Можно ли закончить школу экстерном

Ничто в современной системе образования не вызывает столько вопросов, как экстернат. Отменили его или нет? Как закончить школу экстерном? Как учатся в экстернате? В этой статье мы постараемся расставить точки над i.

Экстернат стал популярным в советское время, так как позволял получить аттестат без отрыва от производства. Рабочей молодёжи некогда было «прохлаждаться» в классах. Многие заканчивали «восьмилетку» экстерном, приходя в школу только за заданиями и на экзамены.

Вторя советской традиции, в законе об образовании, действовавшем с 1992 по 2012 год, экстернат выделялся как отдельная форма получения образования. Хотя, по сути, это был просто способ самостоятельного обучения. По негласному правилу, в 1990-е и 2000-е младшие школьники, желающие быстрее пройти программу, зачислялись на семейное обучение, а старшеклассники — на экстернат. Отсюда и пошло выражение «Окончить школу экстерном».

В новом законе «Об образовании» формы получения образования и формы обучения систематизированы и упорядочены.

Экстернат по закону 2012 года

Сейчас существует четыре ступени общего образования:

  • дошкольное — это ясли и детский сад для детей до 7 лет;
  • начальное — обучение детей до 11–12 лет;
  • основное общее — это средняя школа, где дети находятся до 14–15 лет;
  • среднее общее — это старшая школа, которую заканчивают в 17–18 лет.

Получать образование можно в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций. Это называется формами получения образования.

Внутри каждой из них выделяются формы обучения (статья 17 Федерального закона «Об образовании»).

Формы обучения в образовательной организации:

Формы обучения вне образовательной организации:

  • семейное образование;
  • самообразование.

‍«Где же экстернат?» — спросите вы? В современном законодательстве он трансформировался из формы обучения в форму аттестации.

Экстернат — это форма аттестации на семейном образовании и самообразовании. Когда самостоятельно осваиваешь программу и экстерном сдаёшь промежуточные и итоговые аттестации.

Чем отличается экстерн от обычного школьника

Экстерн находится на семейном образовании (самообразовании) и зачисляется в школу только для написания переводных контрольных и сдачи экзаменов.

Обычно экстернами являются:

  • Ребята, которым некомфортно в школе. Когда программа даётся легко и на уроках скучно или, напротив, учёба в тягость из-за плохих отношений с одноклассниками и учителями.
  • Ребята с серьёзными увлечениями. Когда спорт или творчество занимают так много места в жизни, что на школу не остаётся времени.
  • Ребята, которые постоянно переезжают или живут за границей. Когда нет возможности ходить в школу на родине, а родителям хочется, чтобы у ребёнка был российский аттестат.
  • Ребята с проблемами здоровья. Когда ребёнок в школе постоянно болеет или слишком устаёт от идущих один за одним уроков.

Если говорить о личностных характеристиках, то экстерны, как правило, более самостоятельные и мотивированные, они очень дорожат временем. Почти у всех них есть жизненная цель, подогревающая тягу к знаниям.

Переход на экстернат

Чтобы учиться экстерном, необходимо изменить форму получения образования и выбрать школу для сдачи аттестаций. Подробнее об этой процедуре читайте в разделе «Вопросов и ответов», здесь же поговорим только об особенностях экстерната.

Когда можно уйти на экстернат

Учиться экстерном можно с первого класса.

С 1 по 9 классы экстернат имеет форму семейного образования — решение о переходе принимают родители. В 10–11 классах экстернат воплощается в форме самообразования (решение может принять сам старшеклассник).

Экстернат позволяет сократить срок обучения в школе: за год можно проходить программу сразу нескольких классов. Например, в январе закрыть 10-й, а уже в мае-июне сдать ЕГЭ и выпуститься из школы.

Но это необязательно — в экстернате можно учиться, последовательно переходя из класса в класс.

Где учатся на экстернате

Поскольку экстернат — это форма аттестации, а не обучения, зачислиться можно в любую государственную или частную школу. Главное, чтобы у неё была аккредитация, а уставом предусматривалось семейное обучение.

Специализированных школ, где обучают только экстернов, не существует.

Везде свои правила приёма. Где-то для перехода на экстернат достаточно пройти собеседование, а где-то смотрят на оценки и проводят тестирования.

Как учиться на экстернате

Экстернат предполагает освоение программы своими силами. В школу приходят только на консультации перед контрольными и экзаменами и непосредственно для аттестации.

Ошибочно думать, что экстернат позволяет изучать только то, что нравится. Аттестацию придётся сдавать по всем предметам государственного стандарта. В противном случае ребёнка не переведут в следующий класс, а в 9 и 11 классе не допустят к ОГЭ и ЕГЭ.

Читайте также  Программа молодая семья хабаровск

Существует три способа учиться экстерном:

  • Самостоятельно по учебникам.
  • С репетиторами. Школьную программу объясняют педагоги, которые приходят к вам домой или общаются с ребёнком по Скайпу.
  • В онлайн-школах. Это самый передовой способ: ребёнок получает такие же системные знания, как в обычной школе, но условия гораздо комфортнее.

Онлайн-школа Фоксфорд предлагает экстернат для 5–11 классов. Обучение строится по индивидуальным образовательным маршрутам: не нужно тратить время на предметы, которые не пригодятся в будущем, идёт целенаправленная подготовка к ОГЭ/ЕГЭ и к поступлению в вуз. Можно подключаться к занятиям онлайн и общаться с преподавателями в чате, а можно смотреть записи с компьютера или телефона в удобное время. Распределять учебную нагрузку и поддерживать мотивацию помогает персональный куратор.

ОГЭ и ЕГЭ в экстернате

Чтобы подняться на ступень основного общего образования, нужно сдать ОГЭ (это основной государственный экзамен); чтобы получить аттестат о среднем общем образовании — ЕГЭ (единый государственный экзамен).

И то и другое экстерны сдают вместе с остальными школьниками. Правила для всех одинаковые: русский и математика обязательно, остальные предметы по выбору. Даже если вы закончили программу 11 класса в феврале, придётся подождать до лета, чтобы сдать единый госэкзамен и получить аттестат.

Кстати, аттестат экстерна ничем не отличается от аттестата обычного школьника. В нём нет пометок о домашнем обучении. Отличники и хорошисты экстерната, как все, могут рассчитывать на медаль.

Я закончила экстернат номер 1 в прошлом году. Учебное заведение привязано к гимназии 710, но имеет отдельное здание на Кутузовском проспекте. На выбор есть две программы обучения: 10-11 классы за один год и 11 класс за полгода. Я заканчивала всю старшую школу за год.

Это здание, в котором мы учились. У нас был всего один этаж, восемь наших аудиторий, столовая небольшая, два туалета, раздевалки и три кабинета для преподавателей, учебной части, директора и завуча.

Я совершенно не жалею, что пошла в экстернат: учиться там гораздо интереснее, чем в школе. В экстернате помогают правильно расставлять приоритеты, понимать, куда следует тратить время, и готовят к университетской системе обучения.

В прошлом учебном году нас всех делили на группы по 15 человек. На часть предметов мы ходили только своей группой, а другие, в основном — те, что проходили в формате лекций, — посещали несколькими группами.

У нас были пары, а не уроки, и в неделю было меньше учебных часов, чем в школе. Например, в первом полугодии мы учились по такому расписанию:

Ни у кого не было больше четырёх пар в день, и все они были разными. Учились мы по три дня в неделю. Это очень удобно, потому что много времени уходит у кого-то на тренировки, у кого-то — на подготовку к ЕГЭ, и тому подобное.

Мы проходили всю программу в сокращённом виде, но, тем не менее, преподавали нам очень содержательно и работали мы продуктивно. Каких-то вещей не хватало, но нам давали необходимую базу, а остальное мы должны были проходить самостоятельно. Это хорошо, потому что от нас не требовали лишнего и мы могли учить важные нам вещи.

Учебники были написаны учителями экстерната. Они сами отбирали материал из разных источников, составляли тесты, работы, прописывали параграфы с самой важной информацией.

Вот, например, литература:

Для более подробного изучения нам советовали дополнительную литературу. Например, учительница истории говорила про учебники Орлова, разные книги по истории и связанные с историей (классическая литература), которые можно почитать в свободное время.

Пары по гуманитарным предметам, за исключением русского, проходили в основном в формате лекций. Когда заканчивался тот или иной блок, мы писали тесты или работы с краткими ответами по пройденному материалу.

Алгебра и геометрия

По алгебре и геометрии мы решали типовые задания из ЕГЭ: как из первой, так и несколько заданий из второй части. Мы быстро прошлись по всем темам, нам давали всю теорию, просто гораздо меньше времени уходило на практику. Также устраивались контрольные работы и тесты для проверки знаний. Мне эта система кажется хорошей. Так лучше получается фокусироваться на том, что от вас требуется на экзамене: я сдала экзамен по профильной математике на 72 балла, хотя не готовилась к нему нигде, кроме экстерната.

Русский язык

По русскому мы каждое занятие разбирали один из номеров ЕГЭ и сочинения. Тесты и контрольные работы были в формате ЕГЭ. В них большое внимание уделялось написанию сочинения: нас прогоняли по всей структуре текста, мы писали его по частям в качестве домашнего задания.

Читайте также  Обратить взыскание что это значит

Чего не хватало

Меня расстроило, что вообще не было информатики и ОБЖ. Точнее, у нас провели по одной лекции по каждому предмету в конце учебного года, а потом, основываясь на информации с этих лекций, мы писали тесты. Также вообще не было физкультуры. Мы только сдавали зачет в конце года.

Курсы физики, географии, химии и биологии длились по полгода, материал давался в сокращении, но я не могу сказать, что мне чего-то не хватило.

Система оценивания, дополнительные возможности и дисциплина

Система оценивания

Оценки, которые мы получали в течение года, не учитывались при аттестации за 10-11 класс. В аттестат шла средняя оценка по двум, выставленным за сессии — зимнюю и весеннюю. На сессиях были работы, основанные на пройденных за год материалах.

Дополнительные курсы

Экстернат предоставлял возможность дополнительной подготовки к ЕГЭ, то есть курсы или индивидуальные занятия с преподавателями. Я сама не записывалась на эти курсы, но от тех, кто их посещал, я слышала только положительные отзывы.

Также была возможность посещать лекции по психологии в МГУ. Некоторые ребята из гимназии, к которой привязан экстернат, учились в классе с химико-биологическим уклоном, и эти лекции для них были обязательными. Я и еще несколько девочек ходили просто ради интереса. Нам рассказывали довольно много всего. Например, были лекции про строение нервной системы у животных и людей, про органы чувств, реакции организма на различные факторы, про психотипы личности, про то, где какие гормоны содержатся и как они влияют на организм. Занятия длились по 80 минут. Нас не заставляли ничего записывать или учить и не давали никаких тестов. К концу года каждый готовил презентацию на выбранную тему и рассказывал перед остальными.

Нужно поспевать за всеми

Один из минусов сокращенной программы — то, что некоторых знаний по предмету может не хватать, какие-то вещи пропускают или дают очень сжато. Если вы чего-то не понимаете, вы сами должны это изучить, потому что мало времени уходит на разбор конкретных вещей, и никто не будет тебе индивидуально ничего объяснять. У нас некоторым ребятам было сложно, потому что они приходили из слабых школ, но большинство из них занимались дополнительно, и это их спасало, а остальные просто не хотели ничего делать, поэтому не могли нормально ничего сдавать. Если вы не хотите учиться и не умеете себя дисциплинировать, вас никто не будет заставлять. Многие учителя открыто говорили, что не держат нас на парах, что мы можем идти, если не хотим получать знания.

Самоорганизация

Также стоит добавить, что в экстернате вы сами отвечаете за свой уровень образования, участие в олимпиадах, сдачу ГТО. Когда я ездила на всероссийскую олимпиаду по литературе, я чуть не пропустила школьный тур: я вовремя опомнилась и успела написать его до того, как он закончился. Если в обычной школе все пишут его одновременно, для этого выделяют специальное время, то в экстернате вы сами берёте задание, находите время и приносите его в учебную часть.

За прогул пар нас не ругали. Учителя понимали, что мы взрослые и сами можем расставить свои приоритеты. Я периодически не ходила на литературу, потому что изучала её дополнительно, пропускала русский, потому что могла и сама решать тесты, и не посещала английский, потому что знала то, что проходили на парах, и разбирала задания с репетитором. Однако пропусками увлекаться не стоит. Сильных проблем за собой прогулы не ведут, но могут повлиять на отношение к вам.

Дисциплина

Нам запрещали доставать телефоны на большей части предметов. На математике, литературе и химии мы сдавали их учителю. Вайфая в здании не было, и связь была не очень хорошей, поэтому мобильный интернет тоже слабо работал.

Если вы не даёте учителю нормально вести пару — можете идти. Бывало такое, что с литературы учеников выгоняли прямо в середине пары. Не разрешали доставать еду, шуметь, в общем, каким-либо образом мешать остальным. Один раз девочку попросили убрать кофе на паре, потому что учительнице мешал его запах.

Еще один из минусов — это довольно слабый английский (по крайней мере, для меня: я всегда занималась с репетитором, поэтому у меня с ним не было проблем). Многие приходили из школ со слабым английским, и учителя ориентировались больше на тех, кто знает язык хуже. Но тем, у кого уровень языка был выше, на уроках давали дополнительные задания или тесты.

Второй язык мы не изучали, и никаких дополнительных курсов тоже не было. Если учить, то только вне экстерната.

Читайте также  Узнать группу крови в поликлинике

Пробные ЕГЭ

Пробники нам тоже проводили, но мало (русский, математика профильная, математика базовая, английский). Вот это то, чего действительно не хватает. Но их и в школе проводят в небольшом количестве.

Пробное декабрьское сочинение мы тоже писали всего один или два раза. Лично для меня это не было проблемой, но кому-то этого недостаточно. На русском мы почти не акцентировали на нём внимание, поэтому учить аргументы и повторять структуру приходилось по большей части самим.

Каждый школьник, переступивший рубеж девятого класса и сдавший первые в своей жизни серьёзные экзамены, уже должен иметь ориентиры на будущее. Многие ребята к этому времени уже решили, куда поступать, и знают, кем хотят стать. Порой это важное решение помогают сделать родители, также некоторое влияние оказывает круг общения. Некоторым хочется быстрее распрощаться со школьной жизнью и почувствовать себя в роли студента. На помощь таким ребятам приходит экстернат.

Приказ об утверждении «Положения о получении общего образования в форме экстерната» вышел в 2000 году. Это форма получения образования имеет ряд преимуществ, которых нет у обычных школьников. Суть экстерната состоит в возможности получить среднее образование, не посещая школу ежедневно.

Программу 10 и 11 классов можно пройти за один год со сдачей промежуточной и государственной (итоговой) аттестаций. Главное преимущество в том, что освобождается время для подготовки в вуз. В этой форме обучения позволяется свободное посещение учебного заведения, но в обязательном порядке нужно проходить аттестации.

Есть возможность для совмещения учёбы с работой либо с занятиями в другом учебном заведении. Существуют две вариации экстерната. В первом случае ребёнок находится полностью на самостоятельном обучении дома, посещая только экзамены в школе. В таком случае обучение будет бесплатным.

Минус такой формы получения образования состоит в том, что если ваш ребёнок недостаточно ответственен, вряд ли вы сможете заставить его выучить учебник от корки до корки.

Существует и другая форма экстерната. Это так называемый интенсив. Группа экстернов занимается три раза в неделю как в обычной школе. В этом случае учитель даёт основные темы для изучения и помогает ученикам подготовиться к аттестациям. Обучение в интенсивной группе находится на контрактной основе.

Главный принцип экстерната – освободить учащихся от ежедневных многочасовых занятий в школе, таким образом сэкономив время, но при этом дать полноценное образование в меньшие сроки. Система экстерната подразумевает в себе подачу максимального количества информации в минимальный период времени.

В прошлом году 12 тысяч российских школьников сдали экзамены и получили аттестат полного среднего образования экстерном, с каждым годом эта цифра растёт. Причём нужно заметить, что аттестат ничем не отличается, он точно такой же, как и у других школьников, которые посещали школу ежедневно, в нём нет пометок о форме получения образования экстерном.

Мнения об экстернате среди педагогов существуют совершенно разные. С одной стороны они считают, что нельзя дать всей информации школьной программы двух классов за один учебный год. С другой стороны учителям нравится заниматься с детьми – экстернами.

Ведь эти дети не задают вопросов: «Да зачем мне это нужно?» Не говорят: «Мне это неинтересно». Они знают, чего хотят добиться, ведь пришли в экстернат, имея чёткие установки на будущее.

Ученики – экстерны довольны такой формой получения образования, так как это уникальная возможность не посещать школу ежедневно, и здесь не следят за прогулами, потому что это личное дело каждого.

Татьяна Майданюк, оканчивающая школу экстерном в этом году, говорит: «Я считаю, что экстернат – это хорошая идея. Выбрав будущую профессию, есть возможность углублённо изучать те предметы, которые нужны для поступления в вуз, а те, которые не нужны, можно сдать досрочно, и не забивать ими голову попусту».

Однако есть и другая точка зрения. Дмитрий Литвинов предпочёл продолжить образование в школе после 9 класса в стандартной форме. «Мне кажется, что обучение экстерном нужно для тех, кто хорошо учится, им будет легче делать всё дома и просто ходить в школу, чтобы сдавать экзамены. Мои знания находятся на достойном уровне, но для меня было бы сложно пройти за год сразу два и самостоятельно заниматься каждый день», – говорит Дима.

Ещё одну важную оценку ставят экстернату родители. Их мнения также разделились. Первые считают, что это очень хорошо, что у детей есть возможность показать свою самостоятельность и ответственность. Вторые думают, что знания, которые дают в интенсивных группах экстернов, поверхностные. В любом случае каждая семья сама решает, каким образом их ребёнок будет заканчивать два завершающих класса школы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector