Что делает специалист по закупкам

В любом бюджетном учреждении существует потребность покупать различные виды продукции, услуг или работ. Для того чтобы запросы организации были реализованы в полном объеме, должна быть проведена определенная работа, специалист по закупкам (44-ФЗ предусматривает его наличие в организации) и станет тем сотрудником, благодаря которому будет проведена процедура.

Что за должность

Специалист по размещению государственного заказа занимается оформлением участия организации в закупочных процедурах различного вида. Это могут быть конкурсы, аукционы и множество иных вариантов, установленных действующим законодательством.

Услуги специалиста по закупкам востребованы как со стороны, которая заказывает тендер, так и со стороны участника торгов. Соответственно, обязанности по должности отличаются в зависимости от интересов стороны, которую представляет человек.

Интересы заказчика связаны с оформлением требований к процедуре и объекту закупок, приему поступающих заявок, анализу документов. Этой стороне торгов необходима деятельность:

  • по получению сведений о рентабельности претендентов;
  • наличию информации о предложениях, которые отклонены в процессе проведения торгов;
  • аннулированию торгов при отсутствии заявителей;
  • возвращению залогов;
  • документальному поэтапному оформлению процесса;
  • проведению учета по заказам;
  • анализу расходов.

Со стороны поставщика существует запрос на другие действия, связанные:

  • с отслеживанием объявленных закупок;
  • сбором и комплектацией необходимых документов;
  • формированием предложений о ценах;
  • соблюдением сроков и условий, установленных процедурой.

В связи с различными задачами сторон законодатель определил разницу в требованиях к сотрудникам, ведь работа «специалист по государственным закупкам» отличается по функционалу у поставщика и заказчика. В связи с этим специалист по размещению заказов со стороны заказчика должен обладать образованием и навыками определенного уровня (ч. 6 ст. 38 44-ФЗ). Так происходит потому, что заказчик формирует конкурсную комиссию, в состав который необходимо включать сотрудника определенного уровня:

  • прошедшего профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
  • имеющего специальные знания по закупаемым объектам (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ).

А вот со стороны поставщика может трудиться специалист по закупкам без опыта работы.

Обязательно ли заказчику иметь такого специалиста

Работа на площадках госзакупки со стороны заказчика связана с обязательным наличием у него специалиста по торгам или целой службы. Такое положение предусмотрено ст. 38 44-ФЗ.

Наниматель определяет необходимое число работников в соответствии с положениями закона.

Так, учреждение с годовым объемом закупок (по совокупности) на сумму более 100 млн рублей должно создать контрактную службу. При этом формировать отдельное спецподразделение в штате не обязательно.

Если сумма запросов на протяжении года не превышает 100 млн рублей и контрактной службы у заказчика нет, руководитель назначает сотрудника, который станет ответственным за конкретные торги. В зону ответственности входит исполнение каждого контракта.

Основные требования к кандидату

В ТК РФ с 2012 года введен термин «профстандарт». Это список определенных требований к знаниям и навыкам по определенному направлению деятельности.

Для сотрудника, занятого процедурами, утверждены определенные стандарты (Приказы Минтруда от 10.09.2015 № 625н, 626н).

Специалист в сфере закупок

Требования к образованию

Требования к опыту работы

  • собрать изначальную информацию;
  • оформить документы;
  • провести анализ результатов;
  • провести процедуры по заключению контрактов.

Среднее (дополнительное профессиональное) образование.

Без требований к практическому опыту в данной сфере.

  • сформировать планы закупок;
  • обоснования;
  • реализовать процедуры.

Высшее (дополнительное профессиональное) образование.

Практический опыт — от 3 лет.

Экспертная оценка и проведение анализа:

  • закупок;
  • выполнения условий контракта.

Высшее (дополнительное профессиональное) образование.

Практический опыт — от 4 лет.

Контроль, мониторинг, аудит.

Высшее (дополнительное профессиональное) образование.

Практический опыт — от 5 лет, включая на должностях категории «руководитель» — от 2.

Эксперт в сфере закупок

Требования к образованию

Требования к опыту работы

Работы по консультированию:

  • мониторинг рынка;
  • пояснения по процедурам.

Высшее (дополнительное профессиональное) образование.

Практический опыт — от 3 лет.

Экспертиза рынка и процедур.

Высшее (дополнительное профессиональное) образование.

Практический опыт — от 4 лет.

  • консультирование;
  • экспертиза;
  • анализ и управление проблемами по процедурам.

Высшее (дополнительное профессиональное) образование.

Практический опыт — от 5 лет, включая на должностях категории «руководитель» — от 3 лет.

Читайте также  Обмен лодочных моторов с доплатой

Где искать

Закупки в различных сферах нужны каждому учреждению, поэтому сотрудник по тендерам является востребованным и для государственных организаций, и для частных компаний. А вот найти грамотного специалиста как организатору, так и участнику торгов нелегко. Да и самому сотруднику приходится прикладывать немало усилий, чтобы найти «своего» работодателя. А помочь в поиске обеим сторонам призваны специализированные сайты и форумы, где наниматель может разместить запрос по имеющейся вакансии, а претендент — свое резюме.

Оптимизация процессов и снижение издержек, работа с контрактной системой

Чем занимается специалист по госзакупкам — часть 1

Госзакупки — популярная тема

На сегодняшний день, с вступлением в силу Закона о контрактной системе (Закон №44-ФЗ), сфера госзаказа стала очень популярной и привлекает все больше людей. Среди них есть те, кто только выбирает специализацию, есть люди, которые, уже имея за спиной опыт в другой области, меняет профессию кардинально, в надежде добиться больших результатов. Очень часто мы выбираем профессию по ее внешним признакам и атрибутам, исходя из стереотипов. Определяя свою будущую специализацию, люди попадают в ловушку своих представлений, которые не имеют ничего общего с реальностью. Ситуация с такой профессией как специалист по госзакупкам ничем не отличается. О желательных личных качествах сотрудника контрактной службы уже говорилось в статье «Госзакупки – требования к сотруднику». Задача этой статьи — коротко рассказать об особенностях работы и функционале контрактного управляющего в госзакупках со стороны заказчика.

Кто такой контрактный управляющий

Закон о контрактной системе ввел такое понятие, как контрактный управляющий. Информация и ажиотаж в отношении этой темы в средствах массовой информации и личном общении создает впечатление, что контрактный управляющий — это высокооплачиваемая должность, работа в госзакупках несложная, очень престижная и разобраться в этой теме можно достаточно быстро. А как все обстоит на самом деле?

Госзакупки — сложная область

Такой профессии, как контрактный управляющий, даже нет в Квалификационном справочнике должностей. Поэтому у контрактного управляющего в трудовой книжке не будет записи с таким красивым словосочетанием. Должность будет называться как угодно: специалист, бухгалтер, инженер, юрист, экономист, но никак не контрактный управляющий. Любопытно, что в настоящее время основная масса тех сотрудников, кто занимается госзакупками на стороне заказчика – это действительно люди смежных профессий, которым дали дополнительную нагрузку и лишнюю головную боль. При этом дополнительный функционал далеко не всегда оплачивается.

Функционал контрактного управляющего

Несмотря на то, что госзакупки сами по себе существовали всегда, нормативная база по этой тематике неоднократно менялась. В настоящее время действует федеральный закон №44-ФЗ, требования которого очень серьезно изменили функции, загрузку и необходимую квалификацию контрактных управляющих со стороны заказчика и соответствующих специалистов со стороны поставщиков. Нагрузка увеличилась и очень сильно.

Функционал специалиста по закупкам — вопрос очень важный и до конца не понятный для многих (в том числе руководителей, выросших на правовом хаосе 1990-х). Частично ответ можно получить в части 4 статьи 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Далее большая цитата из первоисточника для желающих:

Статья 38. Контрактная служба

1. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

2. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

3. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

4. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

5. При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

6. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Что скрывается за общими формулировками? Довольно много обязательной рутинной работы. Подготовка документов, сбор информации, взаимодействие с сотрудниками, консультации с поставщиками, размещение информации в сети Интернет, возможно визиты в контролирующие органы и суды и другие заботы.

Читайте также  Куда жаловаться на действия судьи

Следует отметить, что госзакупки можно формально разделить на три больших блока:

  1. Планирование
  2. Осуществление закупок
  3. Заключение, исполнение, изменение, расторжение контракта.

Это очень грубое, но между тем основополагающее деление Закона о контрактной системе. Там есть и другие направления, такие как мониторинг, аудит, контроль, но это либо косвенно относится к этим трем блокам, либо не имеет прямого отношения к Заказчику.

Работа контрактного управляющего для каждого учреждения имеет специфику. Начнем с того, что для понимания различий заказчиков лучше условно разделить на три категории — крупных, средних и мелких и рассмотреть их отдельно.

Работа тендерного специалиста объединяет комплекс знаний в области юриспруденции, технологий и менеджмента. С чего начать новичку и какими ресурсами пользоваться?

Специалист по тендерам встречается как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика. Со стороны заказчика обязательно должен быть контрактный управляющий либо целая контрактная служба с руководителем, причем необязательно отдельное подразделение, это могут быть сотрудники различных подразделений, собранные в одну команду, которые выполняют обязанность сотрудника контрактной службы. Также у заказчика может быть руководитель комиссии, член комиссии (конкурсной, закупочной, аукционной, котировочной).

Если рассматривать ситуацию с точки зрения участника (поставщика), то в этом случае многое определяет факт того, кто в компании занимается продажами в том числе и через участие в тендерах: сотрудник коммерческого отдела, сотрудник отдела продаж, любой сотрудник компании.

В чем разница между специалистами заказчика и специалистами по тендерам поставщика? Для заказчиков законом установлено, что лица, которые занимаются закупками, должны иметь определенный уровень образования (ч. 6. ст. 38 № 44-ФЗ). Заказчик включает в состав комиссии тех, кто прошел профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5. ст. 39 № 44-ФЗ).

В отношении заказчиков применяются два профстандарта, а также ряд других документов:

  • Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе»
  • Письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки России № АК-553/06 от 12.03.2015 «О направлении методических рекомендаций…» (для учебных центров, которые занимаются профессиональной подготовкой и переподготовкой).

Законодательная база — это основа знаний специалистов по тендерам. Основополагающий закон — это Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Если даже организация попадает под № 223-ФЗ, но по каким-то причинам не может по нему работать, то она попадает под действие 44-ФЗ. Поэтому № 44-ФЗ должны знать все специалисты по тендерам у любого заказчика.

Помимо этого, важно знать те части Гражданского кодекса, которые относятся к контрактам, договорам. Поскольку любые неправомерные действия заказчика могут быть оспорены и доказаны, важно разбираться и в КоАП. Если тендеры касаются строительных работ, то определенные статьи Градостроительного кодекса тоже не стоит оставлять без внимания. Не лишним будет знание и Трудового кодекса. Определенную роль играет Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку при закупках нередко возникают спорные ситуации по поводу возможных нарушений, и в этих случаях знание закона особенно важно.

Читайте также  В чем смысл презумпции невиновности

Ресурсы для специалиста по тендерам

Информацию о закупках предоставляют следующие ресурсы:

Единая информационная система включает огромные объемы информации по закупкам: планы, планы-графики, информацию о закупках, реестр контрактов, реестр недобросовестных поставщиков, реестр жалоб, проверок и их результатов. Кроме того, на сайте можно ознакомиться с типовыми контрактами, нормативно-правовыми актами и другими необходимыми документами.

  • Электронные торговые площадки (таких площадок сейчас 6). Поставщикам нужно разбираться в регламентах таких площадок и даже в интерфейсах, поскольку у каждой площадки свои особенности. Заказчику в этом смысле проще — он вправе выбрать ту площадку, где ему удобнее работать.

Чем полезен этот источник? Благодаря информационной функции можно ознакомиться со списком компаний, работающих на площадке, и получить информацию по конкретным участникам. Кроме того, можно осуществлять поиск покупателей и потребителей интересующих работ и услуг, а также изучать потребности и предложения работ и услуг от организаций, представленных на ресурсе.
Площадка выступает также и как мощный аналитический инструмент, позволяя сравнивать показатели деятельности компаний, выбирать контрагентов с учетом различных критериев.

  • Поисковая система Контур.Закупки. Прежде всего она рассчитана на поставщиков. Они ищут информацию о закупках — это задача поставщика. Подобные площадки позволяют не только производить поиск, но и осуществлять аналитическую работу: какие жалобы были на заказчика, как он платит и т.д.

Информацию о заказчиках / участниках дают следующие ресурсы:

  • Реестры: ЕГРЮЛ/ЕГРИП; Реестр недобросовестных поставщиков (можно проверить, числится ли в нем конкретная компания); Реестр жалоб (можно изучить поведение заказчика или поставщика: часто ли на заказчика жалуются и насколько любит жаловаться поставщик).

Информация заказчика — это важная составляющая работы, так как можно наблюдать, кто из конкурентов выходит на рынок. Реестры.

  • Сервис быстрой проверки контрагентов Контур.Фокус.
  • Официальные сайты органов исполнительной власти, министерств и ведомств.
  • Справочные системы: Консультант, Гарант, Контур.Норматив.
  • Сообщества и социальные сети.

Какими навыками должен обладать тендерный специалист

Для заказчиков разработаны профстандарты, которые они обязаны применять в отношении своих сотрудников. Речь идет о следующих документах:

  • Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок»
  • Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок»

Организация-заказчик должна подготовить своего работника таким образом, чтобы он в соответствии со стандартами исполнял свои трудовые функции. У поставщика такой обязанности нет, хотя работник контрактной службы или работник отдела продаж, работая с теми же самыми ресурсами и контрактами, все же должен разбираться в ряде вопросов. Специалист поставщика не обязан касаться вопросов планирования, нормирования, формирования отчетности, но читать соответствующие документы он должен, чтобы понимать, как нормируются закупки у конкретного заказчика, как заказчик формирует план-график. Поиск, анализ, оценка документации, соблюдение регламентов — эти навыки нужны специалисту поставщика.

Повышать профессиональный уровень и квалификацию специалист по тендерам может прежде всего на рабочем месте, накапливая опыт. Однако он может получить и дополнительное образование в учебном центре (очно или дистанционно).

Для получения дополнительного профессионального образования нужно обязательно обладать высшим или средним профессиональным образованием (то есть должен быть документ, подтверждающий его наличие). Либо нужно быть студентом, в настоящее время проходящим обучение.

Как стать специалистом по тендерам: рекомендации экспертов

Станислав Грузин, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU и эксперт в области проведения закупок в соответствии с 223-ФЗ, 44-ФЗ, советует после изучения двух основополагающих законов начать участвовать в небольших тендерах по 44-ФЗ. Почему? Смотрите в видео:

Олег Бируля, эксперт по тендерам и специалист в области госзакупок, считает, что работа тендерного специалиста объединяет комплекс знаний в области юриспруденции, технологий и менеджмента. Подробнее об этом он рассказывает в видеофрагменте вебинара «Как стать специалистом по тендерам»:

Онлайн-обучение и экспертная поддержка в сфере закупок

Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector