Содержание
- 1 Последние изменения
- 2 Для чего нужен закон о закупках
- 3 Изучаем основы
- 4 Кто относится к заказчикам
- 5 Особенности проведения торгов
- 6 Обзор 223-ФЗ
- 7 223 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями
- 8 223-ФЗ о закупках
- 9 Преимущества 223-ФЗ
- 10 Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ
- 11 Кто может участвовать в закупках по 223-ФЗ
- 12 Положение о закупках по 223-ФЗ
- 13 Официальный сайт госзакупок по 223-ФЗ
- 14 Открытый конкурс по 223-ФЗ
- 15 Электронный аукцион по 223-ФЗ
- 16 Что такое иные способы закупки по 223-ФЗ
- 17 Приоритет российских товаров по 223-ФЗ
- 18 Планы закупок по 223-ФЗ
- 19 Помощь по 223-ФЗ
Последние изменения
Изменения, которые внесли в текст 223-ФЗ о закупках в последней редакции 2019 года, связаны с изменением срока планирования. Федеральный закон № 263-ФЗ от 02.08.2019 изменил ч. 3.1 ст. 4 223-ФЗ и ввел правило, что план закупок утверждается на 3 года. Эти поправки вступают в силу с 01.11.2019.
27.07.2019 изменили правила предоставления приоритета радиоэлектронной продукции отечественного производства в торгах по 223-ФЗ по Постановлению Правительства № 925 от 01.09.2016. Подробнее об этом — Новые правила в закупках радиоэлектронной продукции.
С 31.07.2019 последняя редакция ФЗ 223 о госзакупках 2019 содержит положения о том, что деньги, которые подарили или пожертвовали, или достались заказчику по завещанию, расходуются по закону о закупках. Главное, чтобы изменили положение. Поправить его разрешили до 01.10.2019.
Собрали в таблицу изменения, которые только планируют внести в 223-ФЗ. Они вступят в силу в 2020 году.
Плановая дата изменений | Суть изменений |
---|---|
01.01.2020 | Установили ответственность за задержку оплаты |
01.01.2020 | Изменили объем закупок у субъектов МСП |
01.01.2020 | Установили срок оплаты по договорам |
01.01.2020 | Изменили срок оплаты в закупках для МСП |
01.04.2020 | Самозанятых допустят до закупок |
Для чего нужен закон о закупках
Закон 223-ФЗ о проведении торгов отдельными видами юридических лиц вступил в силу 01.01.2012. Он закрепляет основные положения проведения закупочных процедур определенной категорией организаций. Цели, для которых он принят:
- развитие конкуренции на товарном рынке;
- рациональное использование денежных средств;
- обеспечение открытости и прозрачности торгов;
- недопущение коррупции и иных злоупотреблений.
Изучаем основы
Федеральный закон № 223 ФЗ с изменениями 2019 и комментариями для чайников закрепляет принципы, среди которых:
- Информационная доступность торгов. Этот принцип общеправовой и обеспечивается путем размещения сведений в интернете. На официальном сайте по 223 ФЗ Закупки гов ру публикуется информация о проводимых тендерах. Среди площадок, на которых проводят торги, выделим «Фабрикант» и B2B-center, а из специализированных — торговая площадка по 223 ФЗ Сбербанк УТП и торговая площадка РЖД.
- Равноправие, справедливость и отсутствие ограничения конкуренции в отношении участников тендера. Организатор процедуры обеспечивает равные права и возможности участников, исключает избирательный подход при отборе победителя.
- Эффективное расходование денежных средств и уменьшение издержек заказчика. Означает, что заказчики стремятся рационально расходовать денежные средства. Но речь идет не о снижении цен, а о снижении общих издержек.
- Отсутствие ограничений для участников. Запрещено устанавливать неизмеряемые требования. Избегайте условий (финансовые ресурсы участников, производственные мощности), которые трактуются двусмысленно или не применяются к участникам в полной мере.
Кто относится к заказчикам
По закону 223 ФЗ, к заказчикам относятся (статья 3.1):
- государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля России превышает 50%;
- другие юрлица (субъекты естественных монополий, их дочерние хозяйственные общества и иные юрлица) в случае реализации инвестиционных проектов общей стоимостью не менее 10 млрд рублей, которые поддерживает государство;
- бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (при соблюдении условий, перечисленных в статье 1);
- федеральные государственные унитарные предприятия (их перечень утверждается Правительством).
Особенности проведения торгов
Первая особенность заказов по действующей редакции 223 ФЗ — Положение о закупках. Этот документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и утверждается на основе типового положения. Оно публикуется на сайте ЕИС. Положение включает порядок подготовки и проведения процедур (включая способы заказов) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров и другие важные правила, например, связанные с обеспечением. Утверждается разными органами в зависимости от вида юридического лица. Для государственной корпорации или компании — высшим органом управления, а для ГУПа, МУПа — их руководителями.
Вторая особенность — полная информационная открытость торгов. Закон обязывает публиковать сведения в ЕИС (план закупок, извещение, документация и вносимые изменения). Разрешено публиковать информацию о торгах на сайте заказчика.
ФЗ № 223 разрешает проводить процедуры в электронном виде. Если они проходят среди субъектов малого предпринимательства, заказчик обязан провести их в электронном виде. Заказчик прописывает в положении, как проводится аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений в обязательном порядке. Остальные процедуры определяет сам.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
С изменениями и дополнениями от:
6 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 июня, 2 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 7 июня, 29, 31 декабря 2017 г., 29 июня, 3 августа, 30 октября, 28 ноября 2018 г., 1 мая, 2 августа 2019 г.
Принят Государственной Думой 8 июля 2011 года
Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года
ГАРАНТ:
См. Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации настоящего Федерального закона
См. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением настоящего Федерального закона, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.
См. Обзоры изменений законодательства для специалистов по госзакупкам
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
Москва, Кремль
18 июля 2011 г.
N 223-ФЗ
Принят Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц.
Речь идет о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Он также распространяется на унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50%, на "дочек" и "внучек" перечисленных юрлиц.
Установлены основные требования к проведению закупок. Это, в частности, информационная открытость; отсутствие дискриминации участников и необоснованных ограничений конкуренции; целевое и экономически эффективное расходование средств на приобретение товаров, работ, услуг. Преимущественными способами закупок являются открытые торги в форме конкурса или аукциона. Установлено требование о повышении доли закупок инновационной продукции.
На заказчиков возлагается обязанность разработать положение о закупках и разместить его на официальном сайте по госзакупкам. В положении можно указывать иные (кроме конкурса или аукциона) способы закупки. В этом случае разъясняется порядок проведения закупки таким методом.
Правительство России определяет перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Предусмотрено ведение реестров заключенных договоров и недобросовестных поставщиков.
Определены случаи, когда участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 22 июля 2011 г. N 159, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 30 (часть I) ст. 4571
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 263-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г.
Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 70-ФЗ
Изменения вступают в силу с 31 июля 2019 г.
Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ
Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.
Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 391-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.
Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г., за исключением пунктов 2, 3 и подпункта "в" пункта 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 31 декабря 2017 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 496-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ
Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 108-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 474-ФЗ
Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ
Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 249-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 26-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением дополнения частью 8.1 статьи 3 , вступающего в силу с 1 января 2017 г. и частью 21 статьи 4, вступающего в силу с 1 января 2016 г., и статьей 4.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 115-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 324-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Федеральный закон 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" определяет порядок закупок товаров, работ и услуг госкомпаниями на десятки триллионов рублей в год.
Обзор 223-ФЗ
223-ФЗ о закупках был подписан 18 июля 2011 года и вступил в законную силу 1 января 2012 года. 223-ФЗ состоит всего из 20 статей и занимает несколько десятков страниц.
На каждую страницу 223 закона приходится около 1 триллиона рублей закупок в год. Объем госзакупок по 223-ФЗ в 2017 году составил 37,4 трлн. руб., а на конец 2018 года — 16 трлн. Представляем 223 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями 2018 года, действующий и в 2019 году.
Потребность в регулировании закупок госкомпаний назревала давно. К этому моменту 94-ФЗ (предшественник 44-ФЗ), успел доказать свою эффективность, а после перехода на электронные торги, это стало вопросом времени.
ФЗ 223 о закупках устанавливает лишь общие рамки для заказчиков и участников и вызывает больше вопросов, чем дает ответов.
223 федеральным законом заказчикам представлена свобода в определении правил проведения закупок (тендеров), которые фиксируются в Положении о закупках. На май 2019 года зарегистрировано более 100 тыс. заказчиков по 223-ФЗ и 81 тыс. положений о закупках.
223 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями
Прошло 9 лет, как был принят 223-ФЗ о закупках. Последняя редакция 2018 года (от 28.11.2018) уже 26-я по счету, вступила в законную силу 9 декабря 2018 года. Эта редакция 223-ФЗ действует в 2019 году, пока не будут приняты новые поправки в 223 федеральный закон.
Несмотря на изменения, 223 закон часто критикуют, многие участники госзакупок им недовольны.
Читайте о планируемых изменениях в 223-ФЗ в наших новостях.
223-ФЗ о закупках
223-ФЗ о закупках принят для того, чтобы установить правила закупок для государственных компаний. Особенность работы компаний с долей государства в том, что они не работают полностью на бюджетных средствах, как государственные учреждения выполняющие социальные функции.
Госкомпании — это коммерческие организации, имеющие выручку от продажи своих товаров, работ и услуг, формирующую доходную часть. Также у них есть расходная часть, которая идет на заработную плату, аренду, закупки товаров, работ и услуг. Вот эти закупки и проводятся по определенным правилам, установленным ФЗ о закупках 223.
223-ФЗ определяет основные цели регулирования:
- Удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах и услугах
- Эффективное использование денежных средств
- Расширение возможностей для участия для юридических и физических лиц в закупках и его стимулирование
- Развитие добросовестной конкуренции
- Обеспечение гласности и прозрачности закупок
- Предотвращение коррупции и других злоупотреблений
На практике этих целей достигнуть пока не удается. Конкуренция ограничивается большим количеством закупок у единственного поставщика, называемая «прочие способы закупки», экономии пока не наблюдается.
Счетная палата уже неоднократно обращала внимание на такие нарушения, как необоснованное ценообразование и авансирование, вывод закупок из-под действия 223-ФЗ, бесконтрольное привлечение соисполнителей. Это противоречит самой сути закупок по 223-ФЗ и приводит к закручиванию гаек.
Закупки по 223-ФЗ в 2018 году претерпели изменения.
С 1 января 2017 года закупки унитарных предприятий переведены с 223-ФЗ на 44-ФЗ, что позволит добиться большей эффективности и экономии.
Расскажем о 223-ФЗ, что это, основные моменты 223-ФЗ для чайников и специалистов.
Преимущества 223-ФЗ
- Не требуется обоснование закупок
- Планирование закупок на 1 год
- Не требуется обоснование начальной (максимальной) цены закупки
- Указание товарных знаков в документации без обязательного эквивалента
- Удобство малых закупок до 100 тыс. руб.
- Требования к участникам, форма закупки, критерии оценки определяются заказчиком в положении о закупках
При умелом использовании преимуществ закона, заказчик по 223-ФЗ может быстро провести закупку у эффективного поставщика с учетом последних требований к опыту, квалификации, техническому предложению и т.п.
Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ
- Государственные корпорации, такие как
- Агенство страхования вкладов (АСВ)
- Внешэкономбанк (ВЭБ)
- Роснано
- Росатом
- Ростех
- Роскосмос
- Государственные компании, такие как
- Роснефть
- Транснефть
- Сбербанк
- ВТБ
- РусГидро
- Холдинг МРСК
- Алроса
- Аэрофлот
- Субъекты естественных монополий
- Газпром
- РЖД
- Почта России
- Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах
- Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение
- Водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод,
- Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП) до 1 января 2017 года
- Автономные учреждения, а также хозяйственные общества с долей государства более 50%
- Дочерние хозяйственные общества с долей юридических лиц (п. 1-6) более 50% («дочки» госкомпаний)
- Дочерние хозяйственные общества с совокупной долей дочерних юридических лиц п. 7 более 50% («внучки» госкомпаний)
- Бюджетные учреждения, как исключение из 44-ФЗ, в случае получения ими грантов, выполнения госконтрактов или собственных доходов
Кто может участвовать в закупках по 223-ФЗ
Участником закупки по 223-ФЗ может быть
- Любое юридическое лицо, независимо от:
- Организационно-правовой формы
- Формы собственности
- Места нахождения
- Места происхождения капитала
- Любое физическое лицо
- Индивидуальный предприниматель
- Несколько юридических, физических лиц или ИП, выступающих на стороне одного участника
Участники закупок по 223-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в положении о закупке и закупочной документации.
Заказчик вправе установить требования об отсутствии участника закупки по 223-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ.
На практике в госзакупках по 223-ФЗ участвуют в основном юридические лица и очень редко физические лица. Для иностранных компаний возможности участия также ограничены сразу по нескольким направлениям. Чаще всего они подают заявки от российских юридических лиц.
Положение о закупках по 223-ФЗ
Поскольку 223-ФЗ о закупках детально не регламентирует закупочную деятельность заказчиков, то они обязаны определить такой порядок самостоятельно.
Положение о закупках 223-ФЗ должно содержать:
- Требования к закупке
- Порядок подготовки и проведения закупок
- Способы закупки, условия их применения,
- Порядок заключения и исполнения договоров
- Иные положения по обеспечению закупок
Заказчик обязан разместить положение о закупках в течение 15 дней с момента утверждения. Скачать образец положения о закупках.
Положение о закупках заказчика является самым главным документом для поставщика по 223-ФЗ. Да, заказчиков десятки тысяч, но если некоторые из них вам интересны — рекомендуем внимательно изучить их положения, в какой форме они проводят закупки, за какие сроки объявляют, какие требования устанавливают.
Официальный сайт госзакупок по 223-ФЗ
Закупки по 223-ФЗ в обязательном порядке публикуются на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru). Извещения и вся документация по закупкам доступны бесплатно, без регистрации и в полном объеме.
Открытый конкурс по 223-ФЗ
Извещение о проведении открытого конкурса по 223-ФЗ должно быть размещено за 20 дней до окончания подачи заявок. Такой срок представляется вполне достаточным для подготовке заявки. Однако, ниже мы отметим, что часто конкурсы переводят в иные виды закупок, у которых могут быть крайне короткие сроки для подачи заявок.
Эффективно работать с закупками по 223-ФЗ позволяет система Тендерплан.
Выигравшим открытый конкурс по 223-ФЗ признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора, в соответствии с критериями оценки.
Электронный аукцион по 223-ФЗ
Извещение о проведении электронного аукциона по 223-ФЗ также размещается на портале закупок.
Выигравшим аукцион признается участник, который предложил самую низкую цену договора или самую высокую цену за право заключить договор, в случае, если цена в ходе аукциона была снижена до нуля и пошла вверх по отрицательной шкале.
Аукционы в электронной форме по 223-ФЗ проводятся на десятках электронных торговых площадок. Для участия в них нужно получить ЭЦП для торгов и пройти аккредитацию. В первую очередь необходима аккредитация на Сбербанк-АСТ.
Что такое иные способы закупки по 223-ФЗ
Выше мы отмечали, что 223-ФЗ предоставляет заказчикам много свободы. И они могут злоупотребить этим сверх меры. Заказчики могут устанавливать в своих положениях иные способы закупки, кроме конкурса и аукциона и определять их порядок.
Изобретены тысячи различных способов закупок, точное количество которых не может подсчитать даже Антимонопольная служба (по оценкам ФАС свыше 3500).
Некоторые из видов закупок, напрямую не предусмотренных в 223-ФЗ:
- Запрос цен
- Запрос предложений
- Запрос котировок
- Конкурентные переговоры
- Двух и трехэтапные конкурсы с предварительной квалификацией или без нее, переторжкой и т.д.
Такое изобилие видов закупок представляет собой питательную среду для злоупотреблений.
Приоритет российских товаров по 223-ФЗ
Планы закупок по 223-ФЗ
Заказчики обязаны разместить планы закупок на текущий год в единой информационной системе. Запрещается осуществлять закупки, не включенные в планы-графики. Вы можете ознакомиться с планами закупок по 223-ФЗ по ссылке.
Помощь по 223-ФЗ
Если вы испытываете затруднения с применением 223-ФЗ или пока не владеете положениями данного закона, вы можете обратиться к нашим специалистам. Мы с радостью обучим 223-ФЗ, предложим сопровождение или помощь по 223-ФЗ.