Фз о государственных закупках 223

Последние изменения

Изменения, которые внесли в текст 223-ФЗ о закупках в последней редакции 2019 года, связаны с изменением срока планирования. Федеральный закон № 263-ФЗ от 02.08.2019 изменил ч. 3.1 ст. 4 223-ФЗ и ввел правило, что план закупок утверждается на 3 года. Эти поправки вступают в силу с 01.11.2019.

27.07.2019 изменили правила предоставления приоритета радиоэлектронной продукции отечественного производства в торгах по 223-ФЗ по Постановлению Правительства № 925 от 01.09.2016. Подробнее об этом — Новые правила в закупках радиоэлектронной продукции.

С 31.07.2019 последняя редакция ФЗ 223 о госзакупках 2019 содержит положения о том, что деньги, которые подарили или пожертвовали, или достались заказчику по завещанию, расходуются по закону о закупках. Главное, чтобы изменили положение. Поправить его разрешили до 01.10.2019.

Собрали в таблицу изменения, которые только планируют внести в 223-ФЗ. Они вступят в силу в 2020 году.

Плановая дата изменений Суть изменений
01.01.2020 Установили ответственность за задержку оплаты
01.01.2020 Изменили объем закупок у субъектов МСП
01.01.2020 Установили срок оплаты по договорам
01.01.2020 Изменили срок оплаты в закупках для МСП
01.04.2020 Самозанятых допустят до закупок

Для чего нужен закон о закупках

Закон 223-ФЗ о проведении торгов отдельными видами юридических лиц вступил в силу 01.01.2012. Он закрепляет основные положения проведения закупочных процедур определенной категорией организаций. Цели, для которых он принят:

  • развитие конкуренции на товарном рынке;
  • рациональное использование денежных средств;
  • обеспечение открытости и прозрачности торгов;
  • недопущение коррупции и иных злоупотреблений.

Изучаем основы

Федеральный закон № 223 ФЗ с изменениями 2019 и комментариями для чайников закрепляет принципы, среди которых:

  1. Информационная доступность торгов. Этот принцип общеправовой и обеспечивается путем размещения сведений в интернете. На официальном сайте по 223 ФЗ Закупки гов ру публикуется информация о проводимых тендерах. Среди площадок, на которых проводят торги, выделим «Фабрикант» и B2B-center, а из специализированных — торговая площадка по 223 ФЗ Сбербанк УТП и торговая площадка РЖД.
  2. Равноправие, справедливость и отсутствие ограничения конкуренции в отношении участников тендера. Организатор процедуры обеспечивает равные права и возможности участников, исключает избирательный подход при отборе победителя.
  3. Эффективное расходование денежных средств и уменьшение издержек заказчика. Означает, что заказчики стремятся рационально расходовать денежные средства. Но речь идет не о снижении цен, а о снижении общих издержек.
  4. Отсутствие ограничений для участников. Запрещено устанавливать неизмеряемые требования. Избегайте условий (финансовые ресурсы участников, производственные мощности), которые трактуются двусмысленно или не применяются к участникам в полной мере.

Кто относится к заказчикам

По закону 223 ФЗ, к заказчикам относятся (статья 3.1):

  • государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля России превышает 50%;
  • другие юрлица (субъекты естественных монополий, их дочерние хозяйственные общества и иные юрлица) в случае реализации инвестиционных проектов общей стоимостью не менее 10 млрд рублей, которые поддерживает государство;
  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (при соблюдении условий, перечисленных в статье 1);
  • федеральные государственные унитарные предприятия (их перечень утверждается Правительством).

Особенности проведения торгов

Первая особенность заказов по действующей редакции 223 ФЗ — Положение о закупках. Этот документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и утверждается на основе типового положения. Оно публикуется на сайте ЕИС. Положение включает порядок подготовки и проведения процедур (включая способы заказов) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров и другие важные правила, например, связанные с обеспечением. Утверждается разными органами в зависимости от вида юридического лица. Для государственной корпорации или компании — высшим органом управления, а для ГУПа, МУПа — их руководителями.

Вторая особенность — полная информационная открытость торгов. Закон обязывает публиковать сведения в ЕИС (план закупок, извещение, документация и вносимые изменения). Разрешено публиковать информацию о торгах на сайте заказчика.

ФЗ № 223 разрешает проводить процедуры в электронном виде. Если они проходят среди субъектов малого предпринимательства, заказчик обязан провести их в электронном виде. Заказчик прописывает в положении, как проводится аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений в обязательном порядке. Остальные процедуры определяет сам.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

С изменениями и дополнениями от:

6 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 июня, 2 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 7 июня, 29, 31 декабря 2017 г., 29 июня, 3 августа, 30 октября, 28 ноября 2018 г., 1 мая, 2 августа 2019 г.

Читайте также  Подстатья 223 коммунальные услуги

Принят Государственной Думой 8 июля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

ГАРАНТ:

См. Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации настоящего Федерального закона

См. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением настоящего Федерального закона, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.

См. Обзоры изменений законодательства для специалистов по госзакупкам

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
18 июля 2011 г.
N 223-ФЗ

Принят Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц.

Речь идет о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Он также распространяется на унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50%, на "дочек" и "внучек" перечисленных юрлиц.

Установлены основные требования к проведению закупок. Это, в частности, информационная открытость; отсутствие дискриминации участников и необоснованных ограничений конкуренции; целевое и экономически эффективное расходование средств на приобретение товаров, работ, услуг. Преимущественными способами закупок являются открытые торги в форме конкурса или аукциона. Установлено требование о повышении доли закупок инновационной продукции.

На заказчиков возлагается обязанность разработать положение о закупках и разместить его на официальном сайте по госзакупкам. В положении можно указывать иные (кроме конкурса или аукциона) способы закупки. В этом случае разъясняется порядок проведения закупки таким методом.

Правительство России определяет перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Предусмотрено ведение реестров заключенных договоров и недобросовестных поставщиков.

Определены случаи, когда участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 22 июля 2011 г. N 159, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 30 (часть I) ст. 4571

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г., за исключением пунктов 2, 3 и подпункта "в" пункта 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 496-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 474-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Читайте также  Соблюдение графика отпусков тк рф

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением дополнения частью 8.1 статьи 3 , вступающего в силу с 1 января 2017 г. и частью 21 статьи 4, вступающего в силу с 1 января 2016 г., и статьей 4.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 324-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" определяет порядок закупок товаров, работ и услуг госкомпаниями на десятки триллионов рублей в год.

Обзор 223-ФЗ

223-ФЗ о закупках был подписан 18 июля 2011 года и вступил в законную силу 1 января 2012 года. 223-ФЗ состоит всего из 20 статей и занимает несколько десятков страниц.

На каждую страницу 223 закона приходится около 1 триллиона рублей закупок в год. Объем госзакупок по 223-ФЗ в 2017 году составил 37,4 трлн. руб., а на конец 2018 года — 16 трлн. Представляем 223 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями 2018 года, действующий и в 2019 году.

Потребность в регулировании закупок госкомпаний назревала давно. К этому моменту 94-ФЗ (предшественник 44-ФЗ), успел доказать свою эффективность, а после перехода на электронные торги, это стало вопросом времени.

ФЗ 223 о закупках устанавливает лишь общие рамки для заказчиков и участников и вызывает больше вопросов, чем дает ответов.

223 федеральным законом заказчикам представлена свобода в определении правил проведения закупок (тендеров), которые фиксируются в Положении о закупках. На май 2019 года зарегистрировано более 100 тыс. заказчиков по 223-ФЗ и 81 тыс. положений о закупках.

223 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями

Прошло 9 лет, как был принят 223-ФЗ о закупках. Последняя редакция 2018 года (от 28.11.2018) уже 26-я по счету, вступила в законную силу 9 декабря 2018 года. Эта редакция 223-ФЗ действует в 2019 году, пока не будут приняты новые поправки в 223 федеральный закон.

Несмотря на изменения, 223 закон часто критикуют, многие участники госзакупок им недовольны.

Читайте о планируемых изменениях в 223-ФЗ в наших новостях.

223-ФЗ о закупках

223-ФЗ о закупках принят для того, чтобы установить правила закупок для государственных компаний. Особенность работы компаний с долей государства в том, что они не работают полностью на бюджетных средствах, как государственные учреждения выполняющие социальные функции.

Госкомпании — это коммерческие организации, имеющие выручку от продажи своих товаров, работ и услуг, формирующую доходную часть. Также у них есть расходная часть, которая идет на заработную плату, аренду, закупки товаров, работ и услуг. Вот эти закупки и проводятся по определенным правилам, установленным ФЗ о закупках 223.

223-ФЗ определяет основные цели регулирования:

  1. Удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах и услугах
  2. Эффективное использование денежных средств
  3. Расширение возможностей для участия для юридических и физических лиц в закупках и его стимулирование
  4. Развитие добросовестной конкуренции
  5. Обеспечение гласности и прозрачности закупок
  6. Предотвращение коррупции и других злоупотреблений

На практике этих целей достигнуть пока не удается. Конкуренция ограничивается большим количеством закупок у единственного поставщика, называемая «прочие способы закупки», экономии пока не наблюдается.

Счетная палата уже неоднократно обращала внимание на такие нарушения, как необоснованное ценообразование и авансирование, вывод закупок из-под действия 223-ФЗ, бесконтрольное привлечение соисполнителей. Это противоречит самой сути закупок по 223-ФЗ и приводит к закручиванию гаек.

Закупки по 223-ФЗ в 2018 году претерпели изменения.

С 1 января 2017 года закупки унитарных предприятий переведены с 223-ФЗ на 44-ФЗ, что позволит добиться большей эффективности и экономии.

Расскажем о 223-ФЗ, что это, основные моменты 223-ФЗ для чайников и специалистов.

Преимущества 223-ФЗ

  • Не требуется обоснование закупок
  • Планирование закупок на 1 год
  • Не требуется обоснование начальной (максимальной) цены закупки
  • Указание товарных знаков в документации без обязательного эквивалента
  • Удобство малых закупок до 100 тыс. руб.
  • Требования к участникам, форма закупки, критерии оценки определяются заказчиком в положении о закупках

При умелом использовании преимуществ закона, заказчик по 223-ФЗ может быстро провести закупку у эффективного поставщика с учетом последних требований к опыту, квалификации, техническому предложению и т.п.

Читайте также  Высказывания о праве великих людей

Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ

  1. Государственные корпорации, такие как
    • Агенство страхования вкладов (АСВ)
    • Внешэкономбанк (ВЭБ)
    • Роснано
    • Росатом
    • Ростех
    • Роскосмос
    • Государственные компании, такие как
      • Роснефть
      • Транснефть
      • Сбербанк
      • ВТБ
      • РусГидро
      • Холдинг МРСК
      • Алроса
      • Аэрофлот
      • Субъекты естественных монополий
        • Газпром
        • РЖД
        • Почта России
        • Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах
          • Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение
          • Водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод,
          • Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов
          • Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП) до 1 января 2017 года
          • Автономные учреждения, а также хозяйственные общества с долей государства более 50%
          • Дочерние хозяйственные общества с долей юридических лиц (п. 1-6) более 50% («дочки» госкомпаний)
          • Дочерние хозяйственные общества с совокупной долей дочерних юридических лиц п. 7 более 50% («внучки» госкомпаний)
          • Бюджетные учреждения, как исключение из 44-ФЗ, в случае получения ими грантов, выполнения госконтрактов или собственных доходов

          Кто может участвовать в закупках по 223-ФЗ

          Участником закупки по 223-ФЗ может быть

          1. Любое юридическое лицо, независимо от:
            • Организационно-правовой формы
            • Формы собственности
            • Места нахождения
            • Места происхождения капитала
            • Любое физическое лицо
            • Индивидуальный предприниматель
            • Несколько юридических, физических лиц или ИП, выступающих на стороне одного участника

            Участники закупок по 223-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в положении о закупке и закупочной документации.

            Заказчик вправе установить требования об отсутствии участника закупки по 223-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ.

            На практике в госзакупках по 223-ФЗ участвуют в основном юридические лица и очень редко физические лица. Для иностранных компаний возможности участия также ограничены сразу по нескольким направлениям. Чаще всего они подают заявки от российских юридических лиц.

            Положение о закупках по 223-ФЗ

            Поскольку 223-ФЗ о закупках детально не регламентирует закупочную деятельность заказчиков, то они обязаны определить такой порядок самостоятельно.

            Положение о закупках 223-ФЗ должно содержать:

            1. Требования к закупке
            2. Порядок подготовки и проведения закупок
            3. Способы закупки, условия их применения,
            4. Порядок заключения и исполнения договоров
            5. Иные положения по обеспечению закупок

            Заказчик обязан разместить положение о закупках в течение 15 дней с момента утверждения. Скачать образец положения о закупках.

            Положение о закупках заказчика является самым главным документом для поставщика по 223-ФЗ. Да, заказчиков десятки тысяч, но если некоторые из них вам интересны — рекомендуем внимательно изучить их положения, в какой форме они проводят закупки, за какие сроки объявляют, какие требования устанавливают.

            Официальный сайт госзакупок по 223-ФЗ

            Закупки по 223-ФЗ в обязательном порядке публикуются на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru). Извещения и вся документация по закупкам доступны бесплатно, без регистрации и в полном объеме.

            Открытый конкурс по 223-ФЗ

            Извещение о проведении открытого конкурса по 223-ФЗ должно быть размещено за 20 дней до окончания подачи заявок. Такой срок представляется вполне достаточным для подготовке заявки. Однако, ниже мы отметим, что часто конкурсы переводят в иные виды закупок, у которых могут быть крайне короткие сроки для подачи заявок.

            Эффективно работать с закупками по 223-ФЗ позволяет система Тендерплан.

            Выигравшим открытый конкурс по 223-ФЗ признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора, в соответствии с критериями оценки.

            Электронный аукцион по 223-ФЗ

            Извещение о проведении электронного аукциона по 223-ФЗ также размещается на портале закупок.

            Выигравшим аукцион признается участник, который предложил самую низкую цену договора или самую высокую цену за право заключить договор, в случае, если цена в ходе аукциона была снижена до нуля и пошла вверх по отрицательной шкале.

            Аукционы в электронной форме по 223-ФЗ проводятся на десятках электронных торговых площадок. Для участия в них нужно получить ЭЦП для торгов и пройти аккредитацию. В первую очередь необходима аккредитация на Сбербанк-АСТ.

            Что такое иные способы закупки по 223-ФЗ

            Выше мы отмечали, что 223-ФЗ предоставляет заказчикам много свободы. И они могут злоупотребить этим сверх меры. Заказчики могут устанавливать в своих положениях иные способы закупки, кроме конкурса и аукциона и определять их порядок.

            Изобретены тысячи различных способов закупок, точное количество которых не может подсчитать даже Антимонопольная служба (по оценкам ФАС свыше 3500).

            Некоторые из видов закупок, напрямую не предусмотренных в 223-ФЗ:

            • Запрос цен
            • Запрос предложений
            • Запрос котировок
            • Конкурентные переговоры
            • Двух и трехэтапные конкурсы с предварительной квалификацией или без нее, переторжкой и т.д.

            Такое изобилие видов закупок представляет собой питательную среду для злоупотреблений.

            Приоритет российских товаров по 223-ФЗ

            Планы закупок по 223-ФЗ

            Заказчики обязаны разместить планы закупок на текущий год в единой информационной системе. Запрещается осуществлять закупки, не включенные в планы-графики. Вы можете ознакомиться с планами закупок по 223-ФЗ по ссылке.

            Помощь по 223-ФЗ

            Если вы испытываете затруднения с применением 223-ФЗ или пока не владеете положениями данного закона, вы можете обратиться к нашим специалистам. Мы с радостью обучим 223-ФЗ, предложим сопровождение или помощь по 223-ФЗ.

            Ссылка на основную публикацию
            Adblock detector