Профстандарт методиста в культуре

Содержание

Профстандарт методиста как отдельный документ отсутствует, однако эта специальность упоминается сразу в нескольких других профстандартах (как уже действующих, так и еще не утвержденных). Вот о них и пойдет речь в нашей статье.

В каких профессиональных стандартах встречается должность методиста?

На методиста возлагают такие функции, как разработка новых методов преподавания и изучение уже существующих методик с целью их улучшения. В едином квалификационном справочнике должностей среди мест работы методиста перечислены образовательные учреждения, библиотеки и учебно-методические кабинеты (центры).

В связи с этим должность методиста можно встретить профстандартах педагога дополнительного образования и инструктора-методиста. Предполагается, что эта должность будет использоваться и в профстандарте специалиста библиотечного дела, который пока еще находится в стадии разработки.

Профстандарт педагога дополнительного образования

Этот профстандарт был утвержден приказом Минтруда № 613н от 8 сентября 2015 года. Он предполагает, что в педагогической деятельности в сфере допобразования детей и взрослых среди специалистов по методике обучения должен быть методист. На методиста при этом возлагается выполнение такой обобщенной трудовой функции, как организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

В ее рамках выполняются следующие трудовые функции:

  • исследование сегмента рынка, в котором предлагаются услуги по дополнительному образованию детей и взрослых;
  • методическая помощь педагогам;
  • мониторинг деятельности педагогов по реализации образовательных программ и оценка качества их работы.

К уровню образования и опыту работы выставляются следующие требования:

  • при наличии высшего образования на уровне бакалавриата нужно иметь дополнительное образование в области методической деятельности и стаж работы педагогом дополнительного образования не менее 2 лет;
  • при наличии высшего образования на уровне специалитета или магистратуры рекомендуется еще получить дополнительное образование в области методологической деятельности, опыт работы не имеет значения;
  • при наличии высшего педагогического образования на уровне магистратуры никаких дополнительных требований нет.

Кроме того, для методиста в сфере допобразования, как и для педагога в общем, важно не подпадать под ограничения, которые выставляются на законодательном уровне к лицам, занимающимся педагогической деятельностью.

Профстандарт инструктора-методиста

Этот профстандарт был утвержден приказом Минтруда № 630н от 8 сентября 2014 года. Он регулирует организационно-методическую деятельность в области физкультуры и спорта, которую может осуществлять сотрудник, занимающий должность инструктора-методиста (в том числе старшего).

В рамках этого профстандарта инструктор-методист может осуществлять 2 обобщенные трудовые функции:

  1. Проведение спортивных мероприятий (при этом на него возлагается еще и обеспечение безопасности участников).
  2. Организационно-методическое обеспечение в области физкультуры и спорта в образовательных организациях, а также координацию тренировочной и методической деятельности персонала этих организаций.

Старший же инструктор-методист осуществляет руководство при исполнении перечисленных выше обобщенных трудовых функций.

Для допуска к осуществлению обобщенных трудовых функций, которым присвоен уровень квалификации 6, требуется высшее образование в области физкультуры и спорта. При 5 уровне квалификации достаточно среднего профессионального образования в области физкультуры и спорта. Требования к опыту работы для каждой из обобщенных трудовых функций различаются, но отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью обязательно в любом случае.

Профстандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности

Проект приказа Минтруда РФ о введении этого профстандарта предполагает, что методист здесь сможет осуществлять следующие обобщенные трудовые функции:

  1. Предоставление культурно-просветительных и досуговых услуг пользователям библиотеки.
  2. Научно-аналитическую, методическую и консультационную работу.

Также предполагается, что сотрудники, претендующие на должность методиста в библиотеке, должны будут иметь высшее образование. О других требованиях до утверждения профстандарта говорить рано.

РОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ

Методические рекомендации

«Применение профстандартов в учреждениях культуры»

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, которая нужна сотруднику, чтобы выполнять определенный вид профессиональной деятельности (ч. 2ст. 195.1 ТК РФ). Такой стандарт разрабатывается как для определенной должности или профессии (музейный хранитель, педагог и др.), так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий (управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов).

Читайте также  Как вызвать мчс для вскрытия двери

С 1 июля 2016 года профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями.

Для чего нужны профстандарты

Профстандарты применяйте, когда нужно:

  • установить, в работниках с каким уровнем квалификации нуждается учреждение;
  • подобрать и расставить кадры;
  • разграничить функции, полномочия и ответственность между категориями работников;
  • определить трудовые обязанности работников;
  • организовать подготовку (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительное профессиональное образование работников;
  • ввестисистемы оплаты труда .

Обязательно ли применять профессиональные стандарты

Для учреждений культуры и учреждений образования в области искусств применение профстандартов является обязательным. На это есть прямое указание в ст.143 ,144 ТК РФ.

Профстандарты применяются, даже если действуют тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих, квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих.

Официальные разъяснения по применению профессиональных стандартов вправе давать исключительно Минтруд России.

Отраслевые органы власти (Минкультуры России, Минобразования России и др.) разъяснения по вопросам применения стандартов давать не могут.

С чего начать применять профстандарты

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 июня 2016 г.№ 584 в учреждении должен быть разработан план мероприятий по введению профстандартов. При разработке плана учитывайте мнение профсоюза или другого представительного органа работников. Правительство разрешило вводить профстандарты поэтапно согласно разработанному в учреждении плану.

В план необходимо включить:

  • список профстандартов, которые будут введены в учреждении (по всем должностям);
  • сведения о направлении работников на переобучение или повышение квалификации, чтобы их образование или квалификация стали соответствовать профстандартам;
  • сроки и этапы введения профстандартов в учреждении;
  • список локальных актов учреждения по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, которые понадобится принять, чтобы ввести в действие профстандарты.

Все мероприятия, которые будут предусмотрены в плане учреждения, должны быть завершены до 2020 года. Если в учреждении есть, к примеру, сотрудники, образование которых не соответствует профстандарту по занимаемой ими должности, и они согласны пройти обучение, то это обучение должно быть закончено к 2020 году.

Поручите работникам кадровых служб внимательно проработать каждую должность, включенную вштатное расписание учреждения. Они должны проверить, есть ли по должности утвержденные профессиональные стандарты. Проанализируйте весь кадровый состав учреждения – не только основной, но и вспомогательный. Все сотрудники, работающие в учреждении, если по их должности принят профстандарт, должны ему соответствовать.

Если по должности работника принят профессиональный стандарт, приведите трудовые обязанности работника в соответствие с профстандартом (внесите изменения в типовую должностную инструкцию, должностную инструкцию, договор).

Осуществлять контроль за введением профстандартов поручено учредителям. Им также вменяется в обязанность разработать и принять нормативные документы, по которым в подведомственных учреждениях будут вводиться профстандарты.

Какие специальности в сфере культуры включены в перечень профессиональных стандартов

Перечень проектов профессиональных стандартов утвержден приказом Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200.

Уже приняты и действуют стандарты по профессиям в сфере культуры и искусства:

  • продюсер в области кинематографии (приказ Минтруда России от 8 сентября 2014 г.№ 610н );
  • специалист по техническим процессам художественной деятельности (приказ Минтруда России от 8 сентября 2014 г.№ 611н );
  • хранитель музейных ценностей (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г.№ 537н );
  • специалист по учету музейных предметов (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г.№ 521н );
  • экскурсовод (гид) (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г.№ 539н ).

В учреждениях культуры понадобятся профстандарты для специалистов других профессий.

Как соответствует должность работника должности в профстандарте

Должность (профессия), которая используется в наименовании профессионального стандарта, не означает, что профессиональный стандарт применяется только по ней.

Требованияпрофессионального стандарта «Специалист по учету музейных предметов» предполагает его использование для должностей:

  • специалист по учету музейных предметов;
  • специалист по учету музейных предметов II категории;
  • младший научный сотрудник музея;
  • специалист по учету музейных предметов I категории;
  • научный сотрудник музея;
  • редактор электронных баз данных музея;
  • редактор электронных баз данных музея II категории;
  • редактор электронных баз данных музея I категории;
  • заведующий отделом (сектором) учета музея.

Ознакомиться с наименованиями должностей, для которых применяется профстандарт, вы можете в самом тексте профессионального стандарта.

Если должность работника не соответствует должности в профстандарте, заключите с работником дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении должности. В этом случае можно как понизить работника в должности, так и повысить, если его образование и стаж работы соответствуют более высокой должности. Например, специалиста I категории сделать специалистом II категории или наоборот. Пересмотрите условия оплаты труда для такого работника соотвественно новой должности.

Читайте также  Натяжные потолки в школе разрешены

О внесении изменений в договор или о заключении дополнительного соглашения предупредите работника за 2 месяца.

Все возможные наименования должностей во всех профессиональных стандартах (отраслевых, общеотраслевых) находятся в разделах «Обобщенная трудовая функция».

Конкретные требования к квалификации работников по должностям и профессиям закрепите в локальном акте учреждения. Вы будете нести ответственность за обеспечение единоообразного применения стандартов.

Руководствуйтесь утвержденными профессиональными стандартами вне зависимости от того, какую должность работник занимает – отраслевую или общеотраслевую.

Пример:

К. Сидоров претендует на должность главного бухгалтера в театре. На эту должность распространяется профстандарт «Бухгалтер». В нем установлены требования к образованию и опыту работы, которые должны быть у К. Сидорова, чтобы занять искомую должность.

Как определить трудовую функцию работника по профстандарту

Чтобы определить трудовую функцию работника, воспользуйтесь описанием трудовых действий из профстандартов.

Если трудовая функция работника меняется, договоритесь с работником об изменении трудовой функции и заключите дополнительное соглашение об этом.

Если работник не согласен с изменением трудовой функции, применять ст. 74 ТК РФ и менять в одностороннем порядке условия договора с возможным увольнением несогласного работника нельзя.

Разделы «Необходимые знания» и «Необходимые умения» профстандартов помогут решить, стоит ли брать на работу соискателя должности или не заслуживает ли работник повышения по службе.

Может ли работник занимать должность без стажа и образования по рекомендации аттестационной комиссии

Профессиональные стандарты не предусматривают возможности по рекомендации аттестационной комиссии занимать должность, если у работника нет необходимого стажа или уровня образования, которые установлены профстандартом.

Такая возможность предоставлена работнику квалификационными справочниками. В них содержатся нормы о том, что если работник не имеет специальной подготовки или стажа работы, но обладает достаточным опытом и выполняет качественно и в полном объеме свои должностные обязанности, то по рекомендации аттестационной комиссии назначается на соответствующую должность (п. 10 гл. «Общие положения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии, п. 10 гл. «Общие положения»Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих).

Квалификационные справочники не признаны утратившими силу, поэтому возможность занимать должность работником, не имеющим необходимого образования и стажа, по рекомендации аттестационной комиссии, сохраняется. Квалификационные справочники имеют юридическую силу и могут применяться в части, не противоречащей профессиональным стандартам. Пока они официально не отменены по рекомендации аттестационной комиссии можно оставить работника на работе, даже если его уровень образования и стаж работы не соответствуют профстандарту.

Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов

Гострудинспекция по результатам проверки может выдать предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. Кроме того, работодатель может быть привлечен к административной ответственности пост. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства.

Пост. 5.27 КоАП РФ предусмотрен штраф:

  • для должностных лиц – в размере от 1000 до 5000 рублей;
  • для организации – от 30 000 до 50 000 рублей.

Выплачивать штраф автономные и бюджетные учреждения, как и руководители учреждений, должны будут за счет собственных доходов.

Надо ли прописывать требования профессионального стандарта в трудовом договоре

Работодатель сам определяет содержание трудового договора и должностные обязанности работников.

Определите, насколько детально будете воспроизводить положения профстандарта в трудовом договоре или других документах, фиксирующих трудовую функцию работников. К таким документам относятся: типовые должностные инструкции, должностные инструкции, оформленные приложениями к трудовым договорам (эффективным контрактам).

Как меняются трудовые обязанности работника после введения профстандарта по его должности

Автоматически, с введением в действие профстандартов, трудовые обязанности работника меняться не могут.

Минтруд дает разъяснение для кадровых работников, которые применяют в таких случаяхст. 74 ТК РФ.Ст. 74 ТК РФ предусматривает одностороннее, по инициативе работодателя, изменение условий трудового договора и необходимость своевременного уведомления работников в случае введения профстандарта.

Между тем при изменении трудовой функции (трудовых обязанностей)ст. 74 ТК РФ не применяется, и вот почему.

Трудовая функция, в том числе по причине внедрения профессионального стандарта, меняется исключительно по соглашению сторон трудового договора: либо в порядкест. 72 ТК РФ, либо путем перевода работника на другую работу в порядкест. 72.1 ТК РФ. И в том и в другом случае оформите дополнительное соглашение к трудовому договору и издайте распоряжение.

В преамбуле соглашения или распоряжения укажите, что основанием для изменения трудовой функции (или перевода) является вступление в силу профессионального стандарта. Таким способом оформляются изменения трудового договора (эффективного контракта) или прилагаемой к нему должностной инструкции.

Типовые должностные инструкции меняются в обычно порядке, который установлен в учреждении для внесения изменений в локальные акты, без каких-либо особенностей. Речь идет о таких типовых должностных инструкциях, которые работодатель обычно утверждает для распределения трудовых обязанностей сотрудников, но не использует в отношениях с работниками непосредственно (работники не подписывают эти должностные инструкции, ссылки на них не используются в текстах трудовых договоров).

Читайте также  Нормы содержания животных в приюте

Что делать, если квалификация работника не соответствует профстандарту

Если с введением профстандарта трудовая функция работника не меняется, но работник не соответствует требованиям, предъявляемым к образованию по занимаемой им должности, отправьте его на обучение.

Надо ли направлять работников на профессиональное образование и профессиональное обучение, определяет работодатель (ст. 196ТК РФ).

Подготовку работников и ихдополнительное профессиональное образование осуществляйте на условиях и в порядке, которые определяются коллективным или трудовым договором.

Если получение образования оплачивает учреждение, для начала определите график подготовки работников (получения ими высшего или среднего профессионального образования). Затем заключите с работником, направляемым на подготовку,ученический договор . Требования к договору установленыгл. 32 ТК РФ.

Внимание:

Обязанности работодателя оплатить обучениеТК РФ не устанавливает. Но предусмотрена обязанность оплаты ученичества (ст.199 ,204 ТК РФ). А именно: работнику выплачивается стипендия, сохраняется средний заработок или выплачивается зарплата пропорционально отработанному времени.

Вопрос о полной или частичной оплате обучения (услуг образовательной организации) решайте с привлечением профсоюза.

На период подготовки в отношении работника у руководителя должна быть рекомендация аттестационной комиссии о том, что, несмотря на отсутствие образования, работник рекомендуется к занятию указанной должности. Аналогичным образом решается вопрос с получением работником дополнительного профессионального образования, если по профессиональным стандартам оно стало являться обязательным. Работодатель оплачивает дополнительное профессиональное образование за счет своих средств, если это предусмотрено законом или коллективным договором.

Если не планируете отправлять работника на обучение,внесите изменения в штатное расписание – добавьте в него должность, соответствующую квалификации работника, и переведите работника на эту должность.

Если работник не согласен на подготовку или получение дополнительного профессионального образования и (или) на перевод, трудовой договор с ним может быть расторгнут на основании п. 11 ч. 1ст. 77 ТК РФ (если нет рекомендации аттестационной комиссии о назначении на должность при отсутствии необходимого образования или стажа).

Как известить работника об изменении требований к стажу или образованию

Чтобы известить работника об изменении требований к стажу или образованию, направьте ему уведомление об этом.

Уведомление направляйте работнику только в случае, если условие об образовании и стаже были включены в должностную инструкцию работника или трудовой договор, то есть стали условиями трудового договора.

Если условия об образовании и стаже в трудовой договор не включены, предложите работнику пройти аттестацию. Аттестационная комиссия даст рекомендацию о возможности работы по должности, несмотря на отсутствие необходимого стажа или уровня образования.

© Материал из Справочной системы «Культура» vip.1cult.ru

Первичная профсоюзная организация ГБУК РК «Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко»

Профсоюзная организация Государственного бюджетного учреждения культуры Республики Крым «Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко» находится по адресу: г. Симферополь, ул. Набережная им. 60-летия CCCР, 29-а. С 2016 года возглавляет профсоюзную организацию Ольга Викторовна Сиротюк. Директором библиотеки с 2015 г. является Светлана Николаевна Немирович.

Министерство труда
и социальной защиты

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от 08.09.2014 № 630н

Инструктор-методист

Регистрационный номер
Общие сведения

I. Общие сведения

Организационно-методическая деятельность в области физической культуры и спорта
05.005

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности: Организационно-методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой подготовки на базе физкультурно-спортивных организаций, центров спортивной подготовки, а также образовательных организациях дошкольного и дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, образовательных организациях среднего профессионального образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта

Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы

Преподавательский персонал начального образования

Персонал дошкольного воспитания и обучения

Преподавательский персонал специального обучения

Отнесение к видам экономической деятельности:

80.10.1

Дошкольное образование (предшествующее начальному общемуобразованию)

80.10.3

Дополнительное образование детей

80.22.2

Среднее профессиональное образование

Образование для взрослых и прочие виды образования, невключенные в другие группировки

Деятельность спортивных объектов

Прочая деятельность в области спорта

(наименование вида экономической деятельности)

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации

Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector