Осуществляется путем размещения у пикетируемого объекта одного гражданина, использующего плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

II. Для организации и проведения одиночного

1. Наличие у пикетчика гражданства РФ, достижение 18 летнего возраста(ч. 1 ст. 5 ФЗ № 54);

2. Изготовление плакатов, транспарантов и иных средства наглядной агитации, не запрещённых законодательством:

– Ч.2.ст. 29 Конституции РФ.Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

– Ст. 205.2. Уголовного кодекса РФ[2]Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.

– Ст. 280. УК РФ. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

В соответствии ч. 1 ст. 1 ФЗ от 25.07.2002г. «О противодействии экстремистской деятельности»:

экстремистская деятельность (экстремизм) – выдержки:

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению

– Ст. 282. УК РФ.Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

– Ст. 354. УК РФ.Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

– Ст. 5.60. Кодекса РФ об административных правонарушениях[3]. Клевета

Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

– Ст. 5.61. КРФоАПОскорбление

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме

-Ст. 5.62.КРФоАП. Дискриминация

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам

– Ст. 20.1. КРФоАПМелкое хулиганство

Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества

– Ст. 20.3. КРФоАППропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики

– Ст. 20.29. КРФоАППроизводство и распространение экстремистских материалов

Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов[4], а равно их производство либо хранение в целях массового распространения

3. Выбор места проведения одиночного пикета

Ст. 8 ФЗ № 54

1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

3.1. Порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

4. Соблюдение законности при его проведении(место проведения и выражаемые мнения не должны быть противозаконными);

5. Добровольность проведенияпикета (без принуждения);

6. Знание оснований приостановления и (или) прекращения одиночного пикета.

Ст.ст. 15-17 ФЗ № 54

Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия

1. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.

2. В случае невыполнения требования об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.

3. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия

Основаниями прекращенияпубличного мероприятия являются:

1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия

1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:

1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;

2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;

Читайте также  Внести изменения в базу данных рса

3) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.

2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

7. Помнить, что в соответствии со ст.ст. 3 и 29 Конституции РФ: Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

В этой статье я не буду подробно останавливаться на различиях в формах проведения публичных мероприятий, перечисленных в ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ (в редакции от 07.02.2011) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а попытаюсь остановиться на юридически значимых этапах их подготовки и проведения.

Прежде всего, нужно понимать, что само базисное право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, прямо предусмотрено ст. 31 Конституции РФ, т.е. реализация этого права носит уведомительный, а не разрешительный характер, т.е. действует непосредственно, на основании ст. 18 Конституции РФ.

Ограничение этого конституционного права возможно только в соответствии с федеральным законом, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Таким федеральным законом и является Закон № 54-ФЗ.

Подготовка публичного мероприятия:

На этом этапе прежде всего необходимо определиться с формой, местом, временем, предполагаемым количеством участников планируемого мероприятия, и определить организационные меры по соблюдению законности и порядка в ходе его проведения.

Для проведения любого публичного мероприятия, за исключением одиночного пикета (в этой статье не рассматривается), необходимо наличие как минимум одного, а лучше нескольких организаторов.

В соответствии со ст. 5 ФЗ № 54,
1. Организатором публичного мероприятия могут быть: один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

2. Не могут быть организатором публичного мероприятия:
1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;
2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Начиная подготовку публичного мероприятия, организаторы должны ответить самим себе, на следующие вопросы:

1. Каковы цели планируемого мероприятия?
2. Какая форма публичного мероприятия (митинг, пикет, собрание) предпочтительна?
3. Как будет называться это мероприятие?
4. Предполагаемое число участников и их социальная характеристика (возраст, профессии, образование, семейное положение и т.п.)?
5. Планируемая программа (этапы) публичного мероприятия?
6. Где возможно провести это мероприятие? Насколько это место доступно и безопасно, сколько человек может реально присутствовать в этом месте? Не будут ли созданы препятствия для движения транспорта и пешеходов?
7. В какое время предпочтительно провести это мероприятие?
8. Какое необходимо оборудование для звукоусиления и кто будет ответственным за его безопасное использование?
9. Нужны ли флаги, листовки, памятки, баннеры, плакаты и т.п. наглядная агитация? Кто, где, и за чей счет будет её изготавливать, устанавливать, раздавать и т.п.?
10. Как будет освещаться в СМИ это мероприятие, кого необходимо на него пригласить заранее, кто будет фиксировать (лучше с нескольких точек) все этапы проведения мероприятия?
11. Кто и как будет обеспечивать порядок во время проведения мероприятия? Кто будет улаживать вопросы с полицией и представителями властей?
12. Каким должен быть финал мероприятия (принятие общей резолюции, сбор подписей и т.п.)?

После определения целей публичного мероприятия и средств их достижения, а так же распределения обязанностей и ответственности между организаторами, необходимо направить уведомление о предстоящем публичном мероприятии в орган исполнительной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления, и получить согласование его проведения.

Уведомление о проведении публичного мероприятия:

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ № 54, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия (ч. 3 ст. 7 Закона) указываются:

1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Примерная форма уведомления размещена в приложении к статье.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона, Организатор(ы) публичного мероприятия имеет право:

1) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания — в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;

2) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

3) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;

4) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;

5) использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающие технические средства (аудио-, видеоустановки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона, организатор публичного мероприятия обязан:

1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона;

2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;

5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;

10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Перечень мест, где в соответствии со ст. 8 Закона, проведение публичных мероприятий запрещено:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам (список таких объектов должен быть специально установлен) и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (исправительные колонии, колонии-поселения, тюрьмы). Здания, в которых расположены следственные изоляторы, в этот перечень не входят.
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Читайте также  Гарантийный случай это определение

Законами субъектов федерации, могут определяться и иные места, в которых запрещено проведение массовых мероприятий.

Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ст. 12 Закона № 54-ФЗ)

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;

4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.

В случае отказа в согласовании публичного мероприятия, такой отказ может быть обжалован в суд на основании ст. 19 Закона и Определения КС РФ от 2 апреля 2009 г. № 484-О-П.

За нарушение порядка организации и/или проведения публичного мероприятия установлена административная ответственность по ст. 20.2 КОАП РФ.

При этом необходимо помнить, что для проведения одиночного пикета, никаких уведомлений и согласований не требуется.

При наличии оснований полагать, что властями могут быть предприняты попытки противодействия проведению публичного мероприятия, необходимо предпринимать меры по снижению рисков, в т.ч. путем формального разделения одного крупного мероприятия на несколько самостоятельных мелких, дублирования и резервирования, проведение отвлекающих акций и т.п. В разработке защитных мер, неоценимую помощь вам окажут профессионалы.

Сотрудники правоохранительных органов, часто препятствуют проведению протестных публичных мероприятий, квалифицируя действия их участников как мелкое хулиганство по ст. 20.1 КОАП РФ.

Однако, при своевременной и квалифицированной правовой поддержке, их собственные действия могут быть квалифицированы по ст. 5.38 КОАП РФ, либо по ст. 149 УК РФ.

В любом случае, в планировании, организации и проведении публичного мероприятия, необходимо участие (юридическое сопровождение) квалифицированного юриста. Это поможет избежать досадных ошибок и конфликтов с законом.

И в заключение, несколько «технических» советов:

При проведении мероприятий желательно наличие человека (двух, трех) с видеокамерой, который будет снимать мероприятие с неподалеку расположенной возвышенности. Нужно это для того, чтобы потом, при необходимости, наглядно показать, как и откуда среди митингующих появились провокаторы. Запись действий полицаев поможет оспорить их законность. Наличие у наблюдателя портативной радиостанции позволит предупредить участников мероприятия о возможной опасности. Радиостанции в данном случае лучше телефона. Говорящий по ней не идентифицируется по номеру, его могут слышать сразу все.

Кроме непосредственно участвующих в мероприятии, полезно иметь в отдалении пару-тройку проверенных людей, которые потом не побоятся выступить в качестве свидетелей. Неплохо, если они будут скрыто вести видеозапись (например, установив видеорегистратор в автомобиле).

Несколько человек, лучше молодых и симпатичных девушек, должны разговаривать с полицаями, объясняя доступным языком для них цели мероприятия. Достигаются две цели: хотя бы часть полицаев будет понимать, что перед ними не враги, а такие же люди, отстаивающие не непонятные цели, а борющиеся за права всех, и самих полицаев, в том числе. Кроме того, психологически тяжело будет бить дубиналом тех, кто только что разговаривал с тобой, как с товарищем. Глядишь, и даст потом полицай правдивые показания.

Для тех же целей можно добавить один-два плаката в защиту несправедливо обиженных властью ми(по)лиционеров.

Должны быть выделены специалисты «разговорного жанра», которые будут общаться с провокаторами, не давая им втягивать в дискуссию, а потом в конфликт, неподготовленных участников мероприятия. Вежливо отвечать на вопросы, типа: «А не торгуют ли участники наркотиками?», поясняя, что он ошибся, митинг рыхлых гомосексуалистов проходит в другом месте и т.д.

Желательно части участников закрывать лица очками, масками, шарфами, затрудняя последующую идентификацию участников по оперативным видеозаписям (а записывать будут однозначно).

И, разумеется, как уже и было сделано на практике, координировать действия участников мероприятия должен, удаленный от места событий, диспетчер, он же администратор, который знает, куда и в каких случаях звонить и что говорить.

Национально-освободительное движение

Памятка организатору и участникам пикета, проводимого группой лиц

1. Право на проведение пикетирования гарантируется ст. 31 Конституции РФ, где указано, что Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» — в преамбуле закона.

2. Проведение публичного мероприятия в форме пикетирования должно быть законным, то есть соответствовать требованиям действующего законодательства по форме, содержанию и порядку его проведения, и добровольным.

3. Пикетирование представляет собой по закону форму публичного выражения мнений, осуществляемую без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств, путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Пикет размещается У КАКОГО-ТО ОБЪЕКТА, то есть что-то пикетируется.

При себе можно иметь средства наглядной агитации (плакаты, костюмы, раскрас лица, тела (в пределах приличия), банеры с лозунгами, штендеры, транспаранты, флаги, символику, гербы, листовки, иной агитационный реквизит).

При пикетировании разрешается: стоять, сидеть у пикетируемого объекта, использовать средства наглядной агитации, раздавать проходящим прохожим листовки, давать интервью СМИ для объяснения цели и мотивов пикетирования и своей позиции по пикетируемому вопросу, с этой же целью отвечать на вопросы прохожих. Закон не запрещает кричать лозунги и слоганы при помощи только своего голоса, но «кричалки» могут быть расценены, как уже проведение митинга, поэтому кричать не рекомендуется.

При пикетировании запрещается: передвигаться по месту пикетирования, танцевать, делать акробатические трюки, использовать звукоусиливающие средства (свитки, дуделки, микрофоны, мегафоны и т. п.), музыку, иные звукозаписи, агитировать путем бесед с прохожими, произносить речи, петь песни, стучать чем либо по чему — либо, нарушать общественный порядок, мешать движению прохожих и транспорта, распивать спиртные напитки, мусорить, повреждать и уничтожать чужое имущество, здания, строения, зеленные насаждения, не выполнять законные требования сотрудников правоохранительных органов, оказывать им сопротивление, нарушать регламент пикетирования, не выполнять требования организатора, уполномоченных им, а также уполномоченного властями.

Важно: основное отличие пикета от митинга – отсутствие движения пикетчиков, а значит минимум неудобств окружающим и минимум проблем для властей. То есть мысленно очертите некий круг – все действие и должно происходить внутри этого пространства.

Количество участников пикета закон не регламентирует так: один и более. Точной цифры нет. Здравый смысл подсказывает, что человек 30 – максимальный предел, чтобы у властей не появилось ощущение, что происходит не пикет, а митинг. Но повторю — закон не регламентирует, сколько человек уже митинг, а сколько — еще пикет.

4. Для пикетирования группой лиц необходимо выбрать организаторов. Уведомление в органы власти подают организаторы митинга. Организаторов может быть несколько или один. Организатором может быть физическое лицо, гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, дееспособный, не отбывающий наказание в местах лишения свободы.

Важно: Оформление полномочий организатора не урегулировано законом, но рекомендуется составлять протокол. (образец протокола прилагается к этому письму) Этот протокол НУЖНО брать с собой при подаче уведомления, но давать его НЕ НУЖНО, если вас об этом не спросили. Его нужно на всякий случай взять с собой на пикет. Были случаи, когда его спрашивали.

5. Организатор(ы) обязан подать в орган власти уведомление о проведении пикетирования в срок не ранее 15 дней до дня проведения пикета и в срок не позднее З дней до его проведения. Если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения. Уведомление подписывается всеми организаторами, если их несколько, и также всеми уполномоченными, если они имеются. То есть уведомляет о желании провести пикет не «НОД», а конкретные физические лица.

(об уполномоченных чуть ниже, при пикете менее 15 – уполномоченные не нужны).

6. Порядок подачи уведомления регулируется законами, постановлениями субъектов РФ. В каждом субъекте в зависимости от предполагаемого количества участников пикета и места пикетируемого объекта уведомление подается либо в орган государственной исполнительной власти (правительство субъекта РФ, министерство субъекта РФ, комитет субъекта РФ — по многочисленным по участникам пикетам и пикетам, проводимым около важных объектов), либо в орган местного самоуправления (администрацию города, района в городе, префектуры и т.п.).

Вопрос «куда подавать уведомление», необходимо заранее уточнять у властей. Особенно в первый раз, при проведении первого коллективного пикета. Дальше вы уже будете знать, куда обращаться. Поэтому первый раз, постарайтесь узнать заранее и пойти подавать уведомление «с запасом».

Читайте также  Как рассчитать стаж за выслугу лет

7. Уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования должно содержать:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи;

7) фамилия, имя, отчество организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

10) подпись организатора (ов) и уполномоченных (если они есть).

8. Уведомление подается в орган власти организатором (организаторами, если их несколько) при его личном присутствии (если организаторов несколько, то присутствуют все). Если уведомление подается не лично организатором, то лицо, подающее его, должно иметь от организатора(ов) нотариально оформленную доверенность.

9. При подаче уведомления организатор (ы) должны предъявить паспорт гр. РФ, уведомление в двух подлинных идентичных экземплярах. Если уведомление подается не организатором (ами) лично, то лицо, его подающее также должно предъявить нотариальную доверенность от организатора (ов) на право подачи такого уведомления. При подаче уведомления организатору рекомендуется также иметь при себе:

1. Протокол о его избрании — подлинник и ксерокопия.

2. Регламент пикетирования — подлинник и ксерокопия.(то есть сценарий, план) (образец прилагается к этому письму)

3. Копии паспортов всех организаторов и уполномоченных,

4. Подлинники и копии распоряжений или приказов о назначении уполномоченных.

Эти документы не обязательны при подаче уведомления, но власти могут их попросить. Если попросят, то отдать копии, подлинники представить на обозрение, но не отдавать.

10. Важно: Орган власти должен забрать один экземпляр уведомления, на втором экземпляре, которое остается у организатора, должна быть поставлена отметка о его принятии с указанием даты и времени принятия.

11. Если уведомление принято ранее пяти дней до дня проведения пикетирования, то орган власти должен письменно в течение трех дней со дня получения уведомления известить организатора об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона.

Если уведомление подано организатором в срок менее пяти дней до дня проведения мероприятия, то такое извещение орган власти должен сделать в тот же день, когда получено уведомление, либо на следующий день, если оно получено после 16.00ч. Организатор должен не позднее, чем за три дня до дня проведения пикетирования информировать орган власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия. Такое письмо пишется также в двух подлинных экземплярах, одно сдается в орган власти, на втором, которое остается у организатора, орган власти ставит дату и время принятия.

12. Обязанности органа власти. Если у органа власти нет замечаний ко времени, месту, формам и содержанию пикетирования, то он должен передать организатору письменное распоряжение о назначении представителя органа власти для оказания помощи и содействия организатору в проведении и организации пикетирования. Довести до сведения организатора пикетирования информацию об установленной норме предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия (в каждом субъекте РФ свои нормы, но в основном не более 1-2 чел. на 1 кв. м); обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении пикетирования, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи (это делается властями бесплатно); информировать о вопросах, явившихся причинами проведения пикетирования, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются; при получении сведений о проведении пикетирования на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ «О государственной охране» (высшие должностные лица государства, их резиденции), своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны. В некоторых регионах власти также дают организатору письмо извещение — это ответ на уведомление, который подтверждает, что все в пределах закона.

При получении всех документов от властей организатор должен предъявить паспорт.

Если пикетирование осуществляется у объектов, которые являются историческими памятниками, памятниками культуры и архитектуры, то власти получают необходимые согласования в соответствующих структурах. Все согласования делают власти, а не организатор пикетирования. В связи с обязанностями властей рекомендую не ставить их в затруднительное положение и не подавать уведомление в последний день срока, особенно в крупных городах, так как они просто могут не выполнить из-за загруженности свои обязанности и сорвут нам пикетирование.

13. Начало пикетирования не может быть раньше 7.00 ч, а окончание позже 23.00 ч. по местному времени.

14. При пикетировании всем участникам рекомендуется иметь при себе паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность с вклееной фотографией (водительское удостоверение, студенческий билет, служебное удостоверение и т. п.). Организатор (ы) должны во время пикетирования иметь отличительные знаки (повязки, карточка, бандана или кепка с надписью, значок и т. п.). Накануне и в день пикетирования не рекомендуется употреблять алкоголь, поскольку в случае возникновения какого-либо конфликта это будет свидетельствовать не в пользу участника пикета.

Важно! Пикетирование будет считаться законным, если организатор подал в установленный законом срок уведомление, у него на руках имеется его экземпляр уведомления с отметкой властей о его получении; имеется на руках ответное письмо власти, о том, что у властей нет претензий к пикету, и (или) распоряжение о назначении уполномоченного органа исполнительной власти в помощь организатору. Если от властей поступило письменное предложение об изменении времени и (или) места пикетирования, то у организатора должно быть на руках еще и его письмо властям с отметкой о его получении органом власти, о том, что организатор принял предложение власти изменить время и (или) места пикетирования. Также во время пикетирования у организатора на руках кроме указанных документов должны быть с собой протокол о его избрании и регламент пикетирования. Если есть уполномоченные, то должны быть при себе приказы или распоряжения об их назначении.

15. Запрещается пикетирование следующих территорий:

— территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; — путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте- , газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

— пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

16. Организатор публичного мероприятия отвечает за порядок при проведении пикетирования, его законность, участники обязаны ему подчиняться. В случае нарушения кем-либо общественного порядка – организатор пикета должен обратиться к полицейским, которые должны быть выделены органом исполнительной власти для охраны и в помощь пикетчикам.

17. По окончании пикетирования необходимо убрать за собой весь реквизит и мусор.

Приложения

Еще раз об обязанностях организатора публичного мероприятия обязан:

1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона;

2) не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;

5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия;

8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;

10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.

Что такое уполномоченные лица?

Организатор может назначить уполномоченных лиц (физ. лица) — из участников пикетирования — выполнять распорядительные функции по его организации и проведению (например, кто-то отвечает за изготовление средств наглядной агитации, кто-то за предварительную агитацию, кто-то обеспечивает соблюдение порядка и регламента при проведении пикетирования и т. п.). Полномочия уполномоченных лиц подтверждаются приказом либо распоряжением организатора. Уполномоченных лиц целесообразно назначать, если участников пикетирования будет от 30 и более. Как и организатор, уполномоченный (ые) должны во время пикетирования иметь отличительные знаки (повязки, карточка, бандана или кепка с надписью, значок и т. п.).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector