Освещение мест общего пользования

Содержание

Что такое места общественного пользования и как рассчитывается плата за их освещение?

В наших счетах за коммунальные услуги есть строка «Электрическая энергия в местах общего пользования». Что же это за места, и каким образом рассчитывается сумма оплаты их освещения? Эта статья расходов отнюдь не является чем-то новым, она была и раньше, но вносилась в расходы, относимые на «содержание и ремонт общественного имущества». Поскольку сегодня расходы на ремонт и содержание были разделены, то и этот расход электроэнергии стал рассчитываться более точно отдельной строкой, с учетом имеющихся реальных факторов.

Местами общественного пользования на сегодняшний день являются:

  • лестницы, лестничные площадки, коридоры, колясочные, мастерские, технические чердаки и подвалы, технические этажи, помещения в которых имеются какие-либо инженерные коммуникации, лифты и лифтовые шахты, встроенные гаражи и стоянки автомобильного транспорта;
  • иное оборудование, которое обслуживает несколько жилых или нежилых помещений многоквартирного жилого дома, включая элеваторные узлы, бойлерные, тепловые пункты, котельные, насосные, трансформаторные подстанции и другое инженерное оборудование;
  • другие объекты, которые предназначены для благоустройства, обслуживания и эксплуатации территории многоквартирного жилого дома, включая сюда детские и спортивные площадки, гаражи и коллективные автостоянки, входы в подъезды и дворовые проходы, находящиеся в пределах того земельного участка, который занят под расположение этого жилого дома.

Таким образом, становится ясно, что к расходам на электроснабжение мест общественного пользования относят электроэнергию, которая используется на освещение двора, лестничных клеток и лестничных маршей, питание домофонов, электроснабжение усилителей коллективных телеантенн, подвалов, чердаков и т.д.

Порядок расчета электроснабжения для освещения мест общественного пользования определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 года (приложение 2) «О порядке предоставления услуг гражданам».

При наличии в вашем жилом доме общедомового прибора учета, расход потребления жильцами электрической энергии в местах общественного пользования определяется по нему за вычетом суммарного показателя всех поквартирных приборов учета или суммарного норматива индивидуального потребления, если в квартирах дома нет приборов учета. Полученный результат распределяется между всеми жильцами пропорционально расходам электроэнергии в каждой отдельной квартире.

В случае отсутствия такого, общего для всего дома, прибора учета, расход электроэнергии рассчитывается по нормативным показателям.

Мероприятия по уменьшению оплаты на электроснабжение мест общественного пользования

Если вы считаете, что цифры в получаемой ежемесячно квитанции, существенно превышают реальные затраты электроснабжения на освещение мест общественного пользования, то вам, прежде всего, следует обратиться в вашу управляющую компанию. Ее работники, в рамках договора, заключенного между жильцами многоквартирного дома и компанией, обязаны выполнить следующие мероприятия:

  1. Проверить соответствие установленных приборов учета электрической энергии требованиям технических регламентов.
  2. Проверить все подключения нежилых помещений в этом многоквартирном доме на отсутствие нарушений в порядке учета расхода электрической энергии.
  3. Выявить, имеющие место, случаи хищения электроэнергии жильцами дома, а также факты незаконных подключений таких объектов, как киоски, магазины, офисы и т.п. к внутридомовой электросети.

Все обнаруженные нарушения и неисправности должны быть устранены. Не соответствующие регламенту приборы учета электроэнергии должны быть заменены на новые, факты хищения пресечены, а случаи электроснабжения нежилых помещений выведены из-под общедомового учета.

В тех случаях, когда отдельные жильцы не производят оплату за расход электроэнергии в местах общественного пользования, то их долг остается на лицевом счете конкретного жильца, а не делится для погашения между другими жильцами дома.

Пример реализации энергосберегающего мероприятия в части освещения мест общего пользования.

Возьмем для примера достаточно распространенную в РФ серию домов П-44. Одна из типовых конфигураций такого дома – 17 этажей и 4 подъезда. Предположим, что на каждом этаже установлено по 5 светильников типа НББ 64-60 с лампами накаливания мощностью 60 Вт и графиком работы 24 часа в сутки (берем только помещения без достаточной естественной освещенности).

Ежегодная оплата освещения мест общего пользования составит:

  • 4 парадных * 17 этажей * 5 светильников * 0,06 Вт * 24 часа * 365 дней * 3 рубля = 536 112 рубля.

Предлагаемое мероприятие по энергосбережению:

  • Замена оснований светильников НББ на светильник СА-18.
  • Примерный объем капительных затрат = 4*17*5 * 300 рублей = 102 000 рубля.
  • Монтаж выполнить силами своих электриков.

Ежегодные затраты на оплату электроэнергии в этой части освещения после модернизации составят:

  • 4 парадных * 17 этажей * 5 светильников * 0,06 Вт * 3 часа * 365 дней * 3 рубля = 67 014 рублей.

Плановый результат реализации мероприятия по энергосбережению:

  • Экономия электроэнергии – не менее 87%.
  • Ежемесячная экономия

40.000 рублей.
Окупаемость капитальных затрат

Светильник энергосберегающий СА-18 оптико-акустический регулируемый для ламп накаливания, компактных люминесцентных энергосберегающих ламп и светодиодных (LED) ламп

Область применения:

Освещение лестничных клеток, холлов, коридоров, вестибюлей и других помещений с периодическим пребыванием людей в жилых и общественных зданиях.
Светильник предназначен для монтажа на стене или потолке и имеет крепление с резьбовым присоединением А85 для стандартного светорассеивателя.

Характеристики:

  • Рабочее напряжение — 180 – 250 В
  • Частота сети — 50 Гц
  • Мощность лампы накаливания (ЛН) — до 60 Вт
  • Мощность компактной люминесцентной лампы (КЛЛ) — до 18 Вт
  • Мощность светодиодной (LED) лампы — до 10 Вт
  • Оптический порог срабатывания — 5 ±2 Люкс
  • Акустический порог включения — 52 ±5 дБ (регулируемый)
  • Длительность освещения — 55 ±10 сек.
  • Собственная потребляемая мощность — ≤0,2 Вт
  • Тип цоколя лампы — E27
  • Регулировка чувствительности — есть

Особенности:

  • Прямая замена светильников типа НББ и НБО с резьбовым присоединением А 85 для светорассеивателя
  • Стандартное резьбовое крепление рассеивателя
  • Совместимость по крепёжным отверстиям со светильниками типа НББ и НБО
  • Возможность использования совместно с ЛН, КЛЛ или светодиодной лампой
  • Корпус выполнен из огнестойкого (flame retardant) поликарбоната
  • Регулировка акустической чувствительности
  • Ограничение пускового тока лампы
  • Включение лампы при переходе питающего напряжения через "ноль"

Вы можете оценить стоимость доставки этого товара до Вашего региона.

Что с доставкой по России?

Вы можете заказать светильники и датчики нашего производства у наших партнеров в 8 федеральных округах РФ или заказать доставку транспортной компанией.
Мы еженедельно отправляем товары в такие города, как Москва, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-дону, Самара, Тольятти, Якутск, Норильск и другие. Всего возможна доставка более чем в 1500 городов России и ближнего зарубежья. Подробнее на страницах "Где купить" и "Доставка".

Рекомендуем Вам также ознакомиться со следующими полезными статьями:

+7 800 555-31-06 – звонок из всех регионов России бесплатно

Освещение мест общего пользования услуга жилищная или коммунальная?

В соответствии с жилищным законодательством все услуги, предоставляемые жильцам, разделены на жилищные (связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме) и коммунальные (связанные с подачей в многоквартирный дом коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии).

Ранее собственники помещений в многоквартирных домах оплачивали энергоснабжение мест общего пользования по жилищной услуге в составе «содержание и ремонт жилого помещения».

Минрегион России письмом от 18.06.2007 № 11356-ЮТ/07 разъяснил, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Позиция Минрегиона была подтверждена Решением Верховного суда Российской Федерации от 17.07.2008 № ГКПИ08-665. Действительно, на освещение мест общего пользования, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, требуется коммунальный ресурс – электроэнергия. И расходы на ее оплату должны нести собственники помещений в данном доме.

Читайте также  Акт приема работ комиссией образец

Какой нормативный правовой акт обязывает жильцов многоквартирных домов оплачивать потребление электроэнергии в местах общего пользования?

Их два. Это Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307) и Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее – Правила № 530).

Согласно этим документам вся электроэнергия, поступившая в многоквартирный дом, должна быть оплачена в полном объеме жильцами дома.

Что включает в себя расход электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного дома?

Освещение и другое энергопотребление межквартирных лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофонов, усилителей телеантенн коллективного пользования и другого имущества, придворовое освещение, все объекты, находящиеся на участке земли, принадлежащем собственникам данного дома и присоединенные к внутридомовой электрической сети (детские или хоккейные площадки и т.п.)

Как происходит расчет расхода электроэнергии в местах общего пользования для жильцов многоквартирных домов?

Порядок определения объемов электрической энергии, использованных на общедомовые нужды находится в непосредственной зависимости от наличия в многоквартирном доме общедомового прибора учета или его отсутствия.

При отсутствии общедомового прибора учета электрической энергии мест общего пользования оплата производится в размере 7 кВтч в месяц на 1 человека и на работу лифтового оборудования – 7 кВтч в месяц на 1 человека (постановление министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 21.12.2007 № 201-эк «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета в Калужской области»).

При наличии коллективного (общедомового) прибора учета объем электроэнергии, использованный на общедомовые нужды, определяется следующим образом: от показаний коллективного (общедомового) прибора учета вычитаются показания поквартирных счетчиков (если их нет, то нормативы индивидуального потребления). То, что в итоге остается, и определяет расход электроэнергии в местах общего пользования, который затем распределяется между жильцами жилых помещений пропорционально потреблению электроэнергии каждой квартирой.

Когда в доме установлен общедомовой прибор учета, величина объема электроэнергии, используемой на общедомовые нужды, в каждом месяце бывает разной и зависит от фактического потребления.

Как в связи с новой формой расчета оплаты за электроэнергию мест общего пользования будут учитываться потери и кто их должен оплачивать?

Правила № 530 регламентируют, что количество приобретаемой электрической энергии для многоквартирного дома определяется на границе балансовой принадлежности по коллективному (общедомовому) прибору учету.
Величина данных потерь определяется исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией) как разность между объемом электрической энергии, определенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.

Таким образом, оплачивать разницу между показаниями общего коллективного счетчика на вводе дома и суммой показаний счетчиков в квартирах, согласно Правилам № 530, а также Жилищному кодексу Российской Федерации (статья 39) должен потребитель.

Но в расчет за электроэнергию мест общего пользования попадает и похищенная недобросовестными жильцами электроэнергия. Почему за них должны оплачивать другие жильцы?

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме от 13.08.2006 № 491, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации (далее – Правила № 491) собственники жилья отвечают за оборудование внутри дома, в том числе за внутридомовые сети, которые привести в порядок обязана ваша управляющая компания. Именно она должна содержать внутридомовые сети в порядке.
Добивайтесь от нее более качественного обслуживания, если оно вас не устраивает, меняйте управляющую компанию или берите управление домом в свои руки путем непосредственного управления или, создав товарищество собственников жилья.

В жилых домах имеются нежилые помещения (магазины, клубы и т. д.), в которых осуществляется предпринимательская деятельность. Как эти помещения производят расчеты за потребленную электроэнергию, кто осуществляет контроль?

В нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных жилых домах, имеются приборы учета электроэнергии. В основном эти приборы включены в общую систему электроснабжения, и при расчетах из показаний общедомового счетчика показания счетчиков в нежилых помещениях должны вычитаться.

Договоры на энергоснабжение собственники или арендаторы нежилых помещений заключают с энергоснабжающей организацией самостоятельно, но контроль за потреблением электроэнергии в данном случае осуществляет энергосбытовая компания и управляющая организация, так как именно она, как представитель собственников жилых помещений, разрешает присоединение предпринимателя к внутридомовой сети.

Хотим установить счетчик в своем подъезде, чтобы не платить за весь дом.

Установить счетчики только на свой подъезд, конечно же, могут жильцы, чтобы четко проследить электропотребление в своем подъезде, но к расчету такой счетчик не будет приниматься ресурсоснабжающей организацией, так как согласно Правилам № 307 продают электрическую энергию как товар на границе балансовой принадлежности по основному коллективному прибору учета.

В Жилищном кодексе Российской Федерации нет понятия подъезд, а есть понятие многоквартирный дом, поэтому несмотря на то, что в вашем подъезде и будет установлен прибор учета, электроэнергия, отпущенная на общедомовые нужды, будет учитываться по основному коллективному (общедомовому) прибору учета и распределяться пропорционально потреблению электроэнергии каждой квартирой.

Однако отметим, что показания подъездных приборов учета, если они только будут установлены абсолютно во всех подъездах дома, помогут в поиске несанкционированного отбора электроэнергии (воровства).

Если человек не является собственником жилого помещения, а проживает в квартире по социальному найму и, соответственно, платит за найм. Правомерно ли в этом случае брать плату за электроэнергию мест общего пользования?

Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.

Поэтому наниматель по договору социального найма обязан платить за коммунальные услуги, в том числе и за освещение мест общего пользования.

Жилищный кодекс Российской Федерации, статья 61 «Пользование жилым помещением по договору социального найма»;

Жилищный кодекс Российской Федерации, статья 154 «Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги».

Многие вычеркивают из своих квитанций новую строку, чтобы как раньше платить только за электроэнергию, потребленную в квартире. Правильно ли это?

Если одни жители не платят за расход электроэнергии в местах общего пользования, их долги разбиваются на других жителей дома?

Как уменьшить расходы жильцов по оплате электрической энергии, поставляемой на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов?

Для уменьшения расходов собственников по оплате электрической энергии, поставляемой на общедомовые нужды многоквартирных домов, рекомендуем жильцам осуществить следующие мероприятия:

1. В рамках заключённого договора управления многоквартирным домом обязать управляющую организацию, отвечающую за обслуживание внутридомовых электрических сетей, провести ревизию внутридомового электрического оборудования с целью:

выявления фактов несоответствия приборов учёта требованиям технических регламентов;

выявления фактов подключения нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, с нарушением порядка учёта электрической энергии, повлекших за собой искажение данных о фактической величине потребления электрической энергии на общедомовые нужды многоквартирных домов;

выявления фактов воровства и хищений электрической энергии.

2. Возложить на управляющую организацию обязанности по замене приборов учёта, не отвечающим требованиям технических регламентов, по изменению схемы энергоснабжения нежилых помещений и выведению коммерческого учёта поставленной в нежилые помещения электрической энергии из-под общедомового учёта, по составлению актов об установлении фактов воровства и хищений электрической энергии, пресечению выявленных фактов и обращению в органы внутренних дел с требованием о возбуждении уголовных дел в отношении виновных лиц.

3. Приведение в надлежащее исполнение обязанностей со стороны всех собственников помещений многоквартирного жилого дома по своевременному и правильному снятию показаний индивидуальных (поквартирных) приборов учёта электрической энергии, а также по своевременной передаче полученных данных в адрес гарантирующего поставщика.

Расчет платы за электроснабжение в местах общего и вспомогательного пользования

Информационное письмо о порядке расчета платы за электроснабжение в местах общего и вспомогательного пользования в жилых помещениях (коммунальной квартире в многоквартирном доме, общежитие) при отсутствии приборов учета.

В связи с многочисленными обращениями граждан, проживающих в жилых помещениях (коммунальные квартиры в многоквартирном доме, общежития) по вопросу расчета платы за электроэнергию мест общего и вспомогательного пользования, министерство конкурентной политики и тарифов Калужской области разъясняет. В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы граждан за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета в Калужской области (далее – нормативы) утверждены постановлением министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 21.12.2007 № 201-эк (далее – Постановление) в соответствии с требованиями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее – Правила).

В соответствии с Правилами нормативы дифференцированы в зависимости от количества комнат в квартире и количества человек, проживающих в квартире. Например, для семьи из двух человек, занимающей две комнаты в коммунальной квартире в многоквартирном доме, общежитии), норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению составит 52 кВт час на 1 человека в месяц.

При расчете нормативного объема потребления электрической энергии для граждан, проживающих в коммунальной квартире (общежитии квартирного типа), следует принимать в расчет величину норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в зависимости от количества граждан, проживающих в семье, и количества комнат, занимаемых семьей. Данные показатели указаны в таблице 8.1 Постановления. Нормативы потребления электрической энергии в этой таблице определены только для жилой комнаты (комнат) без учета потребления электрической энергии на работу электрооборудования помещений вспомогательного использования (кухни, душевые, туалеты, прачечные, коридоры, холлы), которые являются общим имуществом в жилом помещении (коммунальной квартире в многоквартирном доме, общежитии), освещения мест общего пользования (лестничных площадок и придомовой территории) и лифтового оборудования.

Читайте также  Как оплатить госпошлину за ребенка

Например, для семьи из двух человек, занимающей две комнаты в коммунальной квартире в многоквартирном доме, общежитии), норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению составит 52 кВт час на 1 человека в месяц.

Расчет размера платы за электроснабжение в местах общего и вспомогательного пользования в указанных жилых помещениях (коммунальной квартире в многоквартирном доме, общежитии) определяется по формуле, указанной в пункте 4 примечания к Постановлению.
Применение иного расчета в отношении населения, проживающего в жилых помещениях (коммунальные квартиры в многоквартирном доме, общежития) и тарифов на электрическую энергию, установленных для населения, является нарушением порядка ценообразования, что в соответствии со статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет административную ответственность. При завышении регулируемых государством цен – штраф на граждан 5 000 рублей, на должностных лиц – 50 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет, на юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги).

Указанные в Постановлении нормативы на электрическую энергию являются обязательными для осуществления расчетов с населением. При этом рекомендуем осуществлять установку индивидуальных приборов учета электрической энергии вне зависимости от вида занимаемого жилого помещения, которая позволит оптимизировать расчеты граждан за потребленную электрическую энергию.

В случае выявления фактов неправильного применения тарифов на электрическую энергию или иного расчета электроэнергии в местах общего пользования (коммунальной квартире в многоквартирном доме, общежитии) необходимо обращаться по телефону: 8 (4842) 715 543.

В соответствии с жилищным законодательством услуги, предоставляемые жильцам, разделены на жилищные (связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме) и коммунальные (связанные с подачей в многоквартирный дом коммунальных ресурсов).

Что такое «освещение мест общего пользования»?

Ранее собственники помещений в многоквартирных домах, сами того не зная, оплачивали энергоснабжение мест общего пользования в составе тарифной статьи «ремонт и обслуживание жилищного фонда» (жилищная услуга). Однако с тем фактом, что энергоснабжение есть коммунальная услуга, не поспоришь. Данный вывод следует из п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг и подтверждается Письмом Минрегиона РФ от 18.06.2007 № 11356-ЮТ/07. Минрегион разделяет такие понятия, как «освещение помещений общего пользования» и «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования».

При этом под освещением понимается оказание жилищной услуги, а именно:

а) содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования (пп. «з» п. 11 Правил содержания общего имущества[1]);

б) обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг).

Потребление электроэнергии на освещение Минрегион связывает с предоставлением коммунальной услуги. Как следует из названного письма, количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов[2] должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Позиция Минрегиона была подтверждена Решением ВС РФ от 17.07.2008 № ГКПИ08-665. Заявитель оспаривал положения Правил установления нормативов, согласно которым коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг. По мнению заявителя, стоимость таких коммунальных услуг должна определяться расчетным путем и оплачиваться в соответствии со ст. 39 и 156 ЖК РФ. Однако Верховный суд не согласился с данным подходом, поскольку плата за коммунальные услуги – это плата за количество потребленных коммунальных ресурсов: холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии, которые не входят в состав общего имущества.

Действительно, на освещение мест общего пользования, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, требуется коммунальный ресурс – электроэнергия. По справедливости расходы на ее оплату должны нести собственники помещений в данном доме. Чем же вызвано их нежелание оплачивать новую строку расходов? Попробуем разобраться в причинах.

В чем проблема?

Только на первый взгляд сумма, подлежащая оплате за освещение мест общего пользования, переместилась в платежном документе из одной строчки (ремонт и обслуживание жилищного фонда) в другую (электроснабжение). Ранее данные расходы оплачивались по тарифу на содержание и ремонт, утвержденному общим собранием собственников помещений (членов ТСЖ) или органом местного самоуправления. Немаловажный момент – утвержденный тариф не всегда соответствует фактически понесенным расходам. Но даже при оплате снабжения электроэнергией мест общего пользования в составе коммунальных услуг эта проблема не решается.

Действительный размер платы за коммунальные услуги становится очевидным только тогда, когда в многоквартирном доме появляется общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии. В соответствии с п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Важно отметить, что показания коллективного прибора учета отражают не только совокупное потребление электроэнергии во всех помещениях дома (то есть жилых, нежилых, местах общего пользования), но и потери во внутридомовых сетях, которые также должны возмещаться собственниками. Объективно образуется превышение объема электроэнергии, зафиксированного коллективным счетчиком на входе в дом, над суммарным объемом, плату за который управляющие организации и ТСЖ получают от собственников (для обладателей индивидуальных счетчиков – по их показаниям, для жильцов, не имеющих их, – по нормативам потребления). Желая избежать убытков, управляющие компании и товарищества «раскидывают» эту разницу на собственников помещений в доме и включают в платежные документы новую строку «освещение мест общего пользования», что вызывает сопротивление со стороны жильцов.

С одной стороны, собственников можно понять: суммы, подлежащие оплате за электроэнергию, для них действительно оказываются сюрпризом. И здесь нельзя исключать такие факторы, как «питание» от дома пристроенного магазина, круглосуточное невыключение света в подъездах и т. д. С другой стороны, кто, кроме собственников, должен оплачивать электроэнергию, потребленную в помещениях общего пользования, принадлежащих этим собственникам на праве общей долевой собственности? Управление многоквартирным домом полностью передано в руки собственников, чем обусловлена их полная ответственность (в том числе и материальная) за все, что происходит в доме. Понятно, что ресурсоснабжающие и сетевые организации, основная цель деятельности которых – извлечение прибыли, не желают нести убытки из-за того, что поставляемый ими ресурс никем не оплачивается.

ТСЖ и управляющие организации
в ответе за недобросовестных собственников

Зачастую «крайними» в рассматриваемой ситуации становятся ТСЖ и управляющие организации. Нежелание собственников платить за электроэнергию, необходимую для освещения мест общего пользования, вынуждает ТСЖ и управляющие организации уклоняться от заключения договоров на электроснабжение мест общего пользования. Энергоснабжающая организация, в свою очередь, обращается в суд с требованием о взыскании задолженности за фактически поставленное в дом количество электроэнергии. Как правило, суды признают требования энергоснабжающих организаций обоснованными и удовлетворяют их в полном объеме на следующих основаниях.

В силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг ТСЖ и управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг. Они обязаны заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями либо самостоятельно производить коммунальные ресурсы в целях оказания гражданам коммунальных услуг (пп. «в» п. 49 названных правил).

Согласно п. 89 Правил функционирования розничных рынковв переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в целях:

– оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения;

– использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);

– компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

При этом количество электрической энергии, приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации), определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Исходя из смысла п. 8 Правил содержания общего имущества в качестве такой границы выступает внешняя граница стены дома.

Следовательно, ТСЖ и управляющие организации обязаны заключать договоры энергоснабжения на весь объем электроэнергии, поданной в многоквартирный дом. Основания для исключения из установленного договором электроснабжения объема отпуска электроэнергии объема, потребляемого в местах общего пользования жилых домов, отсутствуют (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 № 17АП-5144/2008-ГК). Для расчета количества приобретаемой исполнителем коммунальных услуг электрической энергии энергоснабжающая организация должна принять показания приборов учета, установленных на вводе в жилой дом (постановления ФАС СКО от 10.07.2007 № Ф08-4023/2007[3], ФАС УО от 06.03.2008 № Ф09-1227/08-С5).

Вместе с тем ресурсоснабжающая организация не вправе принудить управляющую организацию или ТСЖ к заключению договора энергоснабжения на общедомовые нужды (Постановление ФАС УО от 18.03.2008 № Ф09-1663/08-С5). Однако оплатить весь объем электроэнергии, поданной в многоквартирный дом, им придется (см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2008 № 17АП-4487/2008-ГК). При этом даже отсутствие договора между ТСЖ (управляющей организацией) и энергоснабжающим предприятием не является препятствием для взыскания задолженности по оплате всего объема электроэнергии, поставленной в многоквартирный дом (постановления ФАС ЗСОот 26.08.2008 № Ф04-5159/2008(10329-А70-28), ФАС СЗО от 23.06.2008 № А05-10604/2007).

Читайте также  Материнский капитал на 2го ребенка

Обязательное условие для взыскания задолженности с управляющей организации и ТСЖ – наличие у них статуса исполнителя коммунальных услуг. Так, отказывая в передаче дела в Президиум, ВАС РФ в Определении от 14.07.2008 № 7416/08 указал: ответчик не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни потребителем (покупателем) поставляемой истцом электроэнергии, ни организацией, управляющей многоквартирными домами, а взимаемая ответчиком плата за ремонт и содержание общего имущества в обслуживаемых им домах, в том числе за содержание электрооборудования для освещения мест общего пользования, не является платой за собственно освещение помещений общего пользования. В рассматриваемом деле иск был предъявлен к организации, ответственной за содержание и ремонт общего имущества, но не исполняющей обязанности по предоставлению коммунальных услуг, что и явилось причиной для отказа в удовлетворении требований энергоснабжающего предприятия о взыскании задолженности за потребленную в местах общего пользования электроэнергию. Аналогичные выводы прозвучали также в Постановлении ФАС СЗО от 07.06.2008 № А26-3192/2007.

Управляющие организации и ТСЖ, как исполнители коммунальных услуг, обязанные оплачивать весь объем поставленных в дом коммунальных ресурсов, находятся в прямой зависимости от платежеспособности и «платежеактивности» собственников помещений в многоквартирном доме. Являясь по сути посредниками между собственниками и энергоснабжающими компаниями, ТСЖ и управляющие организации не должны нести убытки из-за нежелания собственников оплачивать электроэнергию, необходимую для освещения мест общего пользования. Однако на практике все происходит иначе. Как поступать ТСЖ и управляющим организациям, если собственники отказываются платить? Напрашивается один ответ: так же, как поступает энергоснабжающая организация, если перед ней у ТСЖ или управляющей организации существует задолженность, – отстаивать свои интересы в суде, предъявляя иски к собственникам помещений в регрессном порядке.

Учитывая, что проблема оплаты собственниками коммунальной услуги «энергоснабжение мест общего пользования» появилась совсем недавно (в настоящее время далеко не все управляющие компании ввели новую статью в квитанции, опасаясь социальной напряженности), судьи на местах еще не сталкивались с делами по взысканию соответствующей задолженности с собственников помещений в многоквартирном доме. Однако подобные дела немногим будут отличаться, например, от взыскания в судебном порядке с собственников задолженности по плате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Сколько платить?

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, как распределяются расходы по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, между собственниками. Приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг определяет порядок расчета платы за электроснабжение в зависимости от наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета. Наиболее интересен случай, когда на вводе в дом установлен коллективный счетчик.

1. Если ни в одном помещении дома нет индивидуального прибора учета, то в соответствии с пп. 1 п. 2 приложения 2 определять плату за электроснабжение в отношении жилых помещений следует пропорционально числу граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении. Из объема, зафиксированного общедомовым прибором учета, нужно вычесть суммарный объем потребления электроэнергии в нежилых помещениях (кроме помещений общего пользования), например в магазинах, офисах, находящихся на первом этаже дома (такой объем согласно п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг определяется расчетным путем, исходя из мощности потребляющих устройств). Именно эта разница распределяется между собственниками квартир. Обращаем особое внимание на то, что в данном случае не применяются нормативы потребления. Получается, что плата за электроснабжение квартир может колебаться в течение года.

2. Если счетчики есть лишь в части помещений, то алгоритм расчета несколько усложняется (пп. 1 п. 3 приложения 2). Во-первых, собственники жилых помещений, не оборудованных приборами учета, оплачивают электроэнергию по нормативам потребления (как если бы в доме не было ни коллективного, ни индивидуальных счетчиков). Во-вторых, обладатели счетчиков должны оплатить объем электроэнергии, отличающийся от зафиксированного индивидуальными счетчиками. Показания их счетчиков должны быть скорректированы на коэффициент, определяемый так:

Объем электроэнергии по показаниям общедомового счетчика
Суммарный объем электроэнергии,
измеренной индивидуальными приборами учета

Суммарный объем электроэнергии,
рассчитанный по нормативам потребления

Суть такого подхода заключается в том, что нормативы потребления учитывают и технологические потери во внутридомовых сетях, и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества (п. 25, 26 Правил установления нормативов). То есть собственники, для которых плата рассчитывается исходя из норматива потребления, уже оплачивают частичку электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (вводить им отдельную строку «освещение мест общего пользования» незаконно). И, напротив, показания индивидуальных счетчиков отражают лишь потребление электроэнергии внутри квартиры. Поэтому упомянутый коэффициент и сформирует для таких жильцов плату за электроэнергию с учетом расходов на освещение мест общего пользования.

3. Если во всех помещениях дома, оборудованного коллективным счетчиком, установлены свои приборы учета, то используется аналогичная формула, в которой показатель «Суммарный объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления» будет равен нулю. Другими словами, расходы на «общедомовую» электроэнергию будут распределены пропорционально показаниям индивидуальных счетчиков.

Как видим, согласно законодательству стоимость электроэнергии, потребляемой на освещение мест общего пользования (а также работу внутридомового оборудования), а также потери включаются в плату за коммунальную услугу электроснабжения. Однако это, естественно, не по душе собственникам помещений. Ведь традиционно население платило либо по показаниям индивидуального счетчика, либо по нормативам потребления. Такой порядок и сейчас предусмотрен в Правилах предоставления коммунальных услуг по отношению к ситуации, когда дом не оборудован коллективным прибором учета (см. п. 16 указанных правил, а также пп. 3 п. 1 приложения 2 к ним). Но даже при установке общедомового счетчика граждане не готовы видеть в своих квитанциях суммы платы за электроэнергию в размере, превышающем фактическое потребление ими электроэнергии внутри квартиры.

Можно долго обсуждать справедливость выбранных законодателем методов распределения платы за «общедомовую» электроэнергию, и всегда найдутся недовольные. Например, кому-то покажется нелогичным, что чем больше электроэнергии потребляется в жилом помещении, тем больше собственник данного помещения вынужден платить за электроэнергию, израсходованную в местах общего пользования. Принимать в качестве базы для распределения расходов количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, также не всегда корректно, так как количество фактически проживающих и количество зарегистрированных в жилом помещении граждан могут не совпадать. В целом вызывает недоверие подход, согласно которому обладатели счетчиков обязаны платить за потребление электроэнергии сверх их показаний, ведь тогда они должны оплачивать и сверхнормативный расход коммунального ресурса потребителями, не имеющими приборов учета, а также потери в неисправных сетях. Кстати, такими доводами мотивировал свои требования признать недействующим п. 3 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданин, обратившийся в Верховный суд. Однако заявитель не нашел поддержки (см. Определение ВС РФ от 26.04.2007 № КАС07-128).

Опасаясь негативной реакции собственников помещений на увеличение сумм платы за электроснабжение, управляющие организации и ТСЖ идут на разнообразные ухищрения. Кто-то вводит отдельную строку – «освещение мест общего пользования», распределяя стоимость «общедомовой» электроэнергии. Кто-то «прячет» такие расходы в статью «содержание и ремонт общего имущества». Введение новой строки, относящейся к коммунальной услуге, не требует согласования с собственниками, но однозначно вызовет всплеск недовольства жильцов, по мнению которых такая строка появилась «ниоткуда», ведь если раньше они ее не оплачивали, то и сейчас требования управляющей организации необоснованны. Второй вариант возможен лишь с согласия собственников помещений, ведь размер платы за содержание и ремонт общего имущества устанавливается их общим собранием. Очевидно, что собственники до последнего будут против включения такого расхода в смету на управление домом.

Единственным решением для ТСЖ и управляющих организаций представляется повышение правосознания собственников помещений и информационно-разъяснительная работа с ними.

1. Энергоснабжение мест общего пользования есть не что иное, как коммунальная услуга.

2. Указанная услуга оказывается собственникам помещений в многоквартирных домах, следовательно, именно они должны оплачивать ее на основании показаний коллективного прибора учета электроэнергии, установленного на вводе в дом.

3. Учитывая, что услуга энергоснабжения мест общего пользования оказывается энергоснабжающими организациями на основании договоров с исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ или управляющие организации), последние несут обязанность по оплате этих услуг.

4. Платежеспособность исполнителей коммунальных услуг напрямую зависит от платежеспособности собственников. Взыскание с товарищества собственников жилья или управляющей организации задолженности по оплате электроэнергии влечет взыскание указанной задолженности с собственников в регрессном порядке по искам ТСЖ (управляющей организации).

[1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

[2] Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

[3] Подтверждено Определением ВАС РФ от 18.09.2007 № 10815/07.

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector