Что учитель не имеет права делать

Как объяснить детям, что учитель не всегда прав.

Читайте также :

Наверняка помните случаи из детства, когда кто-то не смог выполнить задание, и учитель авансом определял в дворники. Или одноклассник баловался на уроке и получал подзатыльник от физрука. Или учитель, срываясь на крик, объяснял что-то троечнику: «Сколько? Сколько раз тебе повторять?!». И тогда казалось, что это нормально — это ведь учитель, ему можно.

Ребенок, придя первый раз в школу, по умолчанию воспринимает учителя как фигуру с абсолютным авторитетом, всемогущую. И в случае, когда учитель переходит границы этики или даже закона, дети думают, что они сами заслужили такого обращения, что они сами виноваты. Именно поэтому родители узнают о таких ситуациях или случайно, или когда всё зашло слишком далеко.

Важно, чтобы ребёнок хотя бы в общих чертах понимал, что учителя тоже люди, а все люди иногда, по разным причинам, могут вести себя неправильно. И об этом обязательно нужно узнать родителям, чтобы взрослые могли обсудить, почему возникла такая ситуация, и договориться о том, как сделать работу в классе комфортнее для всех.

Вряд ли стоит советовать детям спорить с учителем — важно, чтобы они были в состоянии отличить такое поведение от нормального и рассказали об этом дома.

Читайте также :

1. Обижает детей, называет их плохими словами, кричит

«Вася, у тебя ума не хватает решить задачу, которую в детском садике решают», «Кто из тебя вырастет!», «Вы худший класс за всю мою работу в школе», и всё остальное.

2. Хлопает, шлёпает или толкает учеников

Нет ничего плохого в аккуратном прикосновение к спине, чтобы поправить осанку, а вот затрещина от физрука, грубое подталкивание к доске — уже не по правилам.

3. Заставляет делать что-то в качестве наказания

Учитель не имеет права наказывать детей, никак и ни при каких обстоятельствах. Ни ставить в угол, ни выгонять из класса, ни заставлять стоять весь урок за плохое поведение.

4. Не отпускает в туалет

Неважно, нужно человеку в туалет, умыться или попить воды. Терпеть до перемены — это вредно и унизительно. Да и вообще, «отпрашиваться» в туалет — довольно странный национальный ритуал. Особенно когда ведёшь бизнес-тренинг для взрослых, и кто-то из участников поднимает руку со словами: «Можно выйти?».

5. Не пресекает конфликты и травлю

Речь и о физической агрессии, когда один ученик лупит другого учебником по голове, и о моббинге, когда кого-то из детей целенаправленно обижают, а учитель ничего по этому поводу не предпринимает.

6. Отбирает личные вещи

Читайте также  Номер статьи по соглашению сторон

«Дай сюда телефон / игрушку / наушники, получишь после урока / отдам маме». Люди не могут брать чужие вещи против воли владельца, и учитель — не исключение.

7. Решает проблему нехватки материалов за счёт детей

«Так, у вас же два учебника на парте? Дайте один этим обалдуям». Спросить, хочет ли кто-то поделиться, можно, а вот ставить перед фактом — нет.

8. Обсуждает и оценивает внешний вид

«Вырядилась, как не знаю кто». Или: «Отрастил волосы, подстричься пора!» Понятно, что у учителя есть свои представления о красоте, но делиться ими с детьми в такой форме точно не следует.

9. Касается уровня достатка семьи

«Маша, я, конечно, понимаю, что твой папа зарабатывает много, но давай ты не будешь ломать стул». «Петя, все уже сдали деньги на экскурсию. Ну, 250 рублей — не такая уж сумасшедшая сумма!»

10. Устанавливает разные правила для мальчиков и девочек

«Ты же девочка, должна писать аккуратно». «Ты же мальчик, чего плачешь?» Требования к аккуратности письма или степени эмоциональности от пола зависеть не должны. Разве что нормативы по физкультуре могут отличаться.

11. Привлекает к выполнению хозяйственных работ

Ребёнок не обязан мыть доску, переносить вещи, участвовать в генеральной уборке и выполнять другую работу, если ему не хочется этого делать.

Некоторые пункты из этого списка могут вызывать вопросы. Например, почему бы не привлекать детей к тому, чтобы поддерживать порядок в классе? Или почему бы не забирать мобильные телефоны у детей, которые используют их на уроке?

Всё просто: это возможно, только если учитель согласует такие правила с родителями.

Чего не имеет права делать учитель.

По интернету гуляет утверждение:

Учитель не имеет права:

— Применять к учащемуся меры физического и психического насилия. (1)
— Опаздывать на урок. (2)
— Выгонять ученика с урока. (3)
— Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося. (4)
— Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы. (5)

Мы посмотрели источники:

Источники:
(1) Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6,

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57

Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.)

(2) Трудовой кодекс РФ, ст. 21

  • добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
  • соблюдать трудовую дисциплину;
  • выполнять установленные нормы труда;
  • соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
  • бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
  • незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
Читайте также  Какие налоги на автомобиль в россии

(3) Конституция РФ, ст. 43

В ч.1 ст.43 признается право каждого человека на образование в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (ст.26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст.13). Право на образование — это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

(4) Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65

ст. 65. Учителя должны быть свободны в использовании методов, которые им представляются наиболее целесообразными для оценки успеваемости учащихся, но при этом должна быть исключена несправедливость по отношению к отдельным учащимся.

(5) Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19

Статья 31

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха).

Главное- уважать друг друга. И учитель. и ученик имеют свои права и обязанности.

Уважаемые родители!

Если у ребёнка конфликт с учителем, не позволяйте себе стать участником конфликта. Постарайтесь объективно разобраться в ситуации, не унижая достоинство учителя или ребёнкa.

Дисциплина на уроках в вопросах и ответах

Что имеет право делать учитель в отношении учеников?

Обязан обеспечить выполнение учебных программ, достижение обучающимися уровня образования (государственный образовательный стандарт)

Обязан поддерживать дисциплину в школе на основе уважения человеческого достоинства обучающихся.

Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

Обязан отвечать за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса.

Учитель не имеет права отменять, удлинять, сокращать продолжительность уроков.

Учитель в самом начале урока (орг. момент) требует полной готовности учеников к уроку, наличия учебных принадлежностей, внимания.

Не имеет право удалять учащихся с уроков, не может не допускать опоздавших до занятий.

Читайте также  Ип на патенте сроки уплаты налогов

А если ученик провоцирует учителя своим поведением?

Если ученик не желает учиться и всем своим видом демонстрирует подобное, более того, остальным мешает, так почему бы его и не выгнать из класса? И что значит, имеет на это право учитель или не имеет? Любые методы допустимы, кроме, конечно, рукоприкладства и унижения – на это у учителя нет прав, это точно. А вот, простите, встречный вопрос: зачем ученик приходит в школу? НАУЧИТЬ нельзя, можно НАУЧИТЬСЯ. Если проанализируете, то поймете разницу.

Каковы обязанности ученика на уроке?

Учащиеся обязаны быть в кабинете не позднее чем за 5 минут до начала занятий. Опоздание на урок является нарушением требований.

Ученики должны являться на урок опрятно одетыми, в чистой сменной обуви, соблюдать деловой стиль одежды. Не допускается наличие верхней одежды в классе, за исключением низкой температуры.

При входе в кабинет учащиеся должны здороваться с учителем и товарищами.

После звонка ученики должны немедленно занять свои места за учебными столами и приготовить все необходимое к уроку.

При входе учителя учащиеся встают.
Учитель начинает урок только при наличии всего необходимого для нормальной учебной работы – мел, чистая доска, тряпка тщательно вымыта и отжата. Дежурные по классу обеспечивают такую готовность учебного помещения к каждому уроку.

У учащегося на столе не должно быть ничего лишнего. Перечень необходимого определяется учителем.
Ученикам запрещается приносить сотовые телефоны, семечки, жевательную резинку, использовать любые вещества, ведущие к взрывам и возгоранием.
При вызове для ответа учащийся должен встать и выйти к доске, передав дневник учителю для выставления оценки. Во время ответа нельзя держать руки в карманах.

Учащиеся, желающие отвечать или спросить что-либо у учителя обязаны поднять руку. Каким-либо другим способом пытаться обратить на себя внимание учителя нельзя.

Подсказки и списывание на уроках категорически воспрещаются.
Учащиеся должны относиться с уважением к учителям и одноклассникам.

Учащиеся обязаны добросовестно относиться к учебному труду, своевременно выполнять домашние заданя.

Ученики должны быть дисциплинированными, запрещается применять на уроке физическую силу для выяснения отношений учащихся друг с другом, совершать любые действия, влекущие за собой опасность для окружающих, для собственной жизни и здоровье.
Ученики имеют право сдать задолженность или исправить нежелательную оценку по предмету в течение недели.
Ученики являются ответственными за порядок в кабинете, сохранность имущества.
В случае необходимости в классе ведется тетрадь учета поведения, которая хранится в журнале.

За нарушение требований учитель применяет следующие меры воздействия:
– уведомление родителей;
– вызов родителей в школу;
– направление на беседу с социальным педагогом или директором школы.

Эти требования установлены Министерством образования Российской Федерации

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector