Лицензирование школы что проверяют

Получение образовательной лицензии является необходимым и обязательным шагом при открытии любой частной школы. Если школа общеобразовательная, то лицензию нужно получать на ООО, если вы планируете открыть школу танцев, такую лицензию можно получить и на ИП. Лицензирование – это завершающий этап подготовки документальной и материальной базы для открытия школы, обычно он проходит без особых сложностей. Все основные сложности будут касаться получения разрешения от СЭС и подтверждение соответствия зданий, мебели, персонала и т. д. требованиям Роспотребнадзора.

Лицензирующий орган

Лицензирование образовательной деятельности занимается:

  • Федеральная служба Обрнадзора РФ;
  • местные исполнительные власти.

Если ваша школа не будет носить статус федеральной, заниматься образовательной деятельностью за границей, вы планируете работать по месту регистрации следует обращаться непосредственно в местные органы (местная лицензионная палата).

Если вы планируете открыть школу федерального значения, ВУЗ, филиал за рубежом нужно подавать документы в Москву. Подробнее ознакомиться со списком организаций, лицензируемых ФС Рособрнадзора можно здесь.

На подачу документов можно записаться непосредственно на сайте Рособрнадзора: http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/about/information_systems/internetochered/. Там же можно почерпнуть информацию о ходе рассмотрения вашего дела. Для этого на странице: http://isga.obrnadzor.gov.ru/rlic/check-state/ нужно заполнить форму и отправить запрос в Обрнадзор.

Какими документами определяются правила лицензирования школ?

Основные документы, согласно которым работает Рособрнадзор это:

Проверить выданные Рособрнадзором лицензии можно на их сайте в графе "Сводный реестр лицензий", занеся номер лицензии, ИНН, ОГРН предприятия.

Срок действия лицензии

Лицензия для частных школ выдается бессрочно.

Документы, которые нужно собрать для ФС Рособрнадзора

Лицензирующий орган принимает все документы по описи. Прием документов ведется в едином окне. Необходимую информацию можно уточнить по телефону +7(495) 954-5349. Все документы, которые будут предъявляться в виде копий нужно нотариально заверять. За получение лицензии нужно внести стандартную госпошлину в сумме 7500 рублей. Размер пошлины оговорен в НК РФ ст. 333.33 п 92. Если в пакете документов будет отсутствовать квитанция об уплате или платежное поручение с печатью и подписью банка в выдаче лицензии будет отказано. При подаче документов обязательно заполняется заявление по специальной форме, предусмотренной Приказом Минестрества образования РФ №1032 от 11.12.12 и прилагается справка по форме, утвержденной тем же приказом, о материальном и техническом обеспечении вашей школы.

Обязательный пакет документов, который должен собрать лицензиат следующий:

  • Документ, подтверждающий его личность (паспорт).
  • Устав ООО (копия).
  • Выписка из ЕГРЮЛ.
  • Св-во о постановке на налоговый учет (копия).
  • Св-во на право собственности или документ, подтверждающий аренду знания/сооружения под школу.
  • Заключение Роспотребнадзора положительного характера (копия).
  • Решение пожарной инспекции (копия).

Дополнительный пакет бумаг, без которых лицензирование невозможно следующий:

  • Документы педагогов, подтверждающие их образование, стаж, опыт работы, квалификационную переподготовку (необходимо проходить 1 раз в 5 лет).
  • Документы, подтверждающие отсутствие противопоказаний для работы с учащимися.
  • Образовательные программы, соответствующие имеющимся стандартам.

Если школа имеет религиозный (медицинский, детективный и т. д.) уклон, нужно согласование со соответствующими организациями или структурами. Т.е. от них необходимо получить разрешительное заключение.

Срок лицензирования и внешний вид документа

Срок рассмотрения документов зависит от типа открываемого образовательного учреждения. Максимальный срок не более 60 дней. Средний срок порядка 45 суток. В истечении указанного срока соискатель либо может получить готовую лицензию, либо ему выдается отказ с обоснованием.

Этот вид разрешительного документа печатается на специальных бланках, относящихся к документам строгой отчетности. Лицензия содержит название организации, которой она выдана, ее адрес, срок действия, номер и дату выдачи. А также подпись ответственного лицо и печать лицензионного органа.

Санкции при работе без лицензии

Без лицензии работать запрещено. Это считается административным, а в некоторых случаях и уголовно наказуемым преступлением.

Подробно можно ознакомиться с последствиями подобных действий в статьях:

  • часть №1 к статье 19.20 КоАП РФ;
  • часть №2 к статье 14.1 КоАП РФ;
  • примечание к статье 2.4 КоАП РФ;
  • часть №1 к статье 171 УК РФ;
  • часть №2 к статье 76.1 УК РФ.

Наказанием за безлицензионную деятельность может быть:

  • предупреждение;
  • штрафные санкции;
  • закрытие предприятие сроком до 3 месяцев;
  • дисквалификация для должностного лица на 1-3 года;
  • обязательные работы сроком на 480 суток;
  • лишение свободы до 6 месяцев.

Штраф может налагаться как на частных лиц, так и на должностных. А также на ООО в целом. Сумма штрафа будет зависеть от того извлекал ли нарушитель прибыль из своей деятельности и серьезности пренебрежения моментами, оговоренными в лицензии.

Лицензионный контроль, согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", является неотъемлемой частью лицензирования.

Лицензионный контроль осуществляется в двух случаях: непосредственно при прохождении процедуры лицензирования образовательной деятельности и при контроле за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2-10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона № 99-ФЗ.

Читайте также  Форма обращения в роспотребнадзор

– при предоставлении лицензии – в форме документарной и внеплановой выездной проверки;

– при переоформлении лицензии (в случаях изменения адреса места осуществления образовательной деятельности и перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) – в форме документарной и внеплановой выездной проверки;

– при других основаниях переоформления – в форме документарной проверки;

– при контроле за соблюдением лицензиатом лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности в форме плановых документарных и выездных проверок.

Предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям частей 1 и 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.

Предметом внеплановой выездной проверки в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

Предметом проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Основанием для включения проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:

1) истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;

2) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

3) истечение установленного Правительством Российской Федерации срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ежегодно в срок до 30 декабря размещается в разделе "Планы проверок".

Основания для проведения внеплановой выездной проверки является:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона № 99-ФЗ;

4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Нарушение лицензионных требований и условий является административным правонарушением и влечет за собой санкции, предусмотренные статьей 19.20. Кодекса об административных правонарушениях:

1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 170 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц – от 15 000 до 25 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 150 000 рублей.

3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 150 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

К грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся:

а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" – "д", "ж" – "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее Положение о лицензировании);

б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 6, подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 Положения о лицензировании.

Читайте также  Акт причиненного ущерба затопление

Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении департаментом образования и молодежной политики Новгородской области мероприятий по лицензионному контролю, размещен в разделе "Перечень обязательных требований".

Согласно действующему законодательству, образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. С 1 июля 2009 года вступило в силу новое Положение о лицензировании, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277. Положение, действовавшее ранее, утратило силу. Рассмотрим, что изменилось в этой области.

Кого затронет новый порядок

Новый порядок лицензирования распространяется как на бюджетные учреждения, так и на образовательные организации, созданные в иных организационно-правовых формах. Дополнительно скажем, что под действие Положения подпадают научные организации, которые реализуют основные или дополнительные образовательные программы и программы профессиональной подготовки.

А вот организации, проводящие разовые лекции, стажировку, семинары и другие виды обучения без итоговой аттестации и выдачи документов об образовании (присвоении квалификации), могут не беспокоиться. Для такой деятельности по-прежнему лицензия не нужна.
Не требуется она и тем гражданам, которые занимаются индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.

Кроме этого есть еще исключения. Положение не распространяется на Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. На основании Указа Президента РФ от 9 сентября 2008 г. № 1332 им разрешено самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и требования к программам обучения.

Нормы этого документа не применяются также к образовательным учреждениям, которые реализуют программы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Кто будет лицензировать

Новым Положением предусмотрено два вида лицензирующих органов. На федеральном уровне это Рособрнадзор, а в регионах – лицензирующие органы субъектов РФ.

КОМПЕТЕНЦИЯ РОСОБРНАДЗОРА

Под лицензионный контроль Рособрнадзора подпадают образовательные и научные организации федерального уровня.
К ним отнесены:

– высшие учебные заведения;
– научные организации и образовательные учреждения дополнительного профобразования, реализующие образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные требования;
– образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы;
– федеральные государственные образовательные учреждения среднего профобразования по подготовке специалистов в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, включенным в особый перечень;
– российские образовательные учреждения и их филиалы, расположенные за пределами территории РФ.

КОМПЕТЕНЦИЯ РЕГИОНОВ

Лицензирующие органы субъектов РФ должны заниматься всеми остальными образовательными учреждениями, научными организациями на своей территории, а также их филиалами. Причем даже в том случае, если они расположены на территории иных субъектов и за пределами территории РФ.

Духовные образовательные учреждения будут лицензироваться в общеустановленном порядке в зависимости от уровня образовательных программ.

Отметим, что в новом Положении уже нет лицензирующих органов местного самоуправления. То есть лицензирование переведено на двухуровневую структуру.

Требования к соискателям лицензий

В отличие от порядка лицензирования, действовавшего ранее, где были лишь отсылки к другим нормативным документам, в пункте 8 Положения непосредственно перечислены лицензионные требования и условия. Так, организация обязана вести (заявить к лицензированию) деятельность по образовательным программам, которые предусмотрены для соответствующего типа учебного заведения или для научной организации. Это определяется на основании Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

В собственности или на ином законном основании должно быть оснащенное здание (строение, помещения и территория), необходимое для соответствующей деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности.

Для обеспечения образовательного процесса надо иметь определенную учебно-методическую документацию, учебную, учебно-методическую литературу, иные библиотечно-информационные ресурсы и средства. Нужно соблюдать установленные законодательством требования к организации образовательного процесса, а также права учащихся и педагогического персонала. Это, в частности, относится к ограничению максимального объема учебной нагрузки учащихся.

Количество штатных или привлеченных педагогических работников и их образовательный ценз должны обеспечивать реализацию учебных программ заявленного уровня.

Кроме того, организация не имеет права превышать предельную численность обучающихся и воспитанников, предусмотренную лицензией. Необходимо соблюдать Правила оказания платных образовательных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505).

Документы для получения лицензии

К заявлению о выдаче лицензии должен быть приложен внушительный пакет документов, перечисленных в пункте 10 Положения. Весь перечень приводить мы не будем, а отметим только отдельные новшества.

Ранее было предусмотрено, что заявление подает учредитель соискателя лицензии. В настоящее время это заявление нужно согласовать с учредителем, но подает его сам соискатель.

Важно учесть, что с началом применения Положения будут изменены если не все, то многие формы документов, подаваемых в лицензирующий орган. Дело в том, что они были утверждены приказом Минобразования России от 23 апреля 2001 г. № 1800 на основании утратившего силу постановления Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796. В пункте 11 нового Положения о лицензировании уже указаны формы приложений к заявлению, которые должно будет утвердить Минобрнауки России.

Организации может потребоваться лицензия на новые образовательные программы. Порядок ее получения ничем не отличается от общего порядка, если до окончания срока действия уже полученной лицензии осталось более года, только пакет документов будет меньше.
Филиалы образовательных учреждений и научных организаций лицензируются в общем порядке. Но к основному пакету документов они дополнительно представляют копию положения о филиале. Документы в лицензирующий орган разрешено подавать и по почте с описью вложения.

Новости, касающиеся экспертизы

Лицензию выдают на основании заключения экспертной комиссии. Ее создает лицензирующий орган в течение 20 дней с даты регистрации и принятия к рассмотрению заявления соискателя.

Читайте также  Безлимитное общение мегафон отзывы

Ранее было установлено, что членами экспертной комиссии не могут быть лица, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с соискателем лицензии. Сейчас добавлено, что члены комиссии не должны иметь с руководителями или иными работниками соискателя лицензии близкое родство или свойство.

Более детально изложен и порядок проведения экспертизы. Важно, что теперь эксперты обязательно выезжают к соискателю лицензии. Редкие исключения из этого правила тоже прямо указаны. Они касаются лицензирования аккредитованных организаций, у которых срок действия лицензии не истек.

Каковы затраты на лицензирование?

Пока на этот вопрос точно ответить сложно. Минобрнауки России в июле 2009 года должно разработать и утвердить порядок определения затрат на проведение экспертизы при лицензировании. Такое указание содержится в пункте 2 постановления Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277, которым утверждено Положение о лицензировании.

Кроме оплаты работы экспертов в обязательном порядке взимается госпошлина. Факт ее перечисления в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка.

При наличной оплате подтверждающим документом служит квитанция банка, квитанция, выданная должностным лицом или кассой органа, в котором она производилась (ст. 333.18 Налогового кодекса РФ).

РАЗМЕРЫ ГОСПОШЛИНЫ

За выдачу лицензии на образовательную деятельность на основании подпункта 71 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ взимается госпошлина:

– за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии – 300 руб.;
– за выдачу лицензии – 1 тыс. руб.;
– за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, – 100 руб.

Новая форма лицензии

Согласно пункту 25 Положения, бланки самих лицензий и приложений к ним теперь утверждает Рособрнадзор (ранее они были утверждены приказом № 1800).

В пункте 26 Положения перечислены только общие реквизиты образовательной лицензии, а в пункте 27 – сведения, которые содержатся в приложениях к ней. Без приложений лицензия недействительна.

По общему правилу лицензию выдают не более чем на шесть лет, однако по заявлению соискателя этот срок может быть сокращен.
Лицензия сроком до одного года выдается учреждению или его правопреемнику при изменении статуса образовательного учреждения и при некоторых формах его реорганизации. При этом старая лицензия утрачивает силу. В случае ликвидации организации ее лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной (п. 34 Положения).

Лицензию нельзя передавать другому юридическому лицу, а также вести образовательную деятельность через филиал, если в лицензии головной организации о нем нет сведений.

А вот если лицензия утрачена, то можно подать заявление о выдаче дубликата. Его должны выдать в течение 10 дней.

Лицензионные требования следует соблюдать

В пункте 46 Положения сказано, что за ведение образовательной деятельности без лицензии, в том числе в филиалах, предусмотрена ответственность по закону.

В данном случае наступает административная ответственность в виде штрафов и иных санкций за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли без лицензии (ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Если деятельность ведется с грубым нарушением требований или условий лицензии, то применяют санкции, установленные пунктом 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

А вот что понимать под термином «грубое нарушение», определено пунктом 9 Положения. Там сказано, что это невыполнение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г»-«е» пункта 8 Положения.

Лицензию могут приостановить полностью или в части деятельности по отдельным образовательным программам, в том числе реализуемым в филиалах.

Устранить нарушения и сообщить об этом лицензирующему органу нужно в течение не более шести месяцев.

Если представленные документы его убедят, то в 10-дневный срок действие лицензии будет возобновлено. А вот если нарушения в срок не устранены, то лицензию могут аннулировать. Такое же наказание последует за ведение деятельности в период приостановления действия лицензии.

Ускоренное лицензирование магистерских программ

Программой антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год предусмотрены меры по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тыс. (в настоящее время их 20 тыс.).

В письме от 25 марта 2009 г. № 03-09/41 Рособрнадзор сообщил, что он будет проводить лицензирование образовательной деятельности по магистерским программам (за исключением программ в области гуманитарных наук, образования, педагогики, экономики и управления) в ускоренном порядке.

В письме приведен комплект документов для получения такой лицензии.

Однако и здесь следует помнить, что Рособрнадзор ориентирует организации на формы бланков, утвержденные приказом № 1800. А он может утратить актуальность в связи со вступлением в силу Положения.

До 1 июля 2009 года действовало Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796.
Перечень специальностей утвержден постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 252.

РАЗМЕРЫ ШТРАФОВ
За грубые нарушения требований или условий лицензии пунктом 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях налагают штрафы:

– на должностных лиц организации – от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.;
– на организацию – от 10 тыс. до 15 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector