Определение цены размещения акций

Энциклопедия судебной практики
Цена размещения акций общества
(Ст. 36 Федерального закона "Об акционерных обществах")

1. Рыночную стоимость размещаемых акций можно определить до госрегистрации выпуска

Довод о невозможности определения рыночной стоимости акций до их государственной регистрации несостоятелен. Возможная рыночная стоимость размещения акций может быть определена на основе оценки имущества акционерного общества, с учетом соотношения цен покупки (спроса) и предложения акций предшествующего выпуска, размера чистых активов общества и других факторов, которые сочтет важными лицо (лица), определяющее рыночную стоимость имущества (ст. 77 Федерального закона"Об акционерных обществах").

2. Рыночная стоимость размещаемых акций должна быть определена до госрегистрации выпуска

Необходимость определения рыночной стоимости акций при размещении дополнительных выпусков акций следует из содержания статьи 36 ФЗ "Об акционерных обществах". Совет директоров общества, руководствуясь положениями ст. 77 ФЗ "Об акционерных обществах", своим решением определяет рыночную стоимость имущества, в т.ч. акций акционерного общества.

Для определения рыночной стоимости имущества может быть привлечен независимый оценщик. Определение рыночной стоимости акций не представляет для общества большой трудности.

3. Рыночная стоимость размещаемых акций может быть определена исходя из средних значений ММВБ и РТС

Цена размещения дополнительных акций общества не ниже их номинальной стоимости, она определена с соблюдением требований статей 36 и 77 Закона об акционерных обществах, а рыночный характер этой цены подтвержден торговыми операциями, совершавшимися на биржах ММВБ и РТС, экспертным заключением.

4. Для определения стоимости имущества, вносимого в качестве оплаты акций при учреждении общества, привлечение независимого оценщика обязательно

Примечание

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ в п. 3 ст. 34 Федерального закона "Об акционерных обществах" внесены изменения, согласно которым исключено слово "независимый".

В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено федеральным законом. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком (в ред. Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ).

Таким образом, привлечение независимого оценщика при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества является обязательным в силу прямого указания закона.

5. Цена размещения акций определяется советом директоров по своему усмотрению, но не ниже номинальной стоимости

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 36 Закона об акционерных обществах оплата дополнительных акций общества, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, определяемой советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со ст. 77 названного Закона, но не ниже их номинальной стоимости.

В силу п. 1 ст. 77 Закона об акционерных обществах в случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяются решением совета директоров (наблюдательного совета) общества, они должны определяться исходя из их рыночной стоимости. Пунктом 2 ст. 77 предусматривается, что привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости акций общества и его имущества является обязательным лишь в случаях, прямо предусмотренных положениями Закона об акционерных обществах. При этом положениями Закона не устанавливается обязанность совета директоров при определении цены приобретения дополнительно размещаемых путем закрытой подписки акций общества привлекать независимого оценщика.

Таким образом, из смысла перечисленных выше норм следует, что Закон об акционерных обществах не устанавливает критериев, из которых должен исходить совет директоров при определении рыночной стоимости дополнительно размещаемых акций общества.

Согласно п. 2 ст. 36 ФЗ "Об акционерных обществах" цена размещения дополнительных акций акционерам общества при осуществлении ими преимущественного права приобретения акций может быть ниже цены размещения иным лицам, но не более чем на 10%.

Порядок определения рыночной стоимости установлен в ст. 77 ФЗ "Об акционерных обществах", согласно которой цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяются решением совета директоров общества исходя из их рыночной стоимости без привлечения независимого оценщика.

Учитывая указанные нормы ФЗ "Об акционерных обществах", привлечение независимого оценщика в данном случае не является обязательным, а цена может определяться решением совета директоров и равняться ее номинальной стоимости.

6. Размещение дополнительных низкономинальных акций обязывает предоставлять соразмерный вклад в уставный капитал

По смыслу статей 28, 36 и 77 Закона об акционерных обществах размещение дополнительных акций путем закрытой подписки осуществляется по рыночной цене, но не ниже номинальной стоимости, и направлено прежде всего на увеличение уставного капитала за счет привлечения акционерным обществом денежных средств, вещей или имеющих денежную оценку прав.

Решение об увеличении уставного капитала, принятое с единственным намерением перераспределить между акционерами голоса на общем собрании, не соответствует предусмотренным Законом об акционерных обществах целям размещения дополнительных привилегированных акций.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.04.2010 N 17536/09 решение об увеличении уставного капитала, принятое с единственным намерением перераспределить между акционерами голоса на общем собрании, не соответствует предусмотренным Федерального закона N 208-ФЗ целям размещения дополнительных акций.

Решение об увеличении уставного капитала, принятое с единственным намерением перераспределить между акционерами голоса на общем собрании, не соответствует предусмотренным Законом об акционерных обществах целям размещения дополнительных привилегированных акций. Оспариваемым решением собрания существенно нарушены права акционеров – владельцев обыкновенных акций, в том числе истца, степень влияния которых на принимаемые обществом решения может значительно уменьшиться.

Читайте также  Порвался ремешок на часах примета

7. Для определения цены размещения дополнительных акций отчет оценщика не обязателен

Действующим законодательством не предусмотрена продажа ценных бумаг при выпуске дополнительных акций по цене, равной величине рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке. Определение цены размещения акций в силу статьи 36 Закона относится к компетенции совета директоров, при этом отчет оценщика имеет рекомендательный характер и не является обязательным.

Совет директоров общества при определении цены отчуждаемого имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, должен определить стоимость данного имущества исходя из его рыночной стоимости. При этом для определения рыночной стоимости отчуждаемого имущества Совет директоров вправе привлечь независимого оценщика, отчет которого будет носить рекомендательных характер и обязателен лишь в случае определения цены выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций в соответствии со статьей 76 Закона об акционерных обществах, а также в иных случаях, предусмотренных Законом.

8. Порядок определения цены размещаемых акций, установленный статьями 36 и 77 Закона об АО, не применяется в отношениях между физическими лицами

Из анализа положений Федерального закона "Об акционерных обществах" следует, что установленный ст. 77 данного Закона порядок определения цены имущества, а также цены размещения или выкупа эмиссионных ценных бумаг применяется в случаях, когда стороной по сделке выступает само общество, а не его акционеры (физические лица).

Из анализа положений Федерального закона "Об акционерных обществах" следует, что установленный ст. 77 данного Федерального закона порядок определения цены имущества, а также цены размещения или выкупа эмиссионных ценных бумаг применяется в случаях, когда стороной по сделке выступает само общество, а не его акционеры (физические лица).

Поскольку нормы Федерального закона "Об акционерных обществах" не требуют обязательного определения рыночной стоимости акций по сделкам их купли-продажи между физическими лицами, суды пришли к выводу о том, что оснований для признания спорного договора [купли-продажи акций] недействительным не имеется (ст. 168 ГК РФ).

В ходе судебного разбирательства заявитель указывал на несоответствие договора требованиям статей 36, 77 Федерального закона "Об акционерных обществах".

Однако положения статей 36, 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" об обязательности привлечения государственного финансового контрольного органа не регулируют отношения между физическими лицами.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В "Энциклопедии судебной практики. Закон об акционерных обществах" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на июль 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон об акционерных обществах" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом филологических наук А. Ефременковым, кандидатом юридических наук А. Фроловой, кандидатом юридических наук С. Хаванским, М. Михайлевской, Ю. Рожковой, П. Шумилиным.

стоимость выпуска новых акций или облигаций — Она зависит от суммы риска по размещению ценных бумаг и фактических усилий, необходимых для этого. Она включает два компонента: 1) компенсация, получаемая инвестиционными банками (гарантами размещения) в форме разницы между ценой, уплачиваемой… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

Первичное размещение акций (IPO) интернет‑компаний — Twitter 12 сентября 2013 года сервис микроблогов Twitter подал документы на проведение первичного публичного размещения акций. Twitter установил ценовой диапазон размещения своих акций на уровне 17 20 долларов за бумагу. Учитывая, что сервис… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Первичное публичное предложение акций (IPO) — Первичное публичное предложение (Initial Public Offering, IPO) – первая публичная продажа акций частной компании, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции. Продажа акций может осуществляться как путем размещения… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Эмиссия акций — SHARE ISSUE Процесс размещения акций компании. Новый акционерный капитал обычно привлекается через эмиссионные дома и торговые банки, которые организуют продажу акций от имени компании клиента. Акции могут выпускаться для продажи широкой публике… … Словарь-справочник по экономике

особое право на остаточную стоимость акций — Специальное право на получение остаточного основного капитала сертификат, выпускаемый Корпорацией по предоставлению услуг владельцам акций Америкус (Americus Shareowner Service Corporation), частной компании, созданной для торговли этими ценными… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

Контрольный пакет акций — Ценные бумаги Акция Обыкновенная Привилегированная Голосующая Вексель Депозитарная расписка Американская Российская Депозитный сертификат Дорожный чек … Википедия

УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ — в соответствии с Законом от 12 марта 1992 г. О ценных бумагах и фондовых биржах эмитент имеет право размещать выпущенные эмиссионные ценные бумаги только после регистрации их выпуска. Например, выпуск акций создаваемым открытым акционерным… … Юридический словарь современного гражданского права

Дополнительная эмиссия акций банка — Дополнительная эмиссия акций – выпуск ценных бумаг банка, строго регламентированный законодательством. Эмиссия происходит при учреждении акционерного общества (первичное размещение, когда акции распределяются между участниками банка), при… … Банковская энциклопедия

Листинг — (Listing) Листинг это совокупность процедур по допуску ценных бумаг к обращению на фондовой бирже Определение листинга, преимущества и недостатки листинга, виды листинга, этапы процедуры листинга, котировальный список листинга, делистинг… … Энциклопедия инвестора

IPO — (Публичное размещение) IPO это публичное размещение ценных бумаг на фондовом рынке Сущность понятия публичного размещения (IPO), этапы и цели проведения IPO, особенности публичного размещения ценных бумаг, крупнейшие IPO, неудачные публичные… … Энциклопедия инвестора

Читайте также  Ювенальная юстиция плюсы и минусы

Рубцова Наталья, ведущий специалист ООО "Юридическая фирма "Лекс".

В статье рассматриваются вопросы определения цены размещения дополнительных акций путем подписки, в частности, анализируется необходимость привлечения независимого оценщика и уполномоченного государственного органа для установления и согласования такой цены.

Уставный капитал акционерного общества может быть увеличен путем повышения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах", далее – Закон об акционерных обществах, Закон). Размещение дополнительных акций может быть осуществлено посредством подписки или конвертации ценных бумаг (п. 1 ст. 39 Закона).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" (далее – Закон о рынке ценных бумаг) под эмиссией понимается последовательность действий эмитента по размещению ценных бумаг. Если иное не предусмотрено законом, процедура эмиссии включает в себя следующие этапы: принятие решения о размещении ценных бумаг, утверждение решения о выпуске, государственную регистрацию выпуска, размещение ценных бумаг, государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (п. 1 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг).

Согласно п. 6.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (далее – Стандарты эмиссии ценных бумаг), утвержденных Приказом ФСФР РФ от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н, для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещаемых путем подписки, в регистрирующий орган дополнительно представляются:

  • копия (выписка из) протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, на котором принято решение об определении цены размещения акций, с указанием повестки дня, кворума и результатов голосования, а также имен членов совета директоров (наблюдательного совета), голосовавших за принятие такого решения, – если решение о размещении акций путем подписки принято общим собранием акционеров и предусматривает цену размещения акций (за исключением случая, когда в соответствии с уставом акционерного общества функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров);
  • документ, подтверждающий привлечение государственного финансового контрольного органа для определения цены размещения акций, – если решение о размещении путем подписки акций акционерного общества, акционером которого является государство и (или) муниципальное образование, владеющее более чем 2% голосующих акций, предусматривает цену размещения акций (порядок определения цены размещения акций в виде формулы с переменными, значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента);
  • документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований по раскрытию информации о принятии решения о размещении ценных бумаг и утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в форме сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность, – если эмитент обязан раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность, и размещение ценных бумаг путем закрытой подписки осуществляется без регистрации проспекта ценных бумаг.

В случае оплаты дополнительных акций, размещаемых путем подписки, неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться оценщик. При этом денежная оценка имущества, произведенная советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, не может быть выше оценки, произведенной оценщиком (п. 6.4.10 Стандартов эмиссии ценных бумаг).

Порядок определения цены размещения акций

Законодательство об акционерных обществах устанавливает следующий порядок определения цены размещения акций дополнительного выпуска.

1. Определение номинальной стоимости и количества акций дополнительного выпуска

Решение о количестве акций дополнительного выпуска принимается советом директоров (в пределах количества объявленных акций), если это отнесено к его компетенции, либо общим собранием акционеров. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой (п. 1 ст. 25 Закона об акционерных обществах), т.е. номинальная стоимость акций дополнительных выпусков должна соответствовать номинальной стоимости акций первого выпуска. Количество дополнительных акций не может превышать количества объявленных акций, заявленного в уставе общества (п. 3 ст. 28 Закона). Если положений об объявленных акциях в уставе общества не содержится, решение вопроса об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций может быть принято общим собранием акционеров одновременно с решением о внесении в устав изменений, касающихся объявленных акций.

2. Установление советом директоров цены размещения акций

В силу п. 1 ст. 36 Закона об акционерных обществах оплата дополнительных акций общества, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, определяемой советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со ст. 77 Закона, но не ниже их номинальной стоимости.

Согласно п. 1 ст. 77 Закона об акционерных обществах, в случаях, когда по Закону цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяются решением совета директоров (наблюдательного совета), они должны определяться исходя из их рыночной стоимости.

Таким образом, совет директоров должен установить возможную рыночную цену размещения акций, что можно сделать на основе оценки имущества акционерного общества с учетом соотношения цен покупки (спроса) и предложения акций предшествующего выпуска, размера чистых активов общества и других факторов, которые сочтут важными лица, определяющие рыночную стоимость имущества, согласно ст. 77 Закона .

Определение ВС РФ от 05.12.2000 N КАС00-499.

Исходя из буквального толкования п. 1 ст. 36 и ст. 77 Закона, размещение дополнительных акций по номинальной стоимости возможно только в случае, если установленная советом директоров рыночная стоимость акций равна или меньше номинальной стоимости. Определенная советом директоров цена размещения акций включается в текст решения об увеличении уставного капитала и утверждается советом директоров или общим собранием акционеров в соответствии с компетенцией, закрепленной уставом общества.

Согласно ст. 28 Закона, решением об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций должны быть определены:

  1. количество размещаемых дополнительных обыкновенных и привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа);
  2. способ размещения;
  3. цена размещения дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций лицам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых акций;
  4. форма оплаты дополнительных акций, размещаемых посредством подписки.
Читайте также  Обязанности пионервожатой в школе

Также могут быть охарактеризованы и иные условия размещения.

3. Привлечение независимого оценщика

Согласно п. 2 ст. 77 Закона об акционерных обществах, для определения рыночной стоимости имущества может быть привлечен независимый оценщик. Его привлечение является обязательным в случаях, прямо предусмотренных указанным законом, в частности для определения цены выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций в соответствии со ст. 76 Закона.

Из анализа положений Закона, регламентирующих порядок размещения дополнительных акций, следует, что его нормами не предусмотрено обязательное привлечение независимого оценщика при определении советом директоров общества цены размещения дополнительных акций, рекомендуемой для утверждения на общем собрании акционеров.

Согласно п. 3 ст. 34 Закона, привлечение независимого оценщика для определения цены размещения дополнительных акций является обязательным лишь в случае оплаты дополнительных акций неденежными средствами для установления рыночной стоимости соответствующего имущества. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.

Как уже говорилось, совет директоров вправе привлечь независимого оценщика для определения цены размещения дополнительных акций и в иных случаях, однако цена размещения и тогда будет утверждаться советом директоров, а цена, установленная оценщиком, при этом не будет обязательной для совета (по крайней мере, обратное не следует из положений Закона).

Судебная практика также подтверждает возможность окончательного определения цены размещения именно советом директоров. К примеру, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 20 апреля 2006 г. по делу N А79-12850/2005 отмечается, что определение цены размещения акций в силу ст. 36 Закона об акционерных обществах относится к компетенции совета директоров, а отчет оценщика имеет рекомендательный характер и не является обязательным. Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Центрального округа от 26 января 2006 г. по делу N А54-3373/04-С16.

4. Согласование окончательной цены размещения с государственным финансовым контрольным органом

Согласно п. 3 ст. 77 Закона, в случае если владельцем более 2% голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование, обязательно привлечение государственного финансового контрольного органа (в роли которого в настоящее время выступают территориальные подразделения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом ). Статья 77 Закона регулирует порядок определения советом директоров цены имущества либо размещаемых акций общества и относится ко всем случаям, когда законом предусмотрена соответствующая компетенция совета директоров. Пункт 3 ст. 77 также распространяется на все случаи, когда необходимо установление цены имущества либо размещаемых акций общества.

Постановление Правительства РФ от 27.11.2004 N 691.

Закон об акционерных обществах определяет порядок привлечения государственного финансового контрольного органа к решению вопроса о цене размещения дополнительных акций общества. Данный вопрос регламентируется также Порядком организации экспертизы отчетов об оценке (далее – Порядок организации экспертизы), утвержденным Приказом Росимущества от 3 мая 2005 г. "Об утверждении Порядка организации экспертизы отчетов об оценке и определении полномочий территориальных органов Агентства по оформлению заключений государственного финансового контрольного органа и актов проверки соблюдения лицензионных требований и условий" (далее – Приказ Росимущества).

Согласно п. 3 ст. 77 Закона об акционерных обществах, предоставление в уполномоченный орган копии отчета оценщика об оценке необходимо, если его привлечение для определения цены объектов в соответствии с означенным законом является обязательным, и в иных случаях, если для определения цены объектов привлекался оценщик (т.е. предоставление такой копии не является безусловно обязательным). Однако пп. "б" п. 3 Приказа об утверждении Порядка организации экспертизы относит к полномочиям Росимущества экспертизу именно отчетов об оценке, а не решений совета директоров об оценке акций. В то же время пп. "а" п. 5 Приказа об утверждении Порядка организации экспертизы установлено, что к исключительной компетенции Росимущества относится осуществление полномочий государственного финансового контрольного органа при совершении сделок с акциями.

Таким образом, в настоящее время согласование окончательной цены размещения дополнительного выпуска ценных бумаг Росимущество производит только посредством проведения экспертизы отчетов независимых оценщиков о рыночной стоимости акций. Причем данную функцию может осуществлять исключительно Росимущество – территориальные подразделения не вправе производить экспертизу подобных отчетов.

Фактически Приказ Росимущества вводит дополнительные требования к перечню документов, необходимых для регистрации выпуска ценных бумаг, установленному Законом об акционерных обществах и Законом о рынке ценных бумаг. Однако невыполнение этих требований может осложнить процесс согласования цены размещения и, более того, привести к невозможности регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг либо создать условия для последующего признания регистрации выпуска недействительной.

При этом выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным в связи с принятием советом директоров решения об определении стоимости имущества с нарушением требований Закона об акционерных обществах, что подтверждается информационным письмом Президиума ВАС РФ от 21 апреля 1998 г. "Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций".

Анализ действующего законодательства об акционерных обществах позволяет сделать следующий вывод. Цена размещения дополнительных акций определяется советом директоров исходя из рыночной стоимости акций, причем она не может быть ниже их номинальной стоимости. Привлечение независимого оценщика для установления цены размещения в этом случае не является обязательным. Однако если акционером общества выступает государство, то для определения цены размещения обязательно привлечение органа государственного финансового контроля – Росимущества, который участвует в указанной процедуре исключительно путем проведения экспертизы отчета оценщика о рыночной стоимости акций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector