Что значит закон прямого действия

Придание Конституции статуса закона прямого действия означает, что она может непосредственным образом, без ссылки на другие законы и правовые акты применяться судебными органами в процессе рассмотрения ими дел.

Благодаря принципу прямого действия Конституции России в ряде случаев для истцов, возбуждающих судебное дело, ответчиков по делу, обвинителей и судей достаточно использовать только один свод положений в виде Конституции.

  • В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 670

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ПРЯМО́Е ДЕ́ЙСТВИЕ КОНСТИТУ́ЦИИ, не­по­сред­ст­вен­ное ис­поль­зо­ва­ние кон­сти­ту­ции субъ­ек­та­ми пра­во­от­но­ше­ний (че­ло­ве­ком и гра­ж­да­ни­ном, объ­е­ди­не­ния­ми гра­ж­дан, ор­га­на­ми и уч­ре­ж­де­ния­ми го­су­дар­ст­ва и др.), при­ме­не­ние норм кон­сти­ту­ции ор­га­на­ми пуб­лич­ной вла­сти, на ко­то­рые воз­ло­же­на эта обя­зан­ность. Кон­сти­ту­ция, бу­ду­чи ос­нов­ным за­ко­ном го­су­дар­ст­ва, долж­на ис­поль­зо­вать­ся, со­блю­дать­ся, ис­пол­нять­ся и при­ме­нять­ся не­за­ви­си­мо от то­го, из­да­ны или нет за­ко­ны, иные пра­во­вые ак­ты, раз­ви­ваю­щие её по­ло­же­ния и де­та­ли­зи­рую­щие по­ря­док их ис­поль­зо­ва­ния, со­блю­де­ния, ис­пол­не­ния и при­ме­не­ния. Кон­сти­ту­ция РФ (ч. 1 ст. 15) ус­та­нав­ли­ва­ет, что она «име­ет пря­мое дей­ст­вие и при­ме­ня­ет­ся на всей тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции». Кон­сти­ту­ция РФ не­по­сред­ст­вен­но при­ме­ня­ет­ся: ес­ли её по­ло­же­ния не тре­бу­ют до­пол­нит. рег­ла­мен­та­ции; ес­ли суд при­хо­дит к вы­во­ду, что за­кон про­ти­во­ре­чит ей; ес­ли акт, при­ня­тый субъ­ек­том Фе­де­ра­ции по пред­ме­там со­вме­ст­но­го ве­де­ния Рос. Фе­де­ра­ции и её субъ­ек­тов, про­ти­во­ре­чит Кон­сти­ту­ции РФ, а фе­де­раль­ный за­кон по это­му во­про­су от­сут­ст­ву­ет. По мне­нию Кон­сти­ту­ци­он­но­го су­да РФ, суд мо­жет ре­шать де­ло, не­по­сред­ст­вен­но при­ме­няя Кон­сти­ту­цию, ес­ли не воз­ни­ка­ет во­про­са о со­от­вет­ст­вии Кон­сти­ту­ции РФ той или иной пра­во­вой нор­мы или при от­сут­ст­вии нор­мы. Ес­ли во­прос о со­от­вет­ст­вии воз­ни­ка­ет, су­ды долж­ны об­ра­щать­ся в Кон­сти­ту­ци­он­ный суд РФ, по­сколь­ку уст­ра­не­ние не­кон­сти­ту­ци­он­но­сти за­ко­на (его пра­во­вой нор­мы) не мо­жет быть дос­тиг­ну­то пу­тём разъ­яс­не­ния.

    Статья 1. Пределы действия настоящего Федерального закона

    1. Настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

    2. Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

    3. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

    4. Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума Российской Федерации, регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» и настоящим Федеральным законом.

    5. Основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, установленные настоящим Федеральным законом, а также дополнительные гарантии, устанавливаемые иным законом, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в соответствующие законы.

    6. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.

    1. В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Таким образом, право на участие в выборах и референдумах является конституционным правом граждан Российской Федерации. Его можно рассматривать как одно (единое) право, однако можно подразделить и на два вида: право на участие в выборах (избирательное право) и право на участие в референдумах.

    Общественные отношения, связанные с выборами и референдумами, в принципе могут рассматриваться как самостоятельные виды общественных отношений, поскольку у них различные политико-правовые цели. При выборах происходит избрание депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, а также выборных должностных лиц. Иначе говоря, народ направляет в указанные органы своих выборных полномочных представителей, которым поручает осуществление определенных властных функций. На референдуме участники референдума голосуют по вопросам и (или) проектам тех или иных решений (актов), которые в результате получают обязательную силу решений и (или) документов государства либо местного самоуправления. Включение в комментируемый Федеральный закон в качестве единого предмета регулирования двух групп общественных отношений, связанных с выборами и референдумами, обусловлено следующими предпосылками: во-первых, в обоих случаях власть не просто исходит от народа, но и осуществляется им непосредственно; во-вторых, используется одинаковый механизм – и при выборах, и при референдумах проводится голосование, причем его правила почти по всем основным электорально-технологическим аспектам организации голосования совпадают.

    Читайте также  Алабай в квартире отзывы владельцев

    Третьей группой общественных отношений, родственной вышеназванным двум, являются отношения в связи с отзывом депутатов и выборных должностных лиц, предусмотренным законодательством для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При отзыве также налицо непосредственное осуществление публичной власти населением (избирателями) и голосование. Отличие же заключается в цели действий: при референдуме принимается документ (акт), в результате выборов лицо получает полномочия, а цель отзыва – утрата либо сохранение полномочий депутата, выборного должностного лица. Общественные отношения, возникающие в связи с отзывом, не являются предметом комментируемого Федерального закона. На практике комментируемый Федеральный закон, конечно же, учитывается с точки зрения обеспечения гарантий полноценного участия граждан в голосовании по отзыву.

    Предметом регулирования комментируемого Федерального закона являются основные гарантии реализации конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, права на участие в референдуме, принципов участия в выборах и референдуме на основе всеобщего равного и прямого избирательного права (волеизъявления) при тайном голосовании, и установления основных требований к правилам и процедурам организации и проведения выборов и референдумов, обеспечивающих наиболее полную реализацию этих принципов. В отличие от предмета регулирования комментируемого Федерального закона, предметом регулирования конкретных законов о выборах, о референдуме являются порядок проведения выборов и референдума, а также возможное установление в них дополнительных гарантий реализации избирательных прав и права на участие в выборах граждан Российской Федерации, место жительства которых находится на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

    Комментируемый Федеральный закон закрепляет гарантии реализации гражданами Российской Федерации их права на участие в любых, т.е. во всех выборах и референдумах. В комментируемой статье не перечисляются допускаемые виды выборов и референдумов, а обозначается лишь общее условие – они проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Однако далее – в статье 2 (подпункты 9, 47–49, 54–56) раскрывается, какие виды выборов и референдумов в Российской Федерации регулируются комментируемым Федеральным законом.

    2–6. Комментируемый Федеральный закон гласит, что он имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В отношении прямого действия это означает следующее: комментируемый Федеральный закон нельзя рассматривать только как рамочный законодательный акт, иначе говоря, как Федеральный закон, устанавливающий лишь исходные начала для общественных отношений, связанных с проведением выборов и референдумов. Безусловно, комментируемый Федеральный закон играет роль рамочного Федерального закона 1 . Его нормы во многом предопределяют содержание других нормативных актов, посвященных выборам и референдумам, развиваются в них. Однако отсюда никак не следует, что нормы комментируемого Федерального закона начинают действовать только тогда, когда они находят отражение в последующих законах и иных нормативных актах о выборах и референдумах. Наоборот, его положения (предписания) непосредственно применяются для упорядочения общественных отношений, связанных с проведением выборов и референдумов. Это обстоятельство является одним из определяющих для объема регулирования в комментируемом Федеральном законе: зачастую оно весьма подробное, чтобы исключить появление нежелательных вариантов соответствующих процедур и действий. Воспроизведение положений комментируемого Федерального закона в конкретных законах по уровням выборов и референдумов не меняет ситуации 2 . Конечно, решения по различным вопросам проведения выборов и референдумов будут приниматься на основе норм таких конкретных законов. И тем не менее комментируемый Федеральный закон остается актом прямого действия как документ, гарантирующий конституционные права граждан Российской Федерации. Прямое его действие означает также приоритет норм комментируемого Федерального закона в случае противоречия им норм иных законов (пункт 6 комментируемой статьи).

    Читайте также  Стороны по административному делу

    Положение о том, что комментируемый Федеральный закон применяется на всей территории Российской Федерации, означает: его надо учитывать при регулировании и непосредственном проведении любых видов выборов и референдумов независимо от их уровня (с некоторыми особенностями для референдума Российской Федерации).

    ___________
    1 В этом плане комментируемый Федеральный закон выполняет своего рода функцию основ федеральной политики в области законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах или, другими словами, основ законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
    2 В частности, в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2005 года по делу № 47-Г05-12 отмечается, что при законодательном регулировании соответствующих вопросов организации избирательного процесса законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам, находящимся в сфере ведения Российской Федерации, не установил норм, отличных от положений федеральных законов, а лишь воспроизвел (продублировал) ряд аналогичных положений, содержащихся в федеральных законах, приняв целостный нормативный акт, что не может быть расценено как вторжение в сферу ведения Российской Федерации, при этом воспроизведение аналогичных положений, содержащихся в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не свидетельствует о самостоятельном нормотворчестве субъекта Российской Федерации.

    Сфера регулирования комментируемого Федерального закона (выборы и референдумы всех уровней) обусловливает и связанность, и свободу каждого уровня власти в нормативном регулировании проведения соответствующих выборов и референдумов. Связанность выражается в том, что, поскольку право на участие в выборах и референдумах отнесено к числу конституционных прав граждан Российской Федерации, необходимо обеспечить его реализацию на всех уровнях осуществления власти (Российская Федерация, ее субъекты, местное самоуправление). Кроме того, связанность заключается и в том, что основой избирательного права и права на участие в референдуме являются, прежде всего, акты высшего правового предназначения – Конституция Российской Федерации, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований. Свобода же правового регулирования состоит в том, что на каждом уровне должны найти такие вопросы выборов и референдумов, особенности их организации и проведения, которые характерны именно для этого уровня. Так, в статье 96 Конституции Российской Федерации сказано, что Государственная Дума избирается сроком на четыре года и порядок выборов депутатов устанавливается федеральным законом; согласно статье 84 выборы назначаются Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. На основе этих положений комментируемый Федеральный закон и Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы определяют подробные условия, механизмы и гарантии реализации прав граждан Российской Федерации на избрание депутатов Государственной Думы. Таким образом, комментируемый Федеральный закон не исключает, а наоборот, предполагает систему нормативного регулирования общественных отношений, связанных с проведением выборов и референдумов, причем именно систему, т.е. совокупность взаимоувязанных и действующих согласованно законодательных актов.

    Отсюда вытекают и правила, касающиеся соотношения комментируемого Федерального закона с иными нормативными правовыми актами по вопросам выборов и референдумов. Прежде всего, он является главным (после Конституции Российской Федерации) нормативным правовым актом по вопросам выборов и в значительной степени – по вопросам референдумов в Российской Федерации (за исключением референдума Российской Федерации в связи с наличием Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» 1 ). Обусловлено это в первую очередь спецификой предмета комментируемого Федерального закона. Следует напомнить, что согласно статье 71 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации отнесены регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина. Именно комментируемый Федеральный закон посвящен ключевой проблеме – основным гарантиям избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Это и предопределяет отношение к нему иных нормативных правовых актов. Допускается, что могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные комментируемым Федеральным законом. Иначе говоря, все названные акты могут развивать нормы данного акта, расширять их, называть какие-то новые средства обеспечения и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме и т.п. Однако любое правило, включенное в эти акты, должно отвечать условию – оно дополняет норму комментируемого Федерального закона, а не заменяет ее, не сводит на нет, не затрудняет применение.

    Читайте также  Как снять машину с учета после дтп

    __________
    1 СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.

    В вышеуказанном требовании к актам, которые могут содержать дополнительные гарантии, упомянуты и федеральные конституционные законы. Логика федерального законодателя в данном случае такова: поскольку комментируемый Федеральный закон рассматривается как главный документ в части основных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме, включение каких-то основных гарантий – вместо него – в иные акты, в том числе и федеральные конституционные законы, приведет, вольно или невольно, к рассогласованности регулирования и обеспечения указанных прав гражданина. Поэтому и предполагается включение в иные акты, в том числе и федеральные конституционные законы, норм, дополняющих гарантии, включенные в главный источник. Важно еще одно требование: как основные гарантии, установленные комментируемым Федеральным законом, так и дополнительные гарантии, устанавливаемые иным законом, могут быть изменены лишь путем внесения изменения и дополнений в соответствующие законы. При этом нельзя исключать ситуации, когда будет признано целесообразным гарантию сделать основной, и тогда уже она подлежит включению в комментируемый Федеральный закон. И еще одно важное условие: в любом случае как основные, так и дополнительные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме – предмет регулирования соответствующего закона, а не какого-либо подзаконного нормативного акта.

    Вопросы проведения выборов и референдумов могут отражаться во многих нормативных актах. Поэтому комментируемый Федеральный закон содержит еще одно ключевое правило: федеральные законы, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, иные нормативные акты о выборах и референдумах не должны ему противоречить. Если все же акт противоречит комментируемому Федеральному закону, непосредственно действуют положения комментируемого Федерального закона. Это требование может иметь разные аспекты применения. Прежде всего, речь может идти о явном, очевидном противоречии. Например, комментируемый Федеральный закон допускает, что конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением определенного возраста; устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и в органы местного самоуправления; установление максимального возраста кандидата не допускается (пункт 8 статьи 4). Если субъекты Российской Федерации все-таки повысят минимальный возраст либо установят верхнюю планку возраста, естественно, применяется норма комментируемого Федерального закона. Однако могут быть и неявные, скрытые противоречия, может быть и неопределенность ситуации. Во всех таких случаях отдается приоритет нормам комментируемого Федерального закона. Наконец, указанное положение означает, что уполномоченные органы и лица могут в соответствующем суде возбуждать вопрос о признании нормативного правового акта в целом или его отдельных положений не имеющими юридической силы и недействующими по мотивам их несоответствия комментируемому Федеральному закону.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector