Что проверяет прокуратура в школе

На учебные заведения не распространяются нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В их отношении плановые проверки могут проводиться два раза в три года и чаще. С какими нарушениями сталкиваются проверяющие и какая ответственность грозит нарушителям?

Реализация образовательных программ должна проводиться согласно законодательству об образовании, в частности Закону РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании) и Федеральному закону от 22.08.96 № 125-ФЗ ­«О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Проверить, насколько соблюдаются нормы и правила в сфере образования, взялась прокуратура.

Что проверяют

Положения учредительных документов (устав, положение). Их в первую очередь подвергают тщательному исследованию на предмет соответствия законодательству. Обязательные положения, которые должны содержаться в учредительном документе, перечислены в ст. 13 Закона об образовании. В частности, в уставе должны быть прописаны правила приема, порядок и основания отчисления обучающихся. При проверке законности установленных условий отчисления нередко выявляются нарушения.

В Костромской области, например, прокуратура выявила незаконные положения, позволяющие отчислить студентов за нарушения правил проживания в общежитии, а также за невыполнение возложенных на них обязанностей беречь природу, воспитывать в себе трудолюбие, постоянно стремиться к повышению общей культуры. Казалось бы, в требованиях нет ничего противоправного. Более того, они направлены на реализацию негласных норм морали. Но отчислить за их несоблюдение образовательное учреждение не вправе.

Обучение может закончиться отчислением, если обучающийся в установленные сроки по неуважительным причинам не выполняет учебный план, нарушает правила внутреннего распорядка. Но не допускается отчисление по инициативе администрации во время болезни обучающегося, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Важно отметить, что отчислить студента за нарушение порядка оплаты обучения нельзя. По этому вопросу судебные разбирательства состоялись еще в 2004 г. (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2004 № А26-5499/03-27). Тогда суд отметил, что по Федеральному закону от 22.08.96 № 125-ФЗ отчисление студента — это дисциплинарное взыскание, а нарушение порядка оплаты нельзя считать дисциплинарным проступком.

Нарушение условий выплаты стипендий. Если студенты-бюджетники получают стипендии, обязательно проверят размер выплачиваемых средств. Напомним, что размеры государственной поддержки обучаемых установлены постоянно обновляемым Указом Президента РФ от 12.04.93 № 443. Внимательно изучаются и условия выплаты стипендий: они не должны противоречить правилам, содержащимся в типовом положении «О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки», утвержденном постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 № 487. Так, если выплата стипендии зависит от активного участия студента в общественных меро­приятиях (концертах, выставках, творческих конкурсах), такое условие нарушает права учащихся. Подобное нарушение выявили в одном из техникумов искусств.

Издаваемые руководителями приказы и локальные акты. Они как нельзя лучше фиксируют факты незаконных решений. Например, в книге приказов школы г. Климовска установлено, что учащиеся 7—11 классов без согласия законных представителей участвовали в уборке картофеля. С учениками не заключали трудовых договоров, их труд не оплачивали.

Условия проживания в общежитиях. Установление дополнительной платы за электроэнергию для студентов, проживающих в общежитиях и пользующихся личными энергоемкими приборами, также незаконно. То же можно сказать и о правилах, разрешающих вход в общежитие проживающим в нем лицам до 24.00. Жилищное законодательство не содержит подобного запрета и не предоставляет право на его введение образовательным учреждениям.

Законность расходования государственных средств. Проверка на этот предмет обязательна для бюджетных образовательных учреждений. Изучается каждая, даже копеечная трата, а также взаимозависимость лиц, участвующих в сделках. Так, сегодня не пройдет еще недавно процветавшая схема присвоения госсредств, когда образовательное учреждение берет в аренду помещения якобы для образовательных нужд, но фактически ими не пользуется. Подобный договор чреват уголовной статьей (ст. 160 УК «Присвоение или растрата»). Именно так закончилась псевдоаренда Московского государственного университета технологий и управления.

Обязательно проверят законность выдачи ссуд педагогическим работникам. Даже если ссуда выдана за счет внебюджетных средств, например за счет доходов от предпринимательской деятельности заведения, она должна быть предусмотрена в смете доходов и расходов учреждения. Отсутствие нужной статьи расходов в смете указывает на незаконность операции по выдаче ссуд. Напомним, что собственные средства государственного учебного заведения в соответствии с п. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ приравниваются по режиму их пользования к бюджетным средствам. В силу ст. 42, 43 и 45 Закона об образовании доходы от предпринимательской деятельности учреждением должны использоваться в соответствии с его уставными целями, в частности, для оказания социальной поддержки нуждающимся студентам, оплаты труда и материального стимулирования работников.

Читайте также  Декрет засчитывается в стаж работы

Законность использования автотранспорта, выделенного в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Здесь тоже не без нарушений: есть факты использования образовательны­ми учреждениями школьных автобусов не по назначению, их, в частности, передают в аренду сторонним организациям.

Ответственность ужесточат

С 1 декабря 2009 г. ответственность учебных заведений и должностных лиц, установленная Законом об образовании и КоАП РФ, возрастает. В соответст­вии с новой ст. 5.57 КоАП РФ за незаконный отказ в приеме в образовательное учреждение или отчисление из него предусмотрен штраф от 30 000 до 50 000 руб. — для должностных лиц и от 100 000 до 200 000 руб. — для юридических. За нарушение либо незаконное ограничение прав и свобод обучающихся должностным ли­цам грозит штраф от 10 000 до 30 000 руб., юридическим лицам — от 50 000 до 100 000 руб. При повторном выявлении нарушений должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от года до двух лет.

Новой ст. 19.30 КоАП РФ введена ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ по учебному плану и графику учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации. Те организации, которые не имеют госаккредитации, но выдадут документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, привлекут к ответственности. Накажут и тех, кто имееет госаккредитацию, но выдаст документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим госаккредитации. Введена ответственность за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации, а также за нарушение установленного порядка проведения государственной (итоговой) аттестации.

В перечисленных случаях образовательному заведению грозит штраф до 200 000 руб., а его руководителю — санкции до 50 000 руб. и дисквалификация.

Так, обвинение в нарушении законодательства было предъявлено школе №1245 за то, как была юридически оформлена эта инициатива. В уставе этого образовательного учреждения записано, что решение об оказании добровольной благотворительной помощи принимается родительским собранием либо родительским комитетом, а не каждым родителем в отдельности, как того требует буква закона. Аналогичное нарушение выявлено и в школе №1171, где подобные решения принимаются попечительским советом.

Например, ситуация в школе №775, где зачисление производится только после заполнения родителями заявления, предусматривающего в обязательном порядке уплату денежных средств на охрану, смотрится на этом фоне гораздо серьезнее.

И, наконец, Московская прокуратура заявила об одном, действительно, громком деле. Выяснилось, что некий детско-юношеский центр в Южном административном округе несколько лет взимал с родителей ежемесячную плату в размере 450 рублей за дополнительные образовательные услуги, которые по уставу и лицензии должны быть бесплатными. По этому факту уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ было возбуждено Чертановской межрайонной прокуратурой.

Как сообщили “Времени новостей” в департаменте образования Москвы, отчет о прокурорской проверке пока не был передан в это ведомство. Однако именно к департаменту образования у московской прокуратуры претензий нет. В отчете о проведенной проверке говорится, что “данным ведомством к виновным должностным лицам постоянно принимаются меры дисциплинарного воздействия, а также некоторые директора школ освобождаются от занимаемых должностей”.

Полномочия прокуратуры достаточно широки. Она может проверять любую деятельность школы. Поэтому руководителю учебного заведения необходимо знать о правах и обязанностях прокуратуры при исполнении ею надзорных функций. О процедуре проведения проверки в школе и ее возможных результатах – в статье.

Основания для проведения проверки

Повод для проверки в школе – информация о фактах нарушений, требующих принятия мер прокурором. Она может поступать в виде заявлений, жалоб и ходатайств любых лиц. Это родители учеников, органы власти, коммерческие и общественные организации и иные лица.
Отметим, что существует практика планирования Генпрокуратурой РФ регулярных тематических проверок исполнения школами законодательства в масштабах всей страны. Поэтому проверка может также выполняться по поручениям генерального и иных вышестоящих прокуроров.

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРАТУРЫ

Прокуратура осуществляет, в частности, надзор за соблюдением:
– Конституции РФ и всех законов, действующих на территории РФ;
– прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Указанные полномочия органов прокуратуры приведены в статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 (далее – Закон № 2202-1).
При этом прокуратура действует независимо от каких бы то ни было органов власти (федеральных, местных или муниципальных), общественных объединений. И свои функции она должна выполнять в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами. Основание – пункт 2 статьи 4 Закона № 2202-1.
Таким образом, прокуратура может проверить, к примеру, как конкретная школа исполняет законодательство и соблюдает права и свободы учеников.

Что могут проверять
Проверке подлежат, например, вопросы соблюдения:
– прав школьников;
– законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и здоровье населения;
– законодательства о противодействии терроризму или экстремизму.
При этом прокуратура не подменяет собой другие контролирующие государственные органы. Она не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Однако прокуратура может уполномочить провести проверку деятельности школы иные государственные органы. Для этого, как правило, направляется обязательное для исполнения поручение. Так, если проверка касается вопроса использования бюджетных средств, ее по указанию прокуратуры может осуществить контрольно-ревизионное управление Минфина России. А если имеется информация о возможном совершении экономического преступления – служба по линии БЭП МВД России.

Права прокурора при проведении проверки
Прокурор при выполнении возложенных на него функций вправе:
– по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения учреждения;
– иметь доступ ко всем документам и материалам;
– проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
– требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
– требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
– требовать проведения проверок и ревизий деятельности учреждений;
– вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Основание – пункт 1 статьи 22 Закона № 2202-1.

Читайте также  Возврат вложенных денежных средств

Как проходит проверка
Уполномоченный прокурор на основании указания вышестоящего прокурора, планового задания или поступившего заявления лица направляет руководителю школы письмо. Оно оформляется на официальном номерном бланке. В этом письме прокурор сообщает о проведении проверки со ссылкой на ее основания.
При этом чаще всего он истребует объяснения и необходимые документы, поручает совершить определенные действия либо провести проверку по определенным фактам. Кроме того, в своем письме прокурор вправе обязать сообщить к установленному сроку о результатах предписанных действий либо вызвать к определенному времени и дате на прием.
При необходимости прокурор согласовывает время и дату посещения школы и личного ознакомления с интересующими его документами. По сложившейся практике при подобном визите он представляется, предъявляет служебное удостоверение и документ, являющийся основанием для проведения проверки. Хотя специально данные действия прокуроров законодательством не регламентированы.

Обязанности работников прокуратуры
Прокурор и следователь имеют право не давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве материалов и не представлять их кому бы то ни было для ознакомления. Исключение – случаи, предусмотренные законодательством. Об этом говорится в пункте 2 статьи 5 Закона № 2202-1.
Тем не менее прокурорские работники обязаны осуществлять свою деятельность гласно. Они должны предоставлять возможность получения в законных пределах сведений о деятельности прокуратуры. Кроме того, при проведении проверок следует исключить случаи истребования лишних документов и сведений, не относящихся к предмету проверки.

Как отсрочить выполнение требований
Требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок. При этом статистическая и другая информация, любые справки, документы и их копии представляются безвозмездно.
Неисполнение законных требований прокурора, а также уклонение от явки по его вызову влекут наложение на виновное лицо денежного штрафа. Такая ответственность предусмотрена статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Но может так случиться, что школа не успевает в установленный срок представить затребованные документы или провести проверку. Тогда необходимо обратиться к прокурору с просьбой о продлении сроков.

Результаты проверки
Если в ходе проверки нарушения не обнаружены, об этом сообщается ее инициаторам и заинтересованным лицам.
В случае же выявления нарушений действующего законодательства прокурор:
– приносит протест об отмене незаконного правового акта;
– вносит представление об устранении выявленных нарушений, их причин и условий;
– выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица;
– направляет предостережение о недопустимости нарушений закона, которые могут произойти;
– возбуждает уголовное дело при выявлении признаков преступлений, предусмотренных законодательством;
– направляет и поддерживает иски в суде в защиту прав и свобод граждан (в случае если нарушение закона приобрело особое общественное значение).

Лицо, издавшее соответствующий правовой акт, должно рассмотреть протест в течение 10 дней с момента его поступления. Затем либо удовлетворить требование, либо оспорить его в суде.
А вот представление прокурора об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений. О результатах следует сообщить прокурору в письменной форме.
Предостережение в целях предупреждения возможных нарушений закона исполняется в установленный прокурором срок. Иначе должностное лицо, которому оно было направлено, может быть привлечено к административной или уголовной ответственности.

Решение можно оспорить
Принятые в результате проверки решения и акты прокурорского реагирования могут быть обжалованы в суде. То же самое касается и незаконных действий (бездействия) прокурора.
Кроме того, школа в случае несогласия с требованиями, решениями и действиями проверяющих вправе обратиться к вышестоящему прокурору вплоть до генерального прокурора РФ.

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

“>

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector