Юридический психолог где работать

Особенности работы психолога

Многие из тех, кто задумывается о получении специальности психолога, достаточно слабо представляют себе, чем они могут заниматься. Различные области применения психологических знаний часто смешиваются в голове. Согласитесь, работа психолога в детском саду принципиально отличается от работы по оказанию экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому, еще на этапе получения психологического образования стоит определиться с желаемым направлением деятельности и лучше узнать о том, чем может заниматься психолог и где он может работать. Многим психологам приходится испробовать самые разные профессии, прежде чем они находят именно то, чем хотели бы заниматься. Кто-то проходит через работу в школе, в детском саду или на телефоне доверия, прежде чем понимает, что хотел бы заниматься психологическими тренингами. Кто-то находит свое призвание в работе с детьми-сиротами и психологической реабилитации семей. Кто-то с самого начала знает, что его путь — это частная психологическая практика, со своим кабинетом. Кто-то выбирает научно-исследовательское направление.

Все эти направления — очень разные. В каждом их них необходимы разные навыки, умения, опыт. Даже внутри одной сферы деятельности можно заниматься самыми разными вещами. Например, частнопрактикующий психолог может работать с детьми, с семьями, или с конкретными проблемами. Психолог в школе может работать с родителями, с детьми и с педагогами, проводить занятия, заниматься психологической диагностикой.

Если направление будущей профессиональной деятельности известно заранее, можно уже на этапе обучения фокусироваться на той или иной тематике и сфере деятельности, получать дополнительные навыки и знания, нужные именно для этого направления. Однако если определиться очень сложно, попытки найти себя в разных направлениях вряд ли принесут вред — они, скорее, позволят расширить кругозор, лучше понять себя, определиться, чем именно хотелось бы заниматься.

В психологи идут те, кто хочет работать с людьми, помогать или обладать властью над ними. А кто-то просто считает эту профессию модной, популярной и престижной. Психологическое образование в современных условиях становится важным фактором достижения успеха в различных сферах (кадры, торговля, услуги, управление). Специалисты, понимающие принципы поведения человека и умеющие общаться, востребованы везде и всегда.

Окончив обучение, молодой специалист может работать:

    • психологом-консультантом в системе образования и дошкольного воспитания в социальной сфере; в службе психологического консультирования (семейное, индивидуальное, коучинг);
    • в больницах и поликлиниках;
    • преподавать психологию в вузах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах;
    • в кадровой службе (помощник директора, рекрутер, менеджер или директор по персоналу);
    • в торговле (от продавца в элитном бутике, администратора и супервайзера до корпоративного тренера).

Получение диплома для психолога — только начало. Нужно выбирать сферу приложения сил, терпеливо накапливать опыт и «учиться, учиться и еще раз учиться». Хороший психолог без работы не останется.
Психолог с образованием, но без опыта работы может рассчитывать на работу в школах, детских садах, государственном психологическом центре и т.д.
Психолог-специалист с опытом работы от трех лет, может продолжать совершенствоваться профессионально или, поменяв сферу деятельности, может заняться кадровой работой, администрированием, продажами, начиная с низшей или средней ступени.
Психолог-профессионал с опытом работы от пяти лет может работать в специализированной психологической службе, заниматься частным консультированием, устроится бизнес-тренером, стать директором по персоналу или генеральным директором.

Чтобы добиться успеха, психолог должен быть: личностно зрелым человеком (аутентичным), обладать жизненным опытом, высоким интеллектом, эрудицией, эмоциональной устойчивостью и компетентностью, чувством юмора и обаянием.

Представим, что вы решили работать в области психологии, в сфере образования, бизнеса, культуры, социальной сфере. Известно ли вам, какие специалисты нужны в этих областях, и чем конкретно они занимаются? Вот неполный их список:
Организационный психолог — решает задачи оптимизации использования человеческих ресурсов в учреждениях, фирмах, общественных объединениях. Это, прежде всего, все виды кадровой работы — от подбора персонала до разработки кадровой политики фирмы, помощь руководителям, обеспечение внешних связей организации с общественностью.
Юридический психолог работает в сфере правовых взаимоотношений, чаще всего в тесном контакте с юристами различного профиля. Это может быть работа с личным составом правоохранительных органов, включая специальные подразделения, в учреждениях исполнения наказаний. Юридический психолог может стать незаменимым помощником адвокатов, участвуя в судебных процессах как со стороны истца, так и со стороны ответчика.
Клинический (медицинский) психолог — это специалист, который берет на себя ответственность за организацию специального процесса, в ходе которого клиент приобретает способность решать свои жизненные затруднения. Традиционно клинический психолог занимается психодиагностикой (например, в ходе медико-социальной экспертизы), консультированием (неврачебной психотерапией) и реабилитацией (восстановлением утраченных психических и физических возможностей). В последнее время все большее развитие получают такие современные направления работы клинического психолога как нейропсихология, психофармакология.

Читайте также  Помощник прокурора юрист 3 класса

Где может работать клинический психолог?

В первую очередь это сфера здравоохранения, различные лечебные учреждения общесоматического и психоневрологического профиля в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях для взрослых и детей.
Другой важной сферой приложения сил является сфера образования, где клинические психологи могут работать психологами в образовательных учреждениях разного уровня, преподавателями психологии в средних, специальных и высших учебных заведениях любого профиля.
Третья важная сфера — это работа в подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Это работа с многообразными проявлениями у взрослых и детей посттравматических стрессовых расстройств, возникших в результате произошедших чрезвычайных событий: катастроф, террористических актов, смерти близких и родственников и т.д.
Еще одна важная сфера и очень востребованная сфера деятельности клинического психолога — это пенитенциарная система, активно развивающая психологическую службу и испытывающая острую нужду в высококвалифицированных кадрах клинических психологов.
Наконец — это обширнейшая сфера социальной работы во всем ее многообразии.
Кроме того, клинические психологи могут работать менеджерами по управлению персоналом, консультантами в сферах управления, бизнеса и связям с общественностью.

Следует отметить, что широчайшая и фундаментальная профессиональная подготовка, обеспечивающая выполнение клиническими психологами диагностической, коррекционной, консультативной, экспертной, профилактической, реабилитационной, научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности делает их вполне конкурентноспособными и востребованными специалистами в самых разных и порой неожиданных сферах.

Кем работают специалисты практической психологии? В большинстве своем клиническими психологами в больницах общего профиля, в психиатрических больницах, психоневрологических и наркологических диспансерах, детских реабилитационно-восстановительных центрах, центре патологии речи, а также на предприятиях в отделах по управлению персоналом.

Психолог в системе образования проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации. Оказывает помощь детям, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем. Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

Консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, учителей, родителей (лиц, их заменяющих).

Практический психолог — специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных соответствующими должностным обязанностям, определяемыми соответствующим «Положением о психологической службе» и конкретной ситуации, требующей психологического вмешательства или использования специальных психологических знаний и технологий.

Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

Психолог-консультант. Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи самим себе».

В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных исходов, или результатов :

    • улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.);
    • изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.);
    • способность принять решение;
    • способность осуществить принятое решение;
    • подтверждение своих мыслей, чувств, решений;
    • получение поддержки;
    • приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;
    • поиск и изучение альтернатив;
    • получение практической помощи через прямые действия (помощника и других специалистов, которых привлек помощник);
    • развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;
    • получение информации;
    • реагирование на действия других людей и ситуацию.

Консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности.
Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амплуа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи.
Безусловно, что, сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей.

Юриспруденция в психологии, несмотря на свою молодость, имеет богатую историю и с уверенностью и оптимизмом смотрит в будущее.

Юрист и психолог – это две самостоятельные профессии, которые часто в последнее время объединяются в одну. Этот факт очевидный, так как любая сделка или участие в процессе, требует от хорошего юриста глубокого понимания психологии личности и очень часто от психолога требуется знание закона, чтобы урегулировать ту или иную конфликтную ситуацию. Порой стороны – участники спора или конфликта ведут себя неадекватно ситуации, а могут наоборот очень приветливо и играючи и тогда юрист-психолог, обладающий специальными знаниями, начинает исследовать личность, изучая его волю, эмоции клиента, чувства клиента, его тревожность, переживания и т.д.

Читайте также  Открыть рюмочную с нуля стоимость

Юрист (а также многие иные специалисты, чья работа – общение с людьми) может обладать большим индивидуальным опытом в общении с разными людьми, в анализе разных ситуаций, и на бытовом уровне интуитивно постичь некоторые особенности поведения людей и механизмов взаимоотношений. Однако этого не достаточно для наилучшего результата. А вот профессиональные знания психолога дают авторитетную и объективную базу, расширяют специализированную сферу знаний, а значит, и спектр работы в консультировании, предлагают проверенные методики и эффективные способы решения проблем.

Психолог, разбирая проблемные и конфликтные ситуации, возникающие между людьми, часто сталкивается с юридическими тонкостями при разрешении этих ситуаций и ему не хватает своих профессиональных психологических знания, т.к. без применения правовых навыков и познаний, в определённых ситуациях, не достичь компромисса и разрешения проблемы и конфликта.

Юридическая психология изучает взаимодействие между законом и психологией и занимается приложением психологических знаний к решению правовых проблем и вопросов. Являясь пограничной наукой между юриспруденцией и психологией, она остается юридической дисциплиной, – ее теоретическая основа состоит в применении закона; специфично лишь приложение, учет и использование правовых норм к особенностям человеческого поведения.

Очень часто человек обращается только к консультанту психологу, к психотерапевту, но уже после непродолжительной беседы юристу-психологу становится ясно, что данную проблему нельзя разрешить, не совершая конкретных юридических действий.

Уголовное, гражданское, административное, жилищное, трудовое, семейное, хозяйственное законодательство, сопряженное и пересекающееся с личностными, межличностными, семейными, брачными, возрастными, гендерными и другими психологическими проблемами и конфликтами, является существенной частью того безграничного правового пространства, в котором работает и оказывает помощь юрист-психолог.

В меру хорошо поставленной разъяснительной работы к юристу-психологу все чаще обращаются за помощью и консультациями люди разного возраста, социального статуса, материального положения.

Юридическо-психологическая консультация – это работа, которая применяется в сложных юридических случаях. Которые в нашей стране или слишком долго или слишком дорого решать только правовым путем. Эта работа состоит из 2-х частей: в юридической мы смотрим все факты и законы на этот счет, а в психологической выявляем скрытые ресурсы, смысл и логику происходящего и находим новые пути решения проблемы.

Юридическо-психологическое консультирование – это способ проработки проблемной ситуации как с правовой стороны, так и со стороны психологической.

Рассмотрим основные направления деятельности юриста-психолога.

1. Консультирование родителей и их детей.

2. Консультирование супругов.

3. Консультирование по наследственным делам.

4. Консультирование при споре хозяйствующих субъектов.

5. Консультирование руководителей предприятий.

6. Консультирование работников.

7. Консультирование при ДТП.

8. Консультирование владельцев и собственников жилья, недовольных работой ЖЭКа, Управляющих компаний, коммунальных служб, соседями.

9. Консультирование лиц, пострадавшим от некачественных медицинских услуг.

10. Консультирование лиц вышедших на свободу.

11. Консультирование лиц, пострадавших от неправомерной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

12. Консультирование лиц, несогласных с деятельность и решением представителей органов власти.

13. Консультирование лиц имеющих жизненные трудности.

Более подробно, каждый направление деятельности юриста-психолога, мы рассмотрим в следующей статье.

Метод юридическо-психологического консультирования оказывается лучшим для решения неоднозначных с правовой точки зрения проблем.

Таким образом, юридическо-психологическое консультирование – это способ проработки проблемной ситуации как с правовой стороны так и с психологической. Вытекает он из допущения из мира психологии: о том, что любая проблема случается с нами для чего-то.

Безвыходных ситуаций не бывает. И метод юридическо-психологического консультирования – замечательная возможность это проверить.

И не маловажный фактор, обращаясь к юристу-психологу, вы сразу убиваете двух зайцев, решая и юридическую и психологическую проблемы одновременно, при этом экономя и время и деньги, т.к. Вам не нужно идти к двум разным специалистам и тратить на каждого своё драгоценное время и оплачивать консультацию каждого. Вы платите за одну консультацию, а получаете сразу две консультации: юриста и психолога. К тому же два разных специалиста порознь, не смогут решить вашу двоякую проблему, из-за недостаточной компетенции юриста в психологических проблемах, а психолога в правовой составляющей Вашей ситуации и Вам придётся метаться между двумя специалистами, сталкиваясь с так называемым эффектом «глухого телефона», в двойне тратя и время и деньги.

Помощь юриста-психолога, помимо высококвалифицированной юридической помощи, это также особый психолого-эмоциональный заряд энергии, уверенность в своей правоте и себе, а главное решение Ваших юридических и психологических проблем!

Сегодня с полной ответственностью можно сказать, что юридическо-психологическое консультирование – наиболее эффективный способ решения сложных юридических проблем, в совокупности с психологическими!

Читайте также  Какой зарплатой можно взять кредит

С уважением, юрист, психолог Панасенко Сергей Леонидович.

Школа Юридического психолога. (pdf)

Фотогалерея

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Декан факультета – Николай Викторович Дворянчиков,
кандидат психологических наук, доцент

В 2004 году в структуре Московского городского психолого-педагогического университета был создан факультет юридической психологии, на котором помимо традиционных для этой дисциплины разделов (криминальная, судебная, пенитенциарная психология и др.) впервые в России особое внимание в обучении студентов уделяется психологическим проблемам детей и подростков, их семей в правовом контексте, а также вопросам клинической психологии. Факультет образован на основе договора о сотрудничестве с ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

Кафедры:

  • Юридической психологии – зав. кафедрой доктор психологических наук, профессор Е.Г. Дозорцева
  • Клинической и судебной психологии – зав. кафедрой доктор психологических наук, профессор Ф.С. Сафуанов
  • Криминальной психологии – зав. кафедрой кандидат психологических наук, доцент С.Н. Ениколопов
  • Пенитенциарной психологии – зав. кафедрой кандидат психологических наук, доцент М.Г. Дебольский
  • Медиации в социальной сфере – зав. кафедрой кандидат медицинских наук Ц.А. Шамликашвили

На факультете Юридической психологии реализуются следующие образовательные программы:

Бакалавриат

030300 – Психология
Выпускающая кафедра – Кафедра юридической психологии

Специальность

050407 – Педагогика и психология девиантного поведения
Специализация – Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения
Выпускающая кафедра – Кафедра юридической психологии

030401 – Клиническая психология
Специализация – Патопсихологическая диагностика и психотерапия
Выпускающая кафедра – Кафедра клинической и судебной психологии

Магистратура

030300 – Психология,
магистерская программа «Юридическая психология детей и подростков»
руководитель – проф. Е.Г. Дозорцева

Нацелена на подготовку высококвалифицированных психологов, способных работать с детьми, подростками и их семьями в юридически значимых ситуациях. Выпускники обладают знанием возрастной, семейной, юридической психологии, правовых вопросов, касающихся детей и подростков, а также владеют методами исследовательской работы и практическими технологиями профилактики, психологического сопровождения, психологических судебных экспертных исследований, коррекционно-реабилитационной работы и психологического консультирования. Профессиональные возможности магистров востребованы в учреждениях систем образования, социальной защиты, МВД, юстиции, органах местного самоуправления.

магистерская программа «Юридическая психология: судебно-экспертная практика»
руководитель – проф. Ф.С. Сафуанов

Направлена на подготовку специалистов широкого профиля, работающих на стыке психологии, психиатрии, уголовного и гражданского права, способных решать исследовательские задачи и выступать как в качестве сотрудников (медицинских психологов) учреждений здравоохранения, так и сотрудников правоохранительных органов, учреждений иных ведомств, привлекаемых в силу их должностных обязанностей или потребности судебно-следственных органов к профессиональной деятельности в роли судебного эксперта, специалиста (как процессуальной фигуры с определенными законом правами и обязанностями) или консультанта.

050400.68 – Психолого-педагогическое образование
магистерская программа «Медиация в социальной сфере»
руководитель – проф. Ц.А. Шамликашвили

Направлена на подготовку высококвалифицированных профессиональных медиаторов, способных разрешать конфликты в семье, школе (между представителями администрации, учителями, учащимися и родителями), в системе высшего образования, в судебной практике (в частности, в работе судебных приставов), в сфере защиты прав потребителей и иных гражданских прав; в работе с трудными детьми и подростками, а также несовершеннолетними правонарушителями; в сфере опеки и попечительства; преподавателей и тренеров, способных осуществлять обучение медиаторов в социальной сфере. Преподавание в данной магистерской программе осуществляют опытные преподаватели, преимущественно занимающиеся практической и научно-исследовательской деятельностью в соответствующей области, среди которых есть кадры, обладающие ученой степенью (кандидаты и доктора наук).

Аспирантура
19.00.06 – специальность «Юридическая психология»

Учебный процесс

Учебный план предусматривает изучение студентами фундаментальных дисциплин (общей психологии, клинической психологии, юридической психологии и права) углубленную подготовку по возрастной, социальной психологии, психологическому консультированию и психотерапии, а также ряду других специальных предметов. Освоение образовательной программы предполагает значительный объем практических занятий, которые проходят в ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, СРЦ «Красносельский», правозащитной общественной организации «Сопротивление», подразделениях МВД России и УФСИН по г. Москве, других профильных учреждениях. К преподаванию на факультете привлечены ведущие специалисты в области юридической, медицинской, возрастной психологии.

Где работают выпускники

Факультет готовит специалистов в области юридической психологии, которые могут работать в:

  • учреждениях образования и социальной сферы,
  • государственных экспертных учреждениях,
  • психологических консультациях,
  • юридических службах,
  • учреждениях системы здравоохранения,
  • правоохранительных органах.

Выпускники способны к решению широкого спектра задач в научно-исследовательской, практической и педагогической деятельности, в частности, способны:

  • составлять психодиагностические заключения и давать рекомендации по их использованию в научно-исследовательской, экспертной и консультативной деятельности;
  • оказывать психологическую помощь группам населения, страдающим эмоциональными расстройствами, сексуальными аномалиями, наркоманией и др. психическими расстройствами;
  • выполнять функции консультантов, специалистов и экспертов при решении клинико-психологических вопросов, возникающих в сферах уголовного, гражданского, семейного, административного права, защиты прав ребенка, а также осуществлять психологическое сопровождение специалистов юридического профиля.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector